Миниатюры и рисунки 14-17 век

шахнаме

Рисунки 14-17 века

 

Рисунок такой же древний, как и само изобразительное искусство. Действительно, самые ранние картины, в палеолитических пещерах, имеют настолько линейную концепцию, что их можно одинаково хорошо описать как рисунки.

Искусство Китая, достигаемое кистью на шелке или бумаге, так же близко к рисованию, как и к живописи. И средневековые иллюминированные рукописи часто линейны в своих иллюстрациях. Один известный пример, Утрехтская Псалтырь 9-го века, имеет рисунки пером и чернилами такой энергичной свободы линии, что ближайшая аналогия кажется современной карикатурой. Но они, в их контексте, служат той же цели, что и картины. Только в конце 14-го века рисунок начинает казаться чем-то другим, чем-то в своем роде особенным.

Бумага является отличительным фактором. В сравнении с пергаментом иллюстрированной рукописи, лист бумаги достаточно дешев, чтобы использовать его для эскиза. В отличие от медленной и важной задачи покраски стены или панели, рисование на бумаге — это процесс, подходящий для эксперимента.

С появлением бумаги рисунок становится еще одним аспектом мастерства художника и тем, в котором связь между рукой и глазом необычайно прямая. Быстрый набросок раскрывает гениальность великого художника в исключительно свежей манере, именно поэтому они так ценятся.

Историю рисования здесь не нужно рассказывать отдельно, ибо она точно отражает историю живописи. Большинство великих художников преуспели в обеих формах. Однако незнакомое появление некоторых ранних рисунков на бумаге нуждается в объяснении. Перо и чернила используются на протяжении всей истории рисования, как мел, уголь и акварель. Все это хорошо знакомо сегодня. Как и графитовый карандаш, который появляется только к 17 веку.

Необычный внешний вид многих рисунков до 17 — го века объясняется двумя взаимосвязанными факторами. Использованием серебряной иглы вместо свинцового карандаша и необходимостью подготовленной поверхности, на которой металл оставит след.

Бумагу готовят, покрывая ее несколькими слоями порошкообразных минералов (особенно свинца, но иногда и костей, яичной скорлупы или морских раковин), растворенных в льняном масле. Эта поверхность может быть окрашена в любой цвет, фаворитами являются серый, синий, коричневый или оранжево-розовый. Линии, нарисованные серебряной иглой, выглядят темно-серыми. Художники часто обеспечивают контраст, рисуя на основных моментах в белом цвете.

Более удобный способ добавить дополнительный цвет и тон к рисунку — это акварель. В традиции, которая начинается с эскизов пейзажей Дюрера и естественной истории в конце 15-го и начале 16-го века.

 

Персидские миниатюры 14-16-го века

 

Одна из великих традиций миниатюрной живописи на бумаге, это традиция Персии, которая позже распространилась на мусульманскую Индию. Эти сложные изображения, предназначенные для иллюстрации рукописей. Обычно изображают сцены истории или романтики с маленькими фигурами, участвующими в битве или ухаживании в приятно стилизованных пейзажах.

Самые ранние картины такого рода датируются Персией в 14 веке. Монголы в это время господствуют на всем пространстве Азии от Китая до Черного моря. Вероятно, именно влияние китайской пейзажной живописи (и, возможно, даже приход китайских художников) стимулирует персидское искусство развиваться в этом новом направлении.

Город Тебриз, хорошо расположенный на международных торговых путях, является первым центром этой школы живописи. Сцены из персидской легенды и истории изображены в энергично хаотичном стиле, переполненном движением и цветом. Шахнаме — это любимый источник.

Ближе к концу XIV века, в 1392 году, Тебриз был взят завоевателем столь же свирепым и грозным, как монголы — Тимуром или Тамерланом. Но Тимур не враждебен искусству (одна из его страстей — украшать свою столицу Самарканд). И его потомки, известные как Тимуриды, оказываются восторженными покровителями каллиграфии и миниатюрной живописи.

В течение 15-го века Герат, а не Тебриз, становится центром персидской живописи при сыне Тимура, Шахрухе. Сын Шахруха, Байсункар Мирза, основывает библиотеку и академию. Где сорок каллиграфов и художников работают над созданием иллюстрированных рукописей.

Стиль Герата постепенно становится скучным и условным. Но в конце 15-го века академию сотрясает новая жизнь ее руководитель, Камаль-уд-Дин Бихзад, ныне считающийся величайшим художником в персидской традиции.

Бихзад вводит новую анимацию в фигуры сцены, делая их более реалистичными и в то же время, устанавливая их в более унифицированную композицию линии, пространства и цвета. Его пример, и творчество его последователей определяют стиль искусства могущественной новой Персидской империи XVI века — династии Сефевидов.

Тем временем ученики Бихзада переносят свою традицию на плодородные новые территории. Два из них были использованы в середине 16-го века для обучения живописи художников в Северной Индии, регионе, завоеванном потомками Тимура. Здесь появляются художники, которые вскоре соперничают со старой персидской традицией. Эти талантливые люди находятся в мастерских могольских императоров.

Исторический Журнал
Добавить комментарий