Древняя Греция и Персия

Дура-Европолис

Дарий и греки 514-486 гг. до н.э.

 

Среди всех успехов царствования Дария его единственная реальная неудача связана с греками.

Это имеет огромное значение для будущего Персии. Примерно с 545 года грекоязычная Иония (современная юго-западная Турция) была частью Персидской империи. Чтобы защитить этот западный регион от набегов кочевников с севера, Дарий в 514 году пытается расширить свою власть в этом направлении. Он пересекает Босфор и продвигается на северо-запад. К тому времени, когда он уходит, Фракия и Македония уже находятся в составе империи. Сама Греция теперь явно находится под растущей угрозой со стороны персидских намерений.

В 499 г. до н.э. города Ионии восстают против своего персидского сатрапа. Их в ограниченной степени поддерживают Афины. Восстание продолжается с перерывами, пока, наконец, не будет подавлено в 493 году. Но теперь этот регион превратился в зону трений между Персией и Грецией. Географически Иония кажется естественным продолжением великой империи Персии. Но в культурном отношении ионийцы связаны с другими грекоязычными народами Эгейского моря.

Афины становятся главным объектом враждебности персидского императора — отчасти из-за ее поддержки ионийских мятежников, но также и потому, что тиран Гиппий, изгнанный из Афин, находится при персидском дворе и предлагает предательское поощрение. В 490 году Дарий начинает свое наступление.

Удивительная победа греков при Марафоне заставляет персов отступить. У них есть все намерения вернуться. Но Дарий умирает в 486 г., и его смерть отсрочивает новое вторжение в Грецию. В конечном итоге новый этап был запущен в 480 году сыном и преемником Дария, Ксерксом I. Он имел ранний успех (захват и разрушение города Афины), но вскоре, как и его предшественник, закончился полной катастрофой после поражения при Саламине и Платеях.

Неповиновение императору со стороны небольших независимых греческих государств серьезно подорвало ауру непобедимости Персии — значительная потеря в трудном вопросе контроля над любой обширной империей.

 

Меньшие императоры 486-334 гг. до н.э.

 

Правление Ксеркса знаменует собой смену правящего дома Персии по схеме, знакомой в истории многих империй. За суровыми людьми, создающими империи, обычно следуют потомки, выросшие в изолированной роскоши, изнеженные дворцовыми евнухами и окруженные интригами и коррупцией.

Ксеркс убит в 465 году дворцовым чиновником, а двух его преемников в следующем столетии постигла та же участь. Тем временем другие императоры ослаблены чередой восстаний — обычно со стороны честолюбивых провинциальных сатрапов, но в одном случае со стороны младшего брата императора.

 

Кир и Ксенофонт 401 г. до н.э.

 

Попытка Кира Младшего захватить персидский престол (у его старшего брата Артаксеркса II) известна, помимо своей важности, тем, что является предметом первой в мире книги истории очевидцев.

В 401 году Кир собирает в Сардисе (на западе Турции) армию из 10 000 греческих наемников. Среди них Ксенофонт. Кир идет на восток со своей армией. Только когда он достигает Месопотамии, он открывает грекам, что его коварная цель состоит в том, чтобы свергнуть своего брата. Они встречают имперскую персидскую армию в Кунаксе, и в битве Кир погибает. Побежденные греки находятся за тысячу и более миль от дома. Ксенофонт в своем «Анабасисе» рассказывает историю их пятимесячного пути в безопасное место.

Бегство Ксенофонта и его армии из далекой и предположительно могущественной персидской провинции больше всего повлияло на греков, а не на персов.

Тлеющая ненависть греков к Персии, в конце концов перерастает в решительные действия македонцев, которые в глазах цивилизованной Греции сами были грубыми провинциалами. В 334 году Александр Македонский идет на восток от Македонии и пересекает Геллеспонт, вступая в империю, которой сейчас правит Дарий III.

 

Разрушение Персидской империи 333 — 330 гг. до н.э.

 

Всего за восемнадцать месяцев Александр очистил Анатолию от персов, которыми они удерживали два столетия. Теперь завоеватель движется на юг вдоль побережья через территорию современной Сирии, Ливана и Израиля. Порты здесь являются базами персидского флота в Средиземном море. Заняв их, он намеревается вывести из строя флот и лишить его связи с городами империи, в том числе с Персеполем. Большинство финикийских городов открывают ему свои ворота. Исключением является величайший из них, Тир, который он осаждает семь месяцев.

