Скульптура древней Индии. Часть 1

Характеристика: Скульптура древней Индии с 3 тысячелетия до н.э.

 

Культурная каменная кладка в Индии — в форме примитивного искусства купола — восходит к эпохе доисторического искусства нижнего палеолита, около 700 000 лет до н. э. Ко времени бронзового века скульптура древней Индии уже была преобладающей формой художественного выражения на всем субконтиненте, хотя настенная живопись также была популярна. Скульптура использовалась в основном как форма религиозного искусства, чтобы проиллюстрировать принципы индуизма, буддизма или джайнизма.

В частности, женская обнаженная фигура использовалась для изображения многочисленных атрибутов богов, для чего она часто была наделена множеством голов и рук. В индийской скульптуре, конечно, не было традиции индивидуальности, вместо этого фигуры воспринимались как символы вечных ценностей. Проще говоря, можно сказать, что исторически индийские скульпторы ориентировались не на объем и полноту, а на линейный характер — то есть фигура проектировалась на основе ее контуров, и обычно была изящной и стройной.

Происхождение пластического искусства в Индии восходит к северо-западной цивилизации долины Инда, которая была известна, прежде всего, своей терракотовой скульптурой — в основном небольшими статуэтками — но также и новаторской бронзовой скульптурой Хараппской цивилизации. Другие важные вехи в истории скульптуры включают в себя: буддийские колонны Ашоки периода Маурьев с их замечательными резными капителями (3 век до н. э.); фигуративная греко-буддийская скульптура школ Гандхары и Матхуры и индуистское искусство периода Гупты (1-6 век н. э.).

В течение следующих пяти столетий широкий спектр скульптурных идиом процветал во многих различных районах современного Пакистана, Индии и Бангладеш. Но ко времени храмов Кхаджурахо в Мадхья-Прадеше, которые были возведены в 10-11 веке династией Чандела и которые были известны эротическим содержанием своих каменных барельефов, индийская скульптура достигла конца своей самой творческой стадии. С тех пор скульптура древней Индии стала оформляться в основном как форма архитектурного декора, для чего было изготовлено огромное количество мелких, посредственных фигурок. Так продолжается, с незначительными изменениями, вплоть до настоящего времени.

 

Происхождение и история

 

Скульптура цивилизации долины Инда (ок. 3300-1300 до н. э.)

 

Танцовщица Мохенджо ДароИскусство скульптуры началось в Индии во времена цивилизации долины Инда, которая охватывала части Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии вплоть до Раджкота. Раскопки в долине Инда в Мохенджо-Даро и Хараппе в современном Пакистане обнаружили большое количество терракотовых изваяний и стеатитовых печатей с изображениями танцовщиц, животных, листвы и божеств. Но скульптура Инда наиболее известна своей фигуративной бронзой, известной как танцующая девушка Мохенджо-Даро (2500 г. до н. э., Национальный музей, Нью-Дели), современной шедеврам Месопотамской скульптуры, таким как баран в зарослях (2500 г. до н. э., Британский музей).

 

Скульптура Маурьев: колонны Ашоки (3 век до н. э.)

 

История монументальной каменной скульптуры начинается с династии Маурьев, когда скульпторы впервые начали вырезать иллюстративные сцены из трех основных религий Индии — индуизма, джайнизма и буддизма.

Примечание: древние религии Индии и Пакистана

Примерно в 800 году до нашей эры, после упадка цивилизации долины Инда и прихода ариев из северных степей, семья религий — ныне известная как индуизм, начала возникать в виде серии священных текстов (Вед), написанных на санскрите. Следующий набор священных текстов, известных как Упанишады, появился между 700 и 300 годами до нашей эры. Другая древняя религия, которая имеет много общих черт с индуизмом, — это джайнизм, миролюбивая культура, основанная Махавирой в 6 веке до нашей эры. Позже появилась третья религиозная система, называемая буддизмом, основанная на учении Гаутамы Будды (Сиддхартха Гаутама, или Будда), мудреца, который жил и учил в Восточной Индии в 5 в. до н. э.

Буддийская ступа в Санчи ИндияОдним из первых покровителей искусства Маурьев был император Ашока (270-232 гг. до н. э.), который решил распространить буддийскую веру путем строительства 85 000 ступ или куполообразных памятников, украшенных буддийскими письменами и изображениями, выгравированными на скалах и столбах. Лучшим примером, вероятно, является Великая ступа в Санчи, резные ворота которой изображают множество буддийских легенд.

Настоящие колонны Ашоки, обычно возводимые в буддийских монастырях или других местах паломничества, были высечены из песчаника и увенчаны капителями, украшенными резьбой животных, главным образом Львов. Львы изображены в круге сидящими или стоящими. Сохранилось только шесть таких столбов. Самая известная львиная колонна, состоящая из четырех львов и известная просто как «колонна Ашоки» — расположена в Сарнатхе, штат Уттар-Прадеш. Интересно отметить, что некоторые из Львов Ашоки напоминают Львов Персеполя в Персии, что заставляет некоторых ученых полагать, что скульптура Маурьев находилась под влиянием древнеперсидского искусства эпохи Ахеменидов и Саргонидов. Другие изображения животных, используемые на столбах, включают Быков (Рампурва) и слонов (Санкисса).

