Греческий классический идеал 5-4 век до н. э.
Античная скульптура Греции в классический период вносит новшества, которые лежат в основе господствующей западной традиции в искусстве. Это справедливо как для живописи, так и для скульптуры.
Существенной характеристикой классического греческого искусства является героический реализм. Художники и скульпторы пытаются изобразить человеческое тело в движении или покое именно таким, каким оно представляется глазу. Акцент сделан на людях необыкновенной красоты или моментах высокой и благородной драмы. Но техническая способность улавливать привычный облик вещей — это новшество, которое впоследствии может быть адаптировано к любому предмету.
Масштаб и амбициозность классической греческой скульптуры можно увидеть во фрагменте раннего шедевра. Знаменитый дельфийский возничий, бронзовый в натуральную величину, единственная сохранившаяся фигура из большой группы, состоящей из колесницы и ее лошадей, царственного пассажира на борту с возничим и сопровождающим его мальчиком-рабом.
Эта большая работа была подарена храму Аполлона в Дельфах правителем греческой колонии на Сицилии в ознаменование победы в гонке колесниц на Пифийских играх в 477 году до нашей эры.
Возничий изображен в своей колеснице во время Парада Победы. Легкий поворот тела, от босых ног до головы, предполагает совершенно естественную позу — точно так же, как рука, кажется, подразумевает легкое давление на поводья. Столь же тонким образом на его лице отражается тихое ликование человека, только что завоевавшего большую честь в торжественном состязании. Спортивные состязания в Греции имеют почти религиозный статус.
Мальчик-наездник, живший три столетия спустя, говорит о том, как хорошо новый натурализм греческих скульпторов справится с движением. Эта бронзовая дистилляция человеческой жизненной силы, является одним из самых очаровательных образов, сохранившихся от древнего мира.
Обнаженная натура и античная скульптура Греции с 5 века до нашей эры
В легкой атлетике, в отличие от гонок на колесницах, участники обнажены. Мужское тело — признанный объект красоты в Древней Греции, а мужская нагота, возможно, является величайшим достижением греческой скульптуры.
Самый ранний сохранившийся шедевр такого рода датируется примерно 480 годом до нашей эры. Приписываемая скульптору Критию, она изображает молодого человека в совершенно естественной позе. Его вес лежит на одной ноге и бедре, а другое колено согнуто. Воздействие на мышцы под кожей, через колени и ягодицы до мягкого изгиба спины, чудесным образом показано в мраморе. (Эту же позу позднее приняли греческие скульпторы для женской обнаженной натуры, в полноразмерных фигурах Афродиты, богини любви — см. Афродита в скульптуре).
Самая известная греческая скульптура атлета в действии датируется примерно сорока годами после первой сохранившейся натуралистической мужской обнаженной натуры. Это метатель диска (Дискобол) Мирона, в котором напряженное тело обнаженного атлета, кажется, всегда готово запустить диск вдаль.
Скульптура известна только в римских копиях. Высеченные из мрамора, они нуждаются в неуклюжих опорах — таких, как ствол дерева, на который, кажется, опирается атлет. Утраченный оригинал, отлитый из бронзы, не нуждается в подобных приспособлениях. Подобно Дельфийскому возничему, этот образ предъявляет большие требования к греческим мастерам литья из бронзы.
Античная скульптура Греции как публичное высказывание с 5 в. до н. э.
Середина 5-го века до н. э. представляет собой пик греческой скульптуры, как в количественном, так и в качественном отношении. Именно в тот период, когда Мирон создает метателя диска, афиняне строят Парфенон. Скульптуры и рельефы, украшающие храм, были завершены в течение примерно десяти лет, начиная с 447 года до нашей эры. Внутренний фриз, изображающий великую Афинскую процессию, простирается более чем на 150 метров, в то время как скульптуры на внешней стене занимают почти столько же места и гораздо более искусно вырезаны.
Армия скульпторов теперь явно доступна для общественных работ. Использование скульптуры для украшения центрального здания общины станет мощной европейской традицией, особенно заметной в церковной скульптуре Средневековья.
Римляне очень искусно развивают эту греческую тему повествовательного фриза, используя ее особенно, поскольку это милитаристское общество, для важного дела пропаганды побед Рима. Выдающимся примером является непрерывная полоса длиной почти 200 метров, которая окружает свой путь вверх по мраморной колонне Траяна в Риме. Датируемая 113 годом нашей эры, она в мельчайших и реалистичных деталях описывает успешную кампанию императора в Дакии (регион современной Румынии).
Но тип скульптуры, который римляне делают особенно свой собственный, — это портретный бюст. И здесь Траян тоже может служить примером.
Соперничающие стили
По одному из странных совпадений истории, в 5 веке до нашей эры появляются первые шедевры в двух несовместимых стилях скульптуры. Почти 2500 лет спустя эти стили становятся непримиримыми соперниками в студиях нашего времени.
Один из них — классический реализм, который будет преобладать с эпохи Возрождения до конца 19-го века. Другая — скульптура Африки, искажающая человеческие черты и конечности в драматически выразительной манере. Африканские фигуры в этой долгой и яркой традиции вдохновляют эксперименты Пикассо с кубизмом, которые запускают мейнстрим современного искусства.
Римские портреты и христианские панно из слоновой кости 1-6 в. н. э.
Греческие скульпторы античности иногда вырезают головы, которые кажутся портретами. Но это неизменно красивые люди, чьи привлекательные лица сияют светом разума. Они кажутся идеализированными.
Бюст Траяна создает мощный контраст. Вот опасный и явно неприятный человек, изображенный скульптором без малейшего намека на нормальную лесть, хотя вполне возможно, что именно таким хочет видеть себя успешный завоеватель. На портретных бюстах римские императоры кажутся кучкой беспринципных головорезов (как и в исторических записях). Нигде в древнем мире мы не чувствуем себя так близко к реальным людям. Редко искусство скульптуры использовалось с таким сокрушительно честным эффектом.
Один римский триумфальный портрет достигает, напротив, героического качества, которое сделает его чрезвычайно влиятельным в более поздние времена. Это конная статуя Марка Аврелия, первоначально стоявшая на Капитолии в Риме. Сделанный из позолоченной бронзы (превосходное достижение бронзового литья), он, вероятно, создан, чтобы праздновать победы на Востоке в 162-64 годах нашей эры.
Его настроение очень понравится европейским князьям и военачальникам, начиная с эпохи Возрождения. Но в последующие века скульптура в основном использовалась христианскими художниками для более мучительных тем, будь, то боль распятия или воображаемые муки ада.
Заметным исключением, в годы, предшествовавшие окончательному краху Римской империи на Западе, является ранняя традиция христианской слоновой кости. Лучшие из них вырезаны в Риме в V веке и в Константинополе чуть позже. Эти прекрасные маленькие панно с евангельскими сценами, в миниатюре повторяющие натурализм Греции и Рима, часто достигают глубокой безмятежности. Они как бы нежно прощаются с классической традицией Средиземноморья, перед появлением нового и энергичного стиля скульптуры в Северной Европе.
Между тем Азия предоставляет большие возможности скульпторам в развитии индуистского и буддийского искусства.