Афины полис Греции

древние афины

Отцы-основатели западной культуры

 

Афины занимают уникальное место в истории человечества. Как люди, которые были первопроходцами в искусстве истории, философии и театре. Они пробуют первую радикальную версию демократии и достигают определенного уровня совершенства в архитектуре, скульптуре и керамике. Афиняне по праву приобрели почти легендарный статус.

Афины всплывают относительно поздно в истории Греции. Ни один персонаж из этого города не играет существенной роли у Гомера. Только в конце 7-го века этот полис прочно входит в историю.

Окружающий регион, известный как Аттика, имеет определенные преимущества. Он идеально расположен у Эгейского моря, чтобы играть ключевую роль в местных делах. Его равнины обеспечивают большую площадь, не нарушенную горами, как другие долины на Пелопоннесе, более древние центры греческой цивилизации. Политический союз, если он будет достигнут и поддержан, позволит Афинам стать более крупным и более густонаселенным городом-государством, чем любой другой в Греции.

Даже очевидное несчастье может превратиться в преимущество. Почва Аттики бедная, подходит в основном для оливок и виноградной лозы. Необходимость импорта зерна побуждает афинян развивать два своих наиболее значительных навыка — мореплавание и торговля.

В ранний период истории Афины были провинциальным микенским царством. Но в отличие от крепостей Пелопоннеса, Афины не были захвачены дорийцами. Город становится центром для греков, которые говорят на ионическом, в отличие от дорического диалекта захватчиков.

Ко времени первых исторических событий в Аттике, в конце 7-го века до нашей эры, регион прошел этапы общественного развития, характерные для большей части Греции. Монархия уступила, по сути, правлению наследственной аристократии, владеющей землей.

 

Олигархи, тираны и демократы 7-6 вв. до н.э.

 

Аристократы Аттики, известные под соответствующим термином (eupatridae, отцы), держат власть в своих руках благодаря членству в Ареопаге — совете, получившем свое название от холма в Афинах, на котором они собираются. Собор ежегодно выбирает семь представителей аристократии в качестве «архонтов». Эти магистраты ведут дела, как правительства, так и закона. После назначения архонта они становятся членами ареопага на всю жизнь, тем самым сохраняя круг надежно закрытым.

Существует также более широкое собрание, экклесия, в котором имеют право принять участие более богатые граждане Афин. Но аристократы ареопага отводят ему лишь незначительную роль.

К концу 7-го века ситуация в Аттике, кажется, созрела для замены аристократического правления на одного сильного человека или тирана — правление, знакомое во многих других греческих государствах в то время.

Мало того, что аристократические семьи Аттики обладают почти всей политической властью. Им также принадлежит большая часть земли. Между тем свободные мелкие землевладельцы все чаще попадают в долги. Если чья-то земля заложена, на ней заметно виден столб. Затем фермер должен заплатить шестую часть всей своей продукции своему кредитору. Если он не выполнит своих обязательств по умолчанию, он может стать рабом.

Примерно с 630 г. до н.э. в Афинах предпринимаются попытки потенциальных тиранов захватить власть. Но первый сильный правитель появляется в соответствии с законом. Он доказывает, что он реформатор с демократическими симпатиями.

СолонСолон, избранный архонтом в 594 г. до н.э., дает Ареопагу особую задачу примирения противоборствующих фракций внутри афинского общества. Его первый закон касается бедных крестьян. Он смело убирает столбы с их земли (тем самым аннулируя их долги) и в то же время делает незаконным, чтобы кто-либо был порабощен кредитором.

Освободив бремя бедных, Солон пытается открыть политические структуры Афин. Он делает членство в Ареопаге зависимым от богатства, а не от рождения. В то же время он расширяет роль экклесии. Солон создаст новый совет, который впоследствии станет важной частью политической жизни греческого полиса Афины.

Реформы Солона ясно указывают на будущее. Но они оказываются недостаточными, чтобы отклонить амбиции тиранов в краткосрочной перспективе.

В 560 году популярный военачальник Писистрат захватил власть в Афинах. Он теряет и восстанавливает контроль более одного раза, но с 546 надежно закрепился. Писистрат правит как доброжелательный диктатор, оставляя пост архонта для себя и своего ближайшего окружения. Афины наслаждаются беспрецедентным периодом процветания. Аттика объединена. Торговля развивается в период длительного мира. Впечатляющие общественные здания строятся в Афинах, в том числе первый Парфенон на акрополе.

