Стиль рококо в живописи

Ватто вывеска лавки Жерсена

Художники рококо и их картины

 

Во втором десятилетии XVIII века во французском обществе происходит внезапное смягчение тона. Утрехтский договор, завершающий войну за Испанское наследство в 1713 году, кажется, обещает окончание почти непрерывной войны, которая характеризовала долгое царствование Людовика XIV. Смерть самого короля в 1715 году — возможное освобождение от удушливой формальности, которая была характерной чертой его двора.

 

Французские художники рококо 1713-1789

 

В эти же годы молодой художник, основоположник стиля рококо в живописи Антуан Ватто создает картины, которые говорят о новом социальном настрое.

Люди, которых изображает Ватто, богаты и очаровательны в своих шелках и атласах, но они кажутся чрезвычайно расслабленными, когда заняты веселым досугом в романтических лесных условиях. Они болтают с клоунами и гитаристами, которые развлекают их в этих fêtes galantes (галантных вечеринках) так же свободно, как сегодня на вечеринке под открытым небом.

Живописное мастерство, с которым Ватто запечатлевает такие хрупкие моменты, лучше всего проявилось в его последней работе «Вывеска лавки Жерсена». Нарисованная как вывеска магазина для его друга Жерсена, она изображает элегантных парижан, осматривающих картины и зеркала торговца.

Эти люди все настроены на то, чтобы наслаждаться жизнью, и до конца века, в самом утонченном королевстве Европы, они делают именно это — вплоть до потрясения 1789 г.

Франсуа БушеДва молодых художника отражают и удовлетворяют это настроение. Франсуа Буше родился в 1703 году, Жан-Оноре Фрагонар — на поколение моложе. Оба производят романтические пейзажи и щекочущие будуарные сцены, которые подходят для рынка дня. Буше находится на самом эротическом конце спектра в своем изображении молодой Луизы О’Мерфи, растянувшейся голой на диване. Фрагонар придает сентиментальный оттенок такому образу, как Le Souvenir, изображая стройную девушку в изысканных шелках, которая вырезает инициал на стволе дерева, внимательно наблюдая за своим спаниелем.

Фрагонар доживает до суровых дней Французской революции, когда его легкомысленно изящное искусство становится политически некорректным. Он умирает в бедности в 1806 г. Но есть один французский художник рококо, столь же деликатный в обращении с красками, которого возможно революционеры тепло приветствовали, если бы он не умер (в возрасте восьмидесяти лет) в 1779 г. Это Жан-Батист-Симеон Шарден.

Предметы Шардена немодны — чаще всего это просто домашние слуги, спокойно занимающиеся своими делами среди сверкающей медной утвари. Но в его обращении с ними есть глубокая честность. И краска поет. Шарден — один из тех редких гениев, где искусство само по себе является и тайной, и радостью.

 

Венецианский закат 18 век

 

В последнее столетие независимости Венеции живописцы города восстанавливают уважение, которым пользовались их предшественники в 16 веке. Это относится, в частности, к последнему великому художнику, работавшему над фресками.

Джованни Баттиста ТьеполоДжованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции в 1696 г. Главное влияние на его жизнь оказывает Веронезе, чьему примеру он следует в решении подробных и сложных исторических сцен. В соответствии с духом рококо того времени, а также с фреской в качестве его предпочтительной среды, Тьеполо привносит в эти живописные зрелища легкую палитру и видимую ловкость прикосновения — и при этом обеспечивает некоторые из самых волнующих образов во всем искусстве XVIII века.

Впервые Тьеполо находит свой характерный стиль во фресках, которые он пишет в 1726-28 годах для дворца архиепископа в Удине. В Венеции его самая большая сохранившаяся серия — это серия Антония и Клеопатры в Палаццо Лабиа. Но выдающимся достижением Тьеполо является его украшение дворца принца-епископа (резиденции) в Вюрцбурге.

Здание, спроектированное Бальтазаром Нейманом и завершенное в 1744 году, находится на грани между барокко и рококо. Большая лестница и центральный зал представляют Тьеполо с трудными и сложными поверхностями, которые он заполняет между 1751 и 1753 годами великолепными сценами. Они празднуют, с очень Венецианским размахом, славу имперского прошлого Германии.

Последние годы своей жизни Тьеполо посвятил аналогичной патриотической задаче в другой стране — созданию потолка на тему триумфа Испании для тронного зала королевского дворца в Мадриде. Тем временем, в процветающем 18 веке и в период расцвета Гранд-тура, богатые туристы стекаются в Венецию. Именно они продвигают последнюю главу венецианской живописи.

Каналетто родился в Венеции в 1697 г. В 1720 году он начинает специализироваться на видах города, а два года спустя получает свой первый заказ от английского гостя. После этого англичане стали его главными покровителями, отчасти благодаря поддержке Джозефа Смита (британский консул в Венеции и страстный коллекционер Каналетто).

Каналетто живет в Англии с 1746 по 1755 гг., рисуя виды Темзы в Лондоне и загородных резиденций своих аристократических покровителей. Его практика живописи больших топографических видов была продолжена его племянником Бернардо Беллотто, который покинул Венецию в 1747 году и впоследствии работал главным образом в Дрездене и Вене.

В Венеции, начиная примерно с 1760 года, спрос туристов на виды удовлетворяется на более простом и дешевом уровне Франческо Гварди. Его небольшие полотна, более расплывчатые и неформальные, чем топографические исследования Каналетто, отличаются легкостью и изяществом, с которым предлагается водный пейзаж Венеции.

 

Хогарт и английская сцена 1728-1764 гг.

 

хогартПервый английский художник в большом масштабе также является самым английским из художников. Хогарт наблюдает за Лондонской жизнью самым пристальным взглядом и вносит свой главный вклад, представляя суетливую сцену в ярких повествовательных картинах.

Его первым большим успехом стала картина 1728 года, снятая на сцене театра Линкольнс-Инн-Филдс во время представления оперы Джона Гея «Нищий», ставшей хитом дня (в течение следующих трех лет он пишет несколько версий одной и той же картины). В 1731 году Хогарт завершает шесть картин, «Карьера проститутки» — первую из его очень удачных повествовательных последовательностей, в которых современная моральная история рассказывается как бы в серии сатирических сцен на сцене.

Хогарт сам гравирует версию «Карьеру проститутки» (его оригинальная профессия-гравировка) и с большим успехом публикует шесть пластин в 1732 г. В этом сочетании повествовательных сатирических картин, сопровождаемых публикацией набора гравюр, Хогарт находит свою естественную среду. Последующие серии — это «Похождения повесы» (1735), «Модный брак» (1742-4) и «Выборы» (1754).

С 1730-х годов Хогарт также пишет портреты. Они склонны к восхитительно грубой неформальности (как, например, младенцы семейства Грей в 1740 году, весело мучающие щенка) или крепкой мужественности (капитан Т. Корам того же года). Но к этому времени художник более элегантных портретов, Аллан Рэмзи, открыл магазин в Лондоне.

 

Британские портреты 1739-1830 гг.

 

Аллан РамзиАллан Рэмзи, родившийся в Эдинбурге в 1713 году, учился в Риме и Неаполе в течение 1730-х годов, прежде чем открыть студию в Лондоне в 1739 (вместе с другой студией в Эдинбурге). Он привносит в британскую портретную живопись деликатность, ранее отсутствовавшую, как это было замечено в блестящем эффекте его портрета жены в 1759 году (ныне в Национальной галерее Шотландии).

К 1750-м годам у Рэмзи появился более молодой соперник, обладающий значительным мастерством и высокими амбициями, с которым ему было трудно конкурировать. Джошуа Рейнольдс, обосновавшийся в Лондоне в 1753 году после двухлетнего пребывания в Италии, имеел высокое представление о достоинстве искусства и художника. Он является естественным первым президентом Королевской академии, когда она была основана в 1768 г., и наделяет своих натурщиков таким же чувством важности.

Рейнольдс часто рисует свои сюжеты в полный рост, в великолепных позах и в непосредственной близости от классической колонны или урны. Это те люди, которые отправляются в большой тур. Их легкая самоуверенность в полотнах Рейнольдса возрождает великую традицию английских портретов ван Дейка.

Если что — то и отсутствует в этих мощных образах Рейнольдса, так это, возможно, мимолетное качество моды. Качество, в изобилии поставляемое его чуть более молодым соперником Томасом Гейнсборо. Когда Гейнсборо пишет Уильяма и Элизабет Холлетт на их утренней прогулке (в лондонской Национальной галерее), у этой пары может не быть такого важного вида, который придал бы им Рейнольдс, но в это особенное утро нет никого, кто мог бы сравниться с ними.

Гейнсборо содержал студию в фешенебельном Бате с 1759 по 1774 год, а затем переехал в Лондон. Богатые английские дворяне, которые позируют в городе для него и для Рейнольдса, имеют загородные места, где очень интересуются лошадьми. Эти великолепные животные также заслуживают хорошего портрета. В Англии есть один человек в лице Джорджа Стаббса, изображающий прекрасных животных.

Удивительно спокойные и изящные изображения гладких лошадей с их конюхами, охотниками или жокеями в аккуратно скроенных пейзажах или фрагменты бесед с семьей, сидящей гордо и прямо в своих экипажах, являются по-своему столь же важной частью портретной живописи процветающей Англии XVIII века, как и работы Рейнольдса и Гейнсборо.

Поколение после Рейнольдса, Гейнсборо и Стаббса производит двух художников, которые завершают в драматическом стиле Великий период британской портретной живописи. Генри Рейберн остается почти исключительно к северу от границы в Шотландии, обычно изображая своих натурщиков в драматическом освещении на фоне темных схематичных фонов. Его поразительный образ преподобного Роберта Уокера, катающегося на коньках по Даддингстонскому озеру (начало 1790-х), является самой известной картиной Шотландии.

Томас Лоуренс, самый молодой из этой группы, также является самым ярким и свободным в блестящей легкости своих мазков. Как увековечивает Гольбейн Генриха VIII,  Лоуренс делает то же самое для принца-регента Георга IV. Он и его самый известный образ, умирают в один год, 1830.