История Персии 9-15 век

Персия 9-15

Махмуд Газни 999–1030 гг.

 

Правление Махмуда совпадает с крушением династии Саманидов в Персии. С 999 г., когда саманидский император теряет свою столицу (Бухару), Махмуд обращается с Газни как со своим царством. В течение следующих тридцати лет он значительно расширяет свою территорию, пока не достигает Исфахана на западе.

Он также простирается на восток в Индию, где Махмуд регулярно проводит кампании с 1000 года. Его вторжения начинают процесс, в результате которого северная Индия падает перед чередой мусульманских захватчиков. Но его собственная империя в Афганистане и восточном Иране вскоре после его смерти уступает новой волне турецких соплеменников, наступающих с севера. Пришельцами в данном случае являются сельджуки.

 

Возвышение сельджуков 10-11 века

 

Сельджук — вождь группы тюркских племен, переселившихся в конце 10 века из степей к северным границам Персидской империи — в район реки Сыр-Дарьи. Они принимают ислам и, как ожидается, сыграют свою роль в обороне границ мусульманского мира. Но в повторяющемся образце варваров на окраинах цивилизации у них есть свои идеи. Им нравится более центральное положение.

Очевидным шагом на пути к большей власти является недавно сформированное турецкое царство, основанное Махмудом и сосредоточенное в Газни. Махмуд , опытный завоеватель, умирает в 1030 году. Его сын Масуд становится центром внимания сельджуков.

Масуд ведет кампанию в восточной части своей империи, в Индии, когда Тогрул-бек, внук Сельджука, наносит удар на западе. Масуд спешит домой, чтобы противостоять этой угрозе. Он встречает армию сельджуков в 1040 году в Данданкане, к северо-востоку от Мешхеда, и терпит поражение.

Сельджуки основывают свою базу в этом пограничном районе между современным Ираном и Афганистаном, а Тогрулбек смотрит дальше на запад в поисках еще больших призов. Персия находится в состоянии анархии, ею правит множество мелких князей (большинство из них шииты). Власть суннитского халифа в Багдаде не более чем номинальная.

Тогрулбек постепенно пробивает себе путь на запад через Персию. К 1055 году он может войти в сам Багдад. Он делает это без насилия, халиф приветствует его как освободителя от шиитов. Халиф дает ему титул султана и амбициозную задачу — сокрушить Фатимидов, шиитскую династию, контролирующую египетские территории халифа.

Это не под силу Тогрул-беку и его еще несколько непокорным тюркским соплеменникам. Но в течение следующих двух поколений династия Сельджуков сохраняет контроль над Багдадом и управляет Персидской империей, восстановленной до обширных границ.

Тогрулбеку наследовал его племянник, а затем его внучатый племянник Алп Арслан и Малик Шах. Ко времени смерти Малик-шаха в 1092 году империя простиралась от Афганистана до Средиземноморья. Самое главное, что тюркские племена, свободно находящиеся под контролем сельджуков, распространились по Анатолии.

После смерти Малик-шаха наследство сельджуков делится между таким количеством членов семьи, что империя теряет всякую целостность. Только в Анатолии турецкое присутствие имеет прочный эффект — в результате кампании, проведенной с 1064 по 1071 год отцом Малик-шаха, Алп-Арсланом. В Персии крах хаоса ускоряет новая тревожная секта, ассасины.

 

Убийцы 11-13 века

 

Неизвестно, почему их современники называют ассасинами религиозного ордена исмаилитов-низаритов, получивших известность в 11 веке. Несомненно, только то, что политическая деятельность низаритов вполне оправдывает последующее использование термина «убийца» в его современном значении. (Старая теория о том, что это слово происходит от гашиша, который ассасины якобы используют, чтобы настроиться на убийство, восходит к Марко Поло и другим западным писателям, но, похоже, не имеет под собой никаких оснований.) захватить опорные пункты в Персии в конце 11 века, в частности, почти неприступную крепость Аламут. В 12 веке они также приобретают базы в Сирии.

Ассасины обучают террористов и используют сеть секретных агентов в лагерях и городах своих врагов. Этих врагов легион. В первую очередь среди них турки-сельджуки и халифы в Багдаде (ассасины убивают двух халифов). Но террористы также действуют против своих собратьев-исмаилитов, Фатимидов в Каире. Они убивают как минимум одного выдающегося крестоносца. Наиболее эксцентрично они совершают два покушения на жизнь Саладина.

Не было найдено никакого способа уничтожить эту беспокойную секту до тех пор, пока ассасины не будут окончательно раздавлены между двумя великими соперничающими державами в 12 веке — султанами мамелюков в Египте и монголами во главе с Хулагу.