После его смерти, в 527 году, пост мирно наследует его сын Хиппиас. Но Хиппиас свергнут в 510 году, когда аристократы Аттики, стремящиеся вернуть власть в свои руки, заручились поддержкой Спарты.

 

Афины и Спарта 508 — 478 гг. до н.э.

 

Вмешательство спартанцев только способствует ускорению продвижения Афин к демократии. В 508 году власть завоевана при народной поддержке аристократа Клисфена, который подрывает власть своего класса путем серьезной реорганизации политической структуры.

Он предоставляет всем гражданам, независимо от их богатства, право голоса на местном уровне, где демонстрации (фактически город или деревня) становятся сердцем политической жизни. Он дает большую роль экклесии, в который каждый гражданин может принять участие. Эти реформы устанавливают принцип демократии в Афинах. Аристократические спартанцы возвращаются в 506 году, но они побеждены афинскими демократами в битве.

В 480 году угроза со стороны Персии объединяет Спарту и Афины, вместе с большинством других городов-государств материковой Греции, в редкой демонстрации единства. Во время греко-персидских войн ведущую роль Спарты признавали все.

К тому времени, как персы ушли в конце 480 года, потерпев поражение, военная репутация Спарты была укреплена в Фермопилах и Платеях. Афиняне, напротив, потеряли свой город, опустошенный персами. И все же афиняне становятся сильнее. Военно-морской флот, который разбивает врага при Саламине, в значительной степени принадлежит им. И становится очевидным, что контроль над Эгейским морем — лучшая защита от Персии.

 

Делийская Лига с 478 г. до н.э.

 

Сдвиг в расстановке сил между Афинами и Спартой подчеркивается в 478 году, когда представители Афин и других Эгейских государств, встречаются на острове Делос, чтобы сформировать коалицию, впоследствии известную как Делийская лига. Ее члены согласны объединить флот, либо предоставить корабли и экипажи, либо предоставить деньги. Одной из целей является освобождение греческих территорий, удерживаемых Персией на восточном побережье Эгейского моря.

Спарта не заинтересована в членстве, имея мало флота. Таким образом, Афины являются лидером этого нового греческого альянса.

В первые годы Делийская лига крепнет, достигая нескольких значительных побед над Персией. Это само по себе вызывает тревогу у Спарты. Тем более, что Афины начинают относиться к Лиге как к афинской империи с ее флотом, автоматически находящимся в распоряжении Афин.

Поведение Афин по отношению к своим якобы равным союзникам вскоре становится как у имперского государства. Те члены, которые пытаются выйти из лиги, под давлением сохраняются. Самое главное, что примерно 454 г. накопленные средства Лиги переводятся из Делоса в Афины.

В Спарте обеспокоены ростом могущества, Афины снова стали городом с крепкими стенами. После персидского разрушения, в 480 году, Фемистокл делает приоритетом, строительства новых стен — против сильных протестов со стороны Спарты.

Сама Спарта не имеет городских стен. В предполагаемых мирных интересах спартанцы теперь утверждают, что все греческие города должны демонтировать свои стены.

Афины уходят в другую крайность. Помимо строительства новых городских стен, афиняне впервые присоединяются к своему городу гавань в Пирее, в 5 милях (8 км) к юго-западу. Знаменитые Длинные стены от города до побережья начались в 461 году и в основном завершены к 457 г. до н. э.

С наиболее мощным военным флотом в Греции и укрепленной приморской зоной вокруг их столицы, простирающейся на несколько квадратных миль, афиняне безошибочно представляют себя как доминирующая сила региона.

 

Подготовка к Первой Пелопоннесской войне 478-460 гг. до н.э.

 

Спарта испытывает трудности с сохранением лояльности членов своей собственной Пелопоннесской лиги, некоторые из которых принимают демократические правительства, принципиально враждебные спартанской олигархии.

Проблемы Спарты усугубляются разрушительным землетрясением в 464 году. Косвенно это приводит к ожесточенным боевым действиям между Спартой и Афинами.

Землетрясение разрушает большую часть города Спарты и многие люди погибают. Илоты пользуются возможностью и восстают. Спартанцам удается сдерживать повстанцев в районе горы Итоме, в Мессении, но не хватает сил, чтобы победить их. Они обращаются к своим союзникам за помощью.

