История Буддизма

будда

Сиддха́ртха Гаута́ма: ок. 430 г. до н.э.

 

В возрасте двадцати девяти лет Сиддхартха Гаутама, принц правящего дома в Непале, отказывается от роскоши и привязанности жены и маленького сына, чтобы стать странствующим аскетом. В это время он следует образцу, нередко встречающемуся в Индии, когда жесткость индуистского доминирования заставляет многих искать более личную религию. Всего несколько лет назад в соседнем районе молодой человек по имени Вардхамана сделал то же самое — с учениями, которые отразились в форме джайнизма. (Общепринятые даты для обоих мужчин, пересмотренные современной наукой, были столетием ранее.)

Гаутама отличается от Вардхаманы в одном решающем отношении. Он обнаруживает, что аскетизм почти так же неудовлетворителен, как роскошь.

Согласно традиционному описанию (впервые записанному в 3 веке до нашей эры), Гаутама следует аскетической жизни в течение шести лет, прежде чем решить, что средний путь между унижением и потворством телу даст лучшую надежду на достижение просветления.

Он решает медитировать в умеренном комфорте, пока не увидит свет истины. Однажды вечером он сидит под пипальским деревом в Будд Гая, деревне в Бихаре. К рассвету он буквально становится буддой, «просветленным». Как и любой другой религиозный лидер, он начинает собирать учеников. Он становится известным своим последователям как Будда.

 

Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь

 

Гаутама проповедует свою первую проповедь в Сарнатхе, примерно в 5 милях (8 км) к северу от священного индуистского города Варанаси. В этой проповеди, которая до сих пор является окончательным текстом для всех буддистов, он предлагает путь к просветлению, очень отличающийся от тщательно продуманных церемоний и красочного мифа, связанного с индуистскими божествами.

Послание Гаутамы ясно до резкости, во всяком случае, если свести его к простому списку — как это обычно бывает в учебниках по буддизму. Он утверждает, что просветления можно достичь, поняв Четыре Благородные Истины; и что боли жизни, с которой связаны Благородные Истины, можно избежать, следуя Восьмеричным Путем.

Четыре Благородные Истины заключаются в том, что боль является неотъемлемой частью повседневной жизни человечества; что наша жажда всех видов желаний является причиной этой боли; что путь, чтобы сойти с беговой дорожки — освободиться от этой тяги; и что этого можно достичь, следуя Восьмеричному Пути.

Путь побуждает буддиста жить добродетельной жизнью, следуя «правильному» образу действий в восьми контекстах. Многие из них являются моральным злом, которого следует избегать (как в еврейских заповедях). Но восьмой шаг, «Правильная концентрация», идет к сердцу буддийского идеала.

Правильное сосредоточение описывается в буддийских писаниях как сосредоточение на одном объекте, чтобы вызвать особое состояние сознания посредством глубокой медитации. Таким образом, буддист надеется достичь полной чистоты мысли, ведущей в идеале к нирване.

Нирвана означает «выдувание», как из пламени. Это характерно для индуизма и джайнизма, а также для буддизма. Но в двух более старых религиях это приводит к мокше, освобождению от цикла перерождения, полному исчезновению. В буддизме это блаженное трансцендентное состояние, которое может быть достигнуто как в жизни, так и после смерти, и которое достигается каждым, кто становится Буддой.

 

Распространение буддизма: ок. 380-250 гг. до н.э.

 

Ко времени его смерти, примерно в возрасте восьмидесяти лет, последователи Будды стали общинами монахов в северной Индии. Бродя по деревням и городам с чашами для подаяния, стремясь описать путь к истине, они являются знакомыми фигурами. Но таковы и многие другие подобные группы, включая джайнов.

Продвижение буддистов по сравнению с другими в значительной степени обусловлено восторженной поддержкой царя 3-го века до нашей эры. Ашока правит большей частью индийского субконтинента. Его надписи, вырезанные на колоннах и скалах по всему его царству, свидетельствуют как о распространении буддизма, так и о его собственной благожелательной поддержке принципов Будды.