 

Монголы в Персии и Месопотамии с 1256 года

 

Хулагу пересекает реку Амударья в январе 1256 года, положив начало монгольской кампании против исламской Персии. В последние годы этот регион терроризируют ассасины, но эта экстремистская секта исмаилитов находит себе равных в лице монголов. Одну за другой Хулагу берет крепости ассасинов, включая якобы неприступный Аламут.

В конце 1257 г. Хулагу продвигается дальше на запад, в еще более богатые земли. Он и его орда перемещаются в Месопотамию — территорию халифа и, как таковую, мнимый центр исламского мира.

В 1259 году Хулагу и монголы берут Алеппо и Дамаск. Прибрежная равнина и путь на юг в Египет кажутся им открытыми. Но в 1260 году у Айн-Джалута, недалеко от Назарета, они встречают армию мамлюкского султана Египта. Его ведет на поле боя Бейбарс, генерал мамелюков.

В одном из решающих сражений истории Бейбарс побеждает монголов. Это первая неудача семьи Чингисхана за полвека безжалостной экспансии. Эта битва впервые определяет предел их силы. Он сохраняет Палестину и Сирию для династии Мамелюков в Египте. Месопотамия и Персия остаются в составе Монгольской империи.

 

Иль-ханы Персии 1260-1335 гг.

 

После поражения от мамелюков при Айн-Джалуте Хулагу и его потомки делают своей столицей Тебриз, на торговом пути с востока к Черному морю. Они правят как иль-ханы («подчиненные ханы»), признавая великого хана Монголии своим повелителем. Они предпринимают еще несколько попыток отвоевать Сирию и Палестину у мамелюков, но Евфрат остается западной границей их империи.

Это западная оконечность очень большой территории. Иль-ханы властвуют до Инда на востоке и от Амударьи на севере до Индийского океана.

Последний Иль-хан в линии Хулагу умирает в 1335 году. За его смертью следует череда мелких правителей в разных частях Персии, вплоть до прихода другого завоевателя из степей Центральной Азии — человека, привыкшего к горизонту почти столь же широкому, как утверждал Чингисхан.

Войско Тимура достигает северной Персии в 1383 году.

 

Завоевания Тимура 1383-1405 гг.

 

Тимур начинает свой поход со взятия в 1383 г. Герата, города на границе Афганистана и Ирана, который впоследствии, при его потомках, станет великим центром персидской культуры. В следующие два года он покоряет всю восточную Персию.

К 1394 году он распространил свое правление на Персию и Месопотамию, а также между Черным и Каспийским морями на Армению, Азербайджан и Грузию. В 1396 году он врывается в Россию и на год занимает Москву.

Правление Тимура жестоко. В Персии частые восстания подавляются с жестокостью, подобной жестокости Чингисхана. Население целых городов истребляется, и Тимур разрабатывает новую эффективную форму памяти о смерти. Черепа мертвых образуют каменную кладку для башен, прочно сцементированных вместе, чтобы служить поучительными историями.

В 1398 году Тимур превосходит один из походов Чингисхана. Он вторгается в Индию, но в отличие от своего предшественника не останавливается на Инде. Он идет в Дели и опустошает город. Затем он несколько месяцев собирает сокровища, которые везет домой на 120 слонах.

Дом – Самарканд, ближайший к месту его рождения город. Тимур занят превращением его в великий центр мусульманской архитектуры и искусства. Вместе с индийскими слонами прибывают лучшие мастера Дели, которые отправятся работать в Самарканд, где в 1399 году они присоединятся к сообществу опытных пленников из предыдущих экспедиций.

Это знание необычайно бурного рода, но это настоящая страсть. Унаследованное потомками Тимура в менее агрессивной форме, оно привело к великой тимуридской традиции в изобразительном искусстве.

 

Традиция Тимуридов 1405-1510 гг.

 

Шахрукх, любимый сын Тимура, является величайшим меценатом в своей семье. Примерно с 1405 года он отстраивает Герат, разорённый его отцом в 1383 году, и активно поощряет персидскую школу миниатюрной живописи — которая уже начала процветать под покровительством монгольских Иль-ханов.

С некоторым трудом Шахрукх сохраняет контроль над завоеванной его отцом империей в Центральной Азии и Персии. В последующих поколениях потомки Тимура постоянно борются между собой из-за своего общего наследства, ослабляя свою совместную защиту от врагов. Но Герат остается центром цивилизации Тимуридов до тех пор, пока в 1510 году он не пал перед основателем новой династии Сефевидов.

Исторический Журнал
Добавить комментарий