Афины, на данном этапе технически союзник Спарты, входят в число городов-государств, которые посылают армию.

Вместо того, чтобы приветствовать эту афинскую поддержку, спартанцы отправляют солдат обратно в Афины, не вовлекая их в кампанию. Точная причина не известна, но, вероятно, носит политический характер. Это решение следует за новостями о том, что Афины находятся в процессе введения более радикальной демократии, меры глубоко оскорбительной для аристократической Спарты. Эпизод интерпретируется как оскорбление афинянами, которые склонны не доверять Спарте.

Вскоре после этого события Афины заключают провокационные союзы с двумя городами, выступающими против Спарты. Открытая враждебность разгорается в 460 году, году, который принято считать началом Первой Пелопоннесской войны.

 

Перикл и расцвет Афин 462-433 гг. до н.э.

 

ПериклДвижение к более радикальной форме демократии представляет собой ранний успех величайшего государственного деятеля Афин 5-го века — Перикла. Хотя он сам аристократ, он полон решимости более полно отвести власть от олигархического ареопага к афинским гражданам.

В то время как его главный политический противник находится в Спарте с армией, Перикл использует большинство в народном собрании для принятия резолюций, ограничивающих Ареопаг. Их законодательная роль передается различным органам, в которых все граждане имеют право голосовать и даже занимать руководящие должности, часто назначаемые по жребию. Афины сейчас твердо привержены одному из самых глубоких экспериментов в истории прямой демократии.

Во время Первой Пелопоннесской войны, личный авторитет Перикла неуклонно укреплялся благодаря его влиянию на афинское собрание. В 461 году он является официальным лицом, которому поручено построить Длинные стены от Афин до Пирея — важная задача, которую он выполняет к 457 г.

Его власть неизмеримо возросла в 454 году, когда он был назначен ответственным за средства Делийской лиги. Этот богатый запас сокровищ, в значительной степени пополняемый войной, в этом году перенесен в Афины для хранения на акрополе.

В 446 году Перикл договаривается о Тридцатилетнем договоре со Спартой — удивительное достижение, так как скоро следует вторжение пелопоннесской армии в Аттику.

Таинственным образом армия возвращается в последний момент (сразу же ходят слухи, что Перикл подкупил царя, а в Спарте его судят и штрафуют по этому обвинению). Договор представляет собой пакт о ненападении, основанный на нынешнем статус-кво.

Договор предоставляет Афинам передышку и некоторые возможности. У города есть вдохновленный лидер в лице Перикла, и избиратели знают его ценность (с 443 ассамблея выбирает его в качестве ведущего военачальника в течение пятнадцати лет подряд). Афины обладают огромным богатством как торговая нация, как имперская держава, а теперь как держатель средств Делийской лиги. В число граждан входят блестящие драматурги, скульпторы, архитекторы. Но священный центр Афин, акрополь, нуждается в срочной реконструкции после нападения персов.

В результате, перед тем, как начнется новая война, наступил необычный период, который часто называют эпохой Перикла.

 

Империя и возвращение войны 445-431 гг. до н.э.

 

Афинская империя мощно консолидируется и расширяется Периклом. Отказ от сотрудничества со стороны союзников обычно приводит к прибытию на их землю афинского гарнизона. В стратегических районах создаются колонии нового типа; известные как клирусы, они имеют прямую политическую связь с Афинами, потому что колонисты остаются афинскими гражданами. Обширная торговая сеть, подкрепленная силой, дает Афинам контроль над всем Эгейским и Черным морями.

Но в 433 году Перикл переигрывает себя, что приводит к нарушению его собственного Тридцатилетнего договора.

Большой остров Коркира (Корфу, у северо-западного побережья Греции) является колонией Коринфа. Но теперь это мощное государство само по себе, и в 433 году до н.э. оно воюет с Коринфом. Жители Корфу обращаются за помощью к единственному флоту, который может сравниться с Коринфским, к Афинам.

Первый ответ афинского собрания — осторожность. Но союзник в западном море, недалеко от Италии, является привлекательным предложением. Перикл убеждает собрание послать тридцать трирем только в оборонительных целях, утверждая, что это не нарушит договор.

События доказывают, что Перикл неправ. Боевые действия перерастают в точку, где афинские корабли блокируют союзника Коринфа (Мегара) и угрожают колонии Коринфа (Потидеи). В 432 году спартанцы решают, что Афины виновны в агрессии. Они отправляют посланника с требованием вывести афинские корабли.