Во время правления Ашоки и при его поддержке буддизм распространяется на юг Индии и на Шри-Ланку. Последний до сих пор остается оплотом самой ранней формы буддизма, известной как Тхеравада (что означает «школа старейшин»).

Ко времени Ашоки в буддизме уже существовала конкурентная тенденция, заключающаяся в разработке по существу простого послания Будды о личном спасении. Разница похожа на разницу между протестантами и католиками во времена Реформации в христианстве. По сравнению с пуританскими стандартами буддизма Тхеравады, другая секта, которая позже становится известной как Махаяна, вводит католическое изобилие буддийских святых.

 

Махаяна и Тхеравада

 

Махаяна означает Великий проводник. Его сторонники утверждают, что эта форма буддизма может привлечь большее количество людей к истине, чем буддизм Тхеравады, который они отвергают как Хинаяну — маленький проводник.

Основное различие заключается в том, что в Тхераваде Будда является исторической личностью, которая своим примером показывает путь к нирване, культ — это по сути человеческая система самодисциплины, без следа бога. В младшей, но большой секте все еще нет бога, но есть очень много сверхъестественных существ.

В Махаяне исторический Будда, Гаутама, становится последним в длинной череде прошлых Будд. Они существуют в каком-то другом месте за пределами этого мира, из которого они могут предложить поддержку. Также в этом месте находятся бодхисатвы- «тот, чья сущность знание», которым еще предстоит начать окончательную человеческую жизнь, в которой они достигнут просветления как Будда. Они тоже могут помочь смертным, которые показывают им преданность.

В Тхераваде ближайший подход к поклонению — это почитание реликвий исторического Будды, чьи волосы или зуб сделаны центральной чертой храма. В Махаяне, с ее многими полубожественными фигурами, есть возможность для более разнообразных, более популярных и более суеверных форм поклонения. Она хорошо подходит для того, чтобы стать той, кем она себя называет, — большим проводником.

 

Религия для Восточной Азии: с 1-го века нашей эры

 

Буддизм — первая из мировых религий, которая расширилась от своего места происхождения. Это делается двумя разными путями. Буддизм Тхеравады распространяется на восток, в юго-восточную Азию, в период подъема индийской торговли с 1-го века нашей эры. Торговцы и моряки являются буддистами или индуистами, и миссионеры пользуются новыми возможностями для путешествий. В результате королевства юго-восточной Азии, находящиеся под сильным влиянием более развитой цивилизации Индии, по-разному принимают буддийские и индуистские религиозные обряды. То, что из двух преобладает, часто является результатом предпочтения правящей династии. Области, которые в конечном итоге выбирают буддизм, это Бирма, Таиланд, Камбоджа и Лаос.

Буддизм Махаяны путешествует по суше. Во 2 веке н.э. северной Индией и Афганистаном управляет династия Кушан, один из царей которой Канишка является приверженцем этой формы буддизма. Его поддержка этого имеет особое значение, так как его королевство занимает центральное положение на Шелковом пути — в один из самых оживленных периодов, когда его караваны эффективно связывают Китай с Римом.

Будда скульптура ГандхараЗападное влияние на регион Кушан (также известный как Гандхара) проявляется в знаменитом стиле скульптуры, который изображает буддийских фигур с реализмом Греции и Рима. К востоку от Гандхары торговый путь вскоре удостоен впечатляющих буддийских центров, таких как Юн-канг.

Буддизм хорошо зарекомендовал себя в Китае ко 2-му веку н.э. и сосуществует там с разными состояниями наряду с местными религиями Китая — даосизмом и конфуцианством. К 6 веку его влияние распространилось через Корею на Японию. Здесь также он сосуществует, по изменяющейся схеме, с более ранней японской религией, синтоизмом.

Регион, в котором развивается наиболее характерная форма буддизма, находится между Индией и Китаем и получает свое первое буддийское влияние в обоих направлениях в 7 веке. Это Тибет. Он будет развивать уникальный для себя элемент буддизма — последовательность перевоплощающихся лам с Далай-ламой в качестве старшей линии.