Сам Ашока, возможно, сосредоточился на буддизме, но его мастера почти наверняка поддерживали те же скульптурные традиции, которые использовались для иллюстрации индуизма как до, так и после. Таким образом, помимо камня, художники также практиковали резьбу по дереву, терракоту и металлообработку в бронзе и железе.

 

Пещеры Аджанты (около 200 г. до н. э.-650 г. н. э.)

 

Расположенные в отдаленной долине в Аурангабадском районе Махараштры, Западная Индия, пещеры Аджанта известны во всем мире своим пещерным искусством — картинами и резьбой, иллюстрирующими жизнь Будды. Всего насчитывается около 29 пещер, высеченных в скалах, 5 из них использовались как храмы или молитвенные залы, а 24-как монастыри. Самые ранние датируются 2-м и 1-м вв. до н. э. Еще больше пещер было вырезано и украшено во времена Империи Гуптов (400-650 гг.). Теменное искусство в Аджанте включает в себя некоторые из лучших образцов буддийской иконографии в Индии. В дополнение к многочисленным безмятежным статуям Будды, скульптуры Аджанты включают сложные изображения животных, воинов и божеств, в то время как картины изображают рассказы о древней придворной жизни и буддийские легенды. Окончательно заброшенные около 650 г., в пользу пещер Эллора, расположенных примерно в ста километрах, пещеры Аджанта были постепенно забыты до 1819 г., когда они были случайно найдены британским офицером во время охоты на тигра.

 

Древняя Индия скульптура Кушанской империи (1-й–6-й века)

 

Матхурская школа в древней ИндииПосле Аджанты, следующие две отличительные школы буддийского изобразительного искусства появились во время Кушанской империи в восточном Афганистане, Пакистане и северо-западной Индии, в 1 веке н. э. Первая, известна как школа Гандхара (расцвет 1-5 века), была сосредоточена вокруг Пешавара, бывшего важного центра Греко-Бактрийского царства, и позже в Таксиле, в районе Равалпинди провинции Пенджаб в Пакистане. Вторая, расположенная к югу от Нью–Дели в штате Уттар-Прадеш, была школой Матхура (расцвет 1-6 века). Их значение заключается в том, что они дали Будде человеческую фигуру.

До сих пор, несмотря на богатую индийскую традицию изобразительного искусства, Будда никогда не был представлен человеческим образом, а только символами. Поэтому, чтобы подчеркнуть его божественность, типичная кушанская статуя Будды была огромной, с нимбом вокруг головы и дхармачакрой, выгравированной на ладонях его рук и подошвах его ног. Хотя обе школы различались в деталях своих буддийских фигур, общая тенденция в обеих состояла в том, чтобы отойти от чисто натуралистического дизайна и перейти к более идеализированному образу.

Будда скульптура ГандхараШкола Гандхара была известна своим греко-римским стилем буддийской скульптуры, отчасти благодаря завоеваниям Александра Македонского в этом регионе и полученному в результате наследию эллинистического искусства (ок. 323-30 до н. э.), а также активной торговле с Римом. Заимствуя классическую греческую и римскую скульптуру, Гандхарские художники изображали Будду с юношеским лицом Аполлона, дополненным римским носом, одетым в одежду в стиле тоги, как те, что можно увидеть на римских императорских статуях.

Еще одним популярным украшением были листья греческого аканта, а также херувимы с гирляндами. Наиболее распространенным материалом, используемым Гандхарскими скульпторами, был темно-серый или зеленый филлит, серо-голубой слюдяной сланец или терракота. Напротив, Матхуранская школа ассоциируется с местными индийскими традициями, которые подчеркивали округлые или чувственные тела, украшенные минимальной одеждой, обычно вырезанной из красного песчаника из местных каменоломен.

Типичный матхуранский стоящий Будда — производный от более ранних фигур Якши -излучает огромную энергию. Более распространенный матхуранский сидящий Будда характеризуется широкими плечами, мощной грудью, бритой головой, круглым улыбающимся лицом, правой рукой, поднятой в знак поддержки, левой рукой, лежащей на бедре, и плотно прилегающей драпировкой, расположенной складками на левой руке, оставляя правое плечо обнаженным. В общем, очень похоже на идеализированную статую Будды, которая со временем стала стандартным представлением во всем мире.