Перикл убеждает собрание ответить, что Афины никогда не склонятся перед ультиматумом из Спарты, но согласятся на независимый арбитраж. Дипломатический тупик заканчивается в 431 году, когда Фивы, союзник Спарты, внезапно нападают на Платеи, союзника Афин. Вторая Пелопоннесская война, часто известная просто как Пелопоннесская война, началась.

 

Бедствие и восстановление 404-338 до н.э.

 

Исход войны, почти тридцать лет спустя, стал катастрофой для Афин. Побежденные на суше и на море Спартой и ее союзниками, афиняне страдают от того, что их знаменитые Длинные стены Пирея систематически разрушаются. Несмотря на это, ущерб меньше, чем обычно для проигравших государств в греческих войнах. Высокий престиж Афин спасает сам город от разрушения и афинян от порабощения.

В результате культурная и интеллектуальная жизнь Афин продолжает оставаться неизменной. Сократ все еще жив в конце войны. Платону за двадцать. Аристотель, будущий ученик Академии Платона в Афинах, еще не родился. К его времени наблюдается даже восстановление политического статуса Афин.

Спарта, с 404 г. до н.э., имеет возможность и силу навязать Греции своего рода единство, но ее скрытая социальная структура не в состоянии обеспечить необходимое руководство.

Вместо этого Афины получают достаточно времени, чтобы собрать в 377 году пересмотренную версию Делийской лиги. Этот союз оказывается достаточно сильным, чтобы одержать победу над спартанским флотом у Наксоса в 376 г. Через несколько лет спартанская армия получает смертельный удар при поражении от меньшего числа фиванцев, благодаря революционной тактике Эпаминонда в 371. В 369 г. Эпаминонд освобождает Мессению, соседнюю территорию, долгое время эксплуатируемую спартанцами.

 

Появление Македонии 356-338 гг. до н.э.

 

К середине столетия, военная репутация Спарты утеряна, Афины снова воспринимаются как ведущий греческий город-государство.

Но афиняне не спешат реагировать на новую угрозу — беспощадное, но дипломатичное умелое давление с севера Филиппа II Македонского. Примерно с 349 года великий оратор Демосфен призывает своих сограждан выступить против Филиппа (его серия выступлений на эту тему становится известной истории как Филиппики), и в 338 году они, наконец, делают это. Но объединенная армия из Фив и Афин убедительно побеждена в том же году Филиппом при Херонее. Демосфен произносит похоронную речь афинянам, погибшим в битве.

 

Долгий упадок с 1-го века до нашей эры

 

С первого века до нашей эры, и до относительно современных времен, Афины всегда будут существовать в тени чужих империй. Неудачные восстания против Македонии, начиная с 323 года, спустя столетие побуждают афинян поддержать соперника Македонии — Рим.

Город получает много милостей от Рима, пока неразумный акт восстания в 86 г. до н.э. не приводит к тому, что Афины осаждаются и разграбляются римской армией во главе с Суллой.

Греция томится под римским правлением. Афинский пример может цивилизовать более примитивную западную империю. Но греческая цивилизация теряет свою жизнеспособность в провинциальных условиях, даже, несмотря на то, что влияние греческой культуры в то время распространяется повсеместно в так называемую эпоху эллинизма.

Афины и Спарта, как города с громкой славой, могут сохранить свою независимость. Афины, в частности, остаются центром культурного совершенства. Здесь есть один из лучших университетов Римской империи. Его архитектура и скульптура привлекают туристов из Италии. Когда Нерон хочет доказать свои художественные тенденции, он приходит сюда в 66-67 гг. Но биение афинской жизни в политике, литературе или театре осталось в прошлом.

Даже интеллектуальная репутация Афин несколько потускнела, поскольку дух греческого научного исследования переместился в Александрию. Тем не менее, город Сократа, Академия Платона и Аристотель до сих пор являются признанным домом философии.

Роковой удар по этому последнему различию нанес император Юстиниан. В 529 г. н.э. он постановляет, что никакая языческая философия не должна преподаваться в знаменитых школах Афин. Центр классической греческой цивилизации сводится к статусу только одного христианского города среди многих в Византийской империи.

Исторический Журнал
Добавить комментарий