В Индии буддизм процветает наряду с индуизмом в течение многих лет, но примерно с 8-го века он падает (хотя Тхеравада буддизм находит прочный дом в Шри-Ланке). Версия веры Махаяны постепенно погружается в более старый и энергичный индуизм. Возможно, он был слишком готов принять новые темы, под влиянием оживленной склонности Индии поклоняться всему.

Ослабленный буддизм не может сравниться с прибытием в северную Индию в 10 веке правителей, исповедующих другую энергичную веру — ислам. Буддизм становится не более чем слабым преданным присутствием в нескольких классических святынях. Это единственная мировая религия, которая засохла в месте своего рождения.

 

Буддийские фрески: 5-8 век

 

Монахи и паломники играют важную роль в практике буддизма. И тех и других привлекают пещеры в отдаленных местах. А обилие популярных историй в буддизме Махаяны (на такие темы, как приключения Будды в его предыдущих жизнях на земле) обеспечивает богатый источник материала для повествовательных картин на стенах пещер.

Аджанта фрескиДва места более ярко, чем какие-либо другие, свидетельствуют о жизнеспособности буддийской наскальной живописи примерно с 5-го века нашей эры. Одним из них является Аджанта, место в Индии, давно забытое, пока его не обнаружили в 1817 году. Другое — Дуньхуан, один из величайших оазисов на Шелковом пути.

В Аджанте есть около тридцати архитектурных пространств, вырезанных в крутом утесе, обрамляющем овраг. Некоторые из них — вихары, или монастыри, с кельями для монахов вокруг центрального зала. Другие-это чайтьи, или места встреч, с небольшой центральной ступой в качестве объекта для поклонения и созерцания.

Картины варьируются от спокойных преданных изображений Будды до оживленных и многолюдных сцен, часто изображающих соблазнительно полногрудых женщин с узкой талией, более знакомых в индийской скульптуре, чем в живописи. Последние изображения относятся к 8-му веку, после чего упадок буддизма в Индии заставляет эти отдаленные и красивые места постепенно покинуть и затем полностью забыть.

Дуньхуан, расположенный на одном из величайших торговых путей в мире, является более оживленным местом, чем Аджанта. Вместо тридцати пещер в Дуньхуане насчитывается около 500, известных в совокупности как Пещеры Тысячи Будд. Фрески охватывают три столетия, с 5-го по 8-й год нашей эры. Изображения в более ранних пещерах (выдолбленных в мягкой скале, как в Аджанте) показывают влияние Центральной Азии и даже Индии — регионов, из которых буддизм путешествует по пути в Китай, — но более поздние картины полностью выполнены в китайском стиле.

Дуньхуан, в отличие от Аджанты, никогда не теряется. Но одна конкретная пещера закрыта от незваных гостей. Вновь открытая в 1899 году, эта пещера содержит прекрасные образцы китайской живописи на шелке и первую в мире известную печатную книгу.

 

Печатные буддийские тексты в Корее и Японии: 750-768 гг.

 

Изобретение печати является поразительным достижением буддистов в Восточной Азии. Корея берет на себя инициативу. Самый ранний известный печатный документ в мире — это сутра, напечатанная на одном листе бумаги в Корее в 750 году.

За этим в Японии следует смелый эксперимент по массовому тиражированию (именно в этой области печатный материал имеет преимущество перед рукописью). В 768 году в набожной буддийской Наре императрица заказывает огромное издание талисмана или молитвы на счастье. Говорят, что на завершение проекта уходит шесть лет и что количество отпечатанных экземпляров для распространения среди паломников составляет миллион. Многие документы выжили.

 

Первая печатная книга: 868 г.

 

Самая ранняя из известных печатных книг — китайская, с конца династии Тан. Обнаружена в пещере в Дуньхуане в 1899 году, она представляет собой документ с точной датировкой, в котором живо воплощаются обстоятельства его создания.

Это свиток длиной 487 см. и высотой 30 см., образованный из склеенных по краям листов бумаги. Текст — это Алмазная Сутра, и первый лист в свитке имеет дополнительное различие. Это первая в мире печатная иллюстрация, изображающая тронного Будду в окружении святых служителей. В более поздней традиции, знакомой по религиозному западному искусству, маленькая фигура преклоняет колени и молится на переднем плане. Предположительно, он является донором, который заплатил за эту священную книгу.