К осени 332 г. Александр находится в Египте. Персидский наместник быстро сдается.

Весной 331 г. Александр готов двинуться на северо-восток, в Месопотамию, где встречает и побеждает персидского императора Дария в решающей битве при Гавгамелах. Его путь теперь открыт в великую персидскую столицу Персеполь.

Символическим жестом, окончательно положившим конец долгим войнам между греками и персами, он сжигает дворец Ксеркса в 330 году (легенда утверждает, что на этот акт вандализма его подтолкнула афинская любовница Таис после пьяной вечеринки). Чтобы прояснить, кто теперь правит Персидской империей, Александр принимает церемониальную одежду и придворные ритуалы императора.

 

Наследие Александра с 323 г. до н.э.

 

Александр умирает в Вавилоне в 323 г. У него нет наследника, поэтому после его смерти его полководцы приступили к разделу новой эллинистической империи (см. эллинистическую эпоху).

После продолжительных боевых действий двое из них всплывают со значительными порциями. Птолемей обосновывается в Египте. И Селевк получает контроль над обширной территорией — Анатолией, Месопотамией, Персией и восточной частью империи, включая сначала даже территории в Индии.

Область, приобретенная Селевком, оказывается невозможной для его потомков, даже с помощью новых греческих городов. Они устанавливаются в стратегических местах и ​​населены солдатами и администраторами, привезенными из Греции и Малой Азии.

Уже в 305 г., при жизни Селевка, пришлось отказаться от индийских завоеваний Александра Македонского. В течение следующих пятидесяти лет большая часть Анатолии заявляет о своей независимости (из многих небольших новых государств Пергам является наиболее значительным), вскоре за ним следуют Парфия и Бактрия на северо-востоке. Но восточное Средиземноморье и Месопотамия поначалу безопасны.

 

Новые маршруты на запад с 300 г. до н.э.

 

Присутствие греков в Месопотамии и восточном Средиземноморье способствует открытию нового торгового пути. Чтобы облегчить транспортировку товаров в Грецию и за ее пределы, Селевк основывает в 300 г. до н.э. город на северо-восточной оконечности Средиземного моря. Он называет его Антиохией в честь своего отца Антиоха. Порт в устье реки назван в его честь — Селевкия.

Здесь товары загружаются на борт корабля после прибытия караванов из Месопотамии. Путешествие начиналось в другом новом городе, также называемом Селевкией, основанном в 312 г. до н.э. Селевком как столица его империи. Он идеально расположен для торговли в месте, где канал Евфрата соединяется с Тигром.

 

Дура-Европос, пограничный город: с 3 века до н.э.

 

Первым важным пунктом остановки караванов на пути из Месопотамии в Сирию был старый вавилонский город Дура на западном берегу Евфрата. Перестроенный Селевком примерно в 300 г. до н.э., он получил новое имя Европа.

Позднее это поселение приобретает большое значение как пограничный пост, когда Евфрат становится границей между сменяющими друг друга империями.

 

Пальмира с 300 г. до н.э.

 

Другой большой перевалочный пункт на пути к Антиохии также является важным местом, и сегодня гораздо более заметным. Это Пальмира, известная как один из великих разрушенных античных городов.

От Дура-Европос, на Евфрате, караваны устремляются на запад через пустыню к побережью Средиземного моря. Пальмира — это оазис на полпути через эту труднопроходимую местность. Его богатство проистекает из его положения на оси восток-запад от Персии до побережья, в дополнение к тому, что он находится на более старых путях из Месопотамии. В I веке до нашей эры, когда Пальмира находится на пороге своего наивысшего расцвета, с востока по Шелковому пути начинает поступать новый богатый поток товаров. Но к настоящему времени ни Персия, ни Месопотамия не являются греческими.

 

Сокращение греческого присутствия 3-1 века до н.э.

 

С середины III в. до н.э. империя Селевкидов находится под постоянным давлением птолемеевского Египта на юге, растущей мощи Парфии на востоке и Рима, новой державы в этом регионе, на западе. Она постепенно сокращается, пока не будет включать только Сирию.

В конце концов Рим и Парфия вытеснили Селевкидов до исчезновения. Их династия официально просуществовала до тех пор, пока римляне не аннексировали Сирию в 64 г. до н.э. Затем Евфрат становится разделительной линией между средиземноморской империей Рима и персидской империей парфян. Пограничный город Дура-Европус на Евфрате свидетельствует о богатом сочетании культурных влияний этого исторического региона.

Исторический Журнал
Добавить комментарий