Джайнские и индуистские изображения школы Матхура вырезаны в том же стиле, что и Будды. Действительно, статуи джайнских Тиртханкар (святых) можно отличить от статуй Будды, лишь тщательно изучив иконографические детали. Кроме того, индуистский бог солнца Сурья, как правило, был одет в тунику с поясом, высокие сапоги и коническую шапку — тот же наряд, который использовался на портретах кушанских царей в Матхуре. Женские фигуры матхуран, такие как высеченные в горельефе на воротах и колоннах буддийских и джайнских памятников, поразительно чувственны. Эти обнаженные женщины изображены в различных домашних сценах или в окружении природы.

При Кушанах скульптура из Гандхары и Матхуры продолжала оказывать влияние на художников по всей Индии, включая индуистскую и Джайнскую скульптуру империи Гупта. Кроме того, его влияние также распространялось на север в Центральную Азию, где оно повлияло на фигуративную скульптуру Китая, Кореи и Японии.

 

Индуистская скульптура империи Гупта (расцвет 320-550 гг.)

 

Основанная Махараджей Шри Гуптой, Империя Гуптов объединила большую часть северной Индии и привела к длительному периоду стабильности и культурного творчества. Эпоха Гупты часто упоминается как классический или золотой век Индии и характеризовалась обширными изобретениями и большим прогрессом в технике, литературе, математике, астрономии и философии, которые заложили основу того, что обычно называют индуистской культурой. В этот период индуизм стал официальной религией империи Гупта, в которой появились бесчисленные изображения популярных индуистских божеств, таких как Вишну, Шива, Кришна и богиня Дурга. Но этот период был также временем относительной религиозной терпимости. Буддизм получил королевское внимание, в то время как джайнизм также процветал. На самом деле, благодаря влиянию школы Матхуры, эпоха Гупты связана с созданием культового образа Будды, который затем был скопирован во всем буддийском мире.

Стиль скульптуры Гупты остается относительно однородным по всей империи. Он включают в себя более ранние фигуративные стили, практиковавшиеся в Гандхаре и Матхуре, но вводил новые и более сложные формы и мотивы. Он отличается, в частности, чувственным моделированием тел и лиц, гармоничными пропорциями и более тонкими выражениями. Наиболее новаторскими и влиятельными художественными центрами были Сарнатх и Матхура. Идиома Гупта распространилась по большей части Индии, оказывая влияние на художников в течение нескольких столетий. Он также распространился по торговым путям в Таиланд и Яву, и в другие страны Южной и Юго-Восточной Азии.

 

Примечание: характеристики джайнской скульптуры

Практикуемый в Индии с 6-го в. до н. э., джайнизм — это религия, которая проповедует ненасилие по отношению ко всем живым существам наряду с аскетическим образом жизни. В настоящее религия насчитывает около шести миллионов приверженцев. Слово «джайнизм» происходит от Джина (что означает «освободитель» или «победитель»), названия, данного 24 главным адептам и учителям этой веры. Также известные как тиртханкары (речные бродяги), эти 24 человека являются основным фокусом джайнской скульптуры. Высшая форма жизни в джайнизме — это странствующий, лишенный собственности и бесстрастный аскет, поэтому Джины обычно изображаются на статуях или рельефах как странствующие нищие или йоги. Они неизменно изображаются только в двух положениях: либо сидя в позе лотоса (падмасана), либо стоя в позе оставления тела джайнами (кайотсарга).

 

Пещеры Элефанта (ок. 550-720)

 

Храм КайласанатхаЗнаменитые скальные пещеры Элефанта, созданные примерно между серединой 5 и 8 веками представляют собой комплекс скальных базальтовых пещер, находящихся на острове Элефанта, в гавани Мумбаи, примерно в 10 километрах к востоку от города Мумбаи, в Махараштре. Комплекс состоит из 2-х групп пещер: первая — группа из 5 индуистских пещер, посвященных богу Шиве; вторая — меньшая группа из 2-х буддийских пещер. Последняя (индуистская) пещера, которая активно использовалась, была заброшена в 16 веке. Часть комплекса была реконструирована в 1970 гг.

Пещеры Элефанта известны, в частности, своими индуистскими наскальными рисунками, изображающими скульптуры многих фигур из индуистского пантеона, таких как Шива, Вишну, Парвати, Брахма, Равана и слоноголовый сын Шивы Ганеша. Самая важная скульптура в пещерах — Тримурти (или Махешмурти), установленная глубоко в углублении в задней части пещеры напротив входа. Описанный одним ученым как «шедевр Гупта-Чалукянского искусства», 20-футовый Тримурти представляет собой рельефную резьбу трехглавого Шивы, три головы которого (Ардханаришвара, Махайоги и Агхори) символизируют три фундаментальных аспекта Шивы: созидание, защиту и разрушение.

Другие основные моменты включают в себя: гравированную панель, изображающую Шиву, убивающего Андхаку; изображение Шивы, сидящего, как Будда, в позе йога со скрещенными ногами, совершая покаяние после смерти своей первой жены Сати, которая позже переродилась как Парвати; панно, на котором Шива женится на Парвати, а за ним наблюдают Брахма, Вишну, Индра и другие божества.