Имя донора, Ван Цзе, раскрывается в другом устройстве, которое позже становится традиционным в ранних печатных книгах на западе. Подробности публикации даны в колофоне (по-гречески «завершающий штрих») в конце текста. Это показывает, что этот свиток является произведением буддийского благочестия в сочетании с сыновней обязанностью хороших конфуцианских идеалов: «Отпечатано 11 мая 868 года Ван Цзе для свободного общего распространения, чтобы в глубоком почтении увековечить память его родителей».

Печать свитка Ван Цзе имеет высокий стандарт, поэтому у него должно было быть много предшественников. Но счастливая случайность пещеры в Дуньхуане подарила его родителям более долговечный памятник, чем он мог себе представить.

 

Буддийские знамена и свитки на шелке: с 9 в.

 

Пещера обнаруженная в 1899 году в Дуньхуане содержит множество буддийских картин на шелке. Более крупные из них (в основном изображающие сидящего в раю Будду с сопровождающими фигурами) предназначены для того, чтобы развиваться на флагштоках в особых случаях. Некоторые из них почти двух ярдов в высоту и более ярда в ширину.

Более узкие вертикальные изображения драматически нарисованных фигур из буддийской мифологии предназначены в качестве баннеров, которые будут переноситься в процессии с прикрепленными шелковыми лентами. Живопись на шелке остается центральной темой китайского искусства. Но это яркое публичное использование образов, характерное для буддизма, впоследствии уступает место более сдержанному и частному искусству конфуцианцев.

 

Новые секты буддизма в Японии: 12-13 вв.

 

Один из самых известных памятников Японии — огромная бронзовая скульптура на Камакуре. Известный как Дайбуцу и отлитый в 1252 году, он изображает Будду. Но эта фигура, сидящая в мирной медитации, не является историческим Гаутамой Буддой. Это Будда Амитабха, известный и почитаемый в Японии как Амида.

Культ Амиды, также называемый буддизмом «Чистая земля», является одной из нескольких новых сект в Японии, в основном прибывающих из Китая, которые натурализовались во время сёгуната Камакура. Она основана на сутре, в которой Амида, достигший просветления как Будда, заверяет всех тех, кто обожает его, что они могут жить с ним вечно в чистой земле — Обещание, сделанное в Сукхавативьюхе-сутре.

Другая иностранная секта буддизма, которую японцы во многом считают своей, известна в Китае как Чань, а в Японии-как Дзен (оба происходят от санскритского слова, означающего «медитация»). Дзэн, пришедший в Японию из Китая в 12 веке, уделяет большое внимание интуиции, или нахождению истины внутри себя, но он также подчеркивает важность дисциплины.

Она апеллирует к новому классу самураев (несколько мастеров Дзэн обучают бою на мечах), и в периоды сегуната она становится почти государственной религией. Мастера Дзэн поощряют некоторые из наиболее отличительных культурных аспектов японской жизни, включая Чайную церемонию (тесно связанную с традицией японской керамики).

Самая агрессивная из буддийских сект — единственная, корни которой полностью уходят в Японию. Она следует учению Ничирена, пламенного пророка, который провел большую часть своей жизни в изгнании за критику сегунов в Камакуре. Они благоволят соперникам, на которых он изливает презрение, приверженцам Чистой Земли и Дзен-буддизма.

Подобно ветхозаветным пророкам, Ничирен предвидит беду, постигшую его заблудших соотечественников. Монгольское нашествие 1274 года многие считают исполнением его пророчеств. Его страсть вдохновляет секту, которая до сих пор имеет значительное число последователей в Японии 20-го века.

 

Буддизм сегодня

 

Буддизм в его различных формах остается самой распространенной из древних религий в Восточной Азии, где он насчитывает около 300 миллионов приверженцев. Наибольшая концентрация сосредоточена на исторических землях буддизма Тхеравады — Шри-Ланке и трех соседних странах-Бирме, Таиланде и Камбодже. Буддисты, все еще практикующие в регионах Махаяны (Китай, Тибет, Монголия), сильно пострадали от атеистического вероