Позднее царство древнего Египта и закат цивилизации

александрия египетская

Ассирийцы, персы и греки 663-332 гг. до н.э.

 

С 7-го века до нашей эры Ближний Восток контролируется чередой мощных империй — ассирийской, вавилонской, персидской, греческой и римской. Каждый, за исключением Вавилона, покоряет Позднее царство древнего Египта. Долгие века могущественных местных династий окончательно закончились.

Первые вторгшиеся, ассирийцы, управляют относительно легкой рукой в ​​этом большом регионе, который кажется слишком отдаленным. Они доверяют администрацию вассальным принцам. Одна из них основывает 26-ю династию, которая контролирует всю страну и становится практически независимой от Ассирии. В этот период позднее царство древнего Египта переживает нечто вроде пробуждения.

Египет во время этой династии находился только на периферии драматических событий, начинающихся на Ближнем Востоке в конце 7-го века. Разрушение вавилонянами ассирийской столицы Ниневии (в 612 г. до н.э.) и Иерусалима (в 586 г.), а затем захватом Вавилона войском персидского императора Кира (в 539 г.).

После падения Ниневии египтяне пытаются претендовать на ассирийскую империю вплоть до Евфрата, региона, который на протяжении многих веков был связан с Египтом. В 612 г. до н.э. они противостоят вавилонской армии в Кархемише. Египтяне потерпели сокрушительное поражение, но вавилоняне не используют свое преимущество для того, чтобы вторгнуться на их территорию.

Спустя столетие растущую мощь Персии оказывается сложнее сдерживать. На этот раз поражение египетской армии намного ближе к дому, в Пелузии на Синайском полуострове в 525 году до нашей эры. За этим следует захват Мемфиса (теперь уже вновь главный город).

Египет становится провинцией новой империи под контролем персидского правителя (или сатрапа). Персидские императоры серьезно относятся к своим имперским обязанностям. Дарий I, например, заказывает перевод существующих египетских законов. И по его приказу, начиная примерно с 515 г. до н.э., между Нилом и Красным морем строится канал.

Но прямой контроль из далекой столицы другой империи — это новый и нежелательный опыт для Египта. В течение 5-го и 4-го веков происходят частые восстания (обычно с помощью греков, непримиримых противников Персии). Иногда это приводит к периодам виртуальной независимости. Но в 343 году до нашей эры новое персидское вторжение возвращает регион под жесткий контроль.

Всего несколько лет спустя, в 332 году до нашей эры, молодой греческий принц прибывает во главе победоносной армии. Это Александр Великий. Понятно, что в сложившихся обстоятельствах его приветствуют как освободителя.

Александр МакедонскийАлександр проводит зиму в Египте. Его действия являются первым признаком того, что он приступит к сохранению контроля над отдаленными завоеваниями и местами с культурными традициями. Одним из методов является создание форпостов греческой культуры. В Египте он основывает величайший из городов, известных под его именем — Александрия.

Александр представляет себя в облике местного правителя. С этой целью он приносит жертву Апису, священному быку в Мемфисе, где жрецы венчают его фараоном. И он совершает длительное паломничество к знаменитому оракулу бога солнца Амона, или Амон-Ра, в Сиве. Священник признает Александра сыном бога.

 

Греки в Египте 332-30 гг. до н.э.

 

Александр прибывает в Египет на ранней стадии своего великого завоевательного пути. Он убирает персидскую администрацию, прежде чем двинуться против Персии.

После смерти Александра, в 323 году, его империя была разделена между его генералами. Египет достается Птолемею, чьи потомки дадут региону его последнюю династию, хотя в основном греческого происхождения. Столица — город, основанный самим завоевателем, Александрия.

Птолемей добавляет легитимности своему правлению, приобретая тело Александра. Он перехватывает забальзамированный труп на пути к захоронению, перевозит его в Египет, где он покоится в золотом саркофаге в Александрии.

Мавзолей будет оставаться одной из знаменитых достопримечательностей города в течение многих лет, пока, вероятно, не будет разрушен в результате беспорядков в 3 веке нашей эры.

 

Птолемеевский период Египта

 

Центральная проблема правления Птолемея — установить прочные и широкие границы царства. Это вовлекает его в почти непрерывную войну против других ведущих членов ближнего круга Александра. Время от времени удерживая Кипр и даже части материковой Греции. Когда пыль конфликта улеглась, он твердо контролирует Египет и имеет сильные претензии (оспариваемые династией Селевкидов) к Палестине.

Птолемей называет себя царем Египта с 306 г. до н.э. К тому времени, когда он отрекается от престола в 285 году в пользу одного из своих сыновей, династия Птолемеев уже в безопасности.

В птолемеевский период Египта потомки основателя династии проявляют уважение к самым заветным традициям Египта и обращают их в свою пользу. Благоволя священникам, защищая доходы храмов и принимая обычаи фараонов, они приобретают для себя тот же божественный статус, что и их египетские предшественники.

Неизбежно, что в конечном итоге возникает локальная враждебность к иностранным правителям. Египет, необычайно богатая страна Средиземного моря, становится жертвой непреодолимой новой имперской власти — Рима.

Никто не мог утверждать, что династический Египет потерпел крах. Это продолжается до романтического конца, в то время как последний правитель в линии Птолемеев заигрывает с двумя представителями самой эффективной и экспансионистской империи Древнего мира.

Клеопатре было двадцать лет, когда она впервые встречает Юлия Цезаря в 48 г. до н. э. Ей двадцать семь лет, когда встречает Марка Антония в 41 г. до н. э. Ей тридцать восемь лет, когда все заканчивается в 30 г. до н.э., через год после битвы при Акциуме. С ее поражением Римская империя достигает новой полноты — охватывающей все Средиземноморье. И Египет останется под римским контролем в течение следующих шести веков.

 

Египет и Римская империя 1 век до н.э. — 4 век н.э.

 

Богатство региона делает его самым важным из заморских провинций Рима. Долина Нила производит богатые урожаи зерна, большая часть которого отправляется в Италию. Мастера этой древней цивилизации, владеющие такими сложными технологиями, как изготовление стекла, производят предметы роскоши, которые очень востребованы в столице. А население, оседлое и относительно благополучное, является легкой целью для римского налогообложения.

Юлий Цезарь в ЕгиптеРимский префект с тремя легионами управляет провинцией, они поддерживают внутренний порядок и охраняют границы — что позволяет защитить территорию легче, чем в большинстве провинций империи.

В отличие от Птолемеев, римские имперские администраторы мало влияют на жизнь в стране. Таким образом, между Египтом и Римской империей существует своеобразный симбиоз. Культура городов остается греческой. Александрия, в частности, продолжает оставаться центром греческой науки и исследований.

Александрия также играет важную роль в ранней истории христианства. Пустыни Египта являются домом первых христианских монахов. И из общины Египта появляется особая группа, которая сохранилась до наших дней — коптская церковь.

 

Христианский Египет 4-7 века н.э.

 

Хотя искушенные жители страны являются греками по своей культуре, большинство людей являются коренными египтянами, говоря на древнеегипетском языке.

Христиане Египта часто свободно думают о доктринальных вопросах. После Собора в Халкидоне, в 451 году, копты отличаются от греков в вопросах о природе Христа. Коптов обвиняют в том, что они верят в то, что он обладает единой божественной идентичностью, (ересь «монофизита»).

Ко времени арабского завоевания Египта в 642 году большинство египетских христиан были коптами. Именно они становятся христианской церковью в Египте. Коптский (последняя связь с древнеегипетским) постепенно вымирает как разговорный язык, хотя в служебных книгах коптских церквей сегодня литургия все еще печатается в параллельных колонках коптского и арабского языков.

На протяжении веков складывается тесная связь между двумя древними и соседними христианскими общинами, изолированными на территории ислама — коптской церковью Египта и православной церковью Эфиопии.

Исторический Журнал
Добавить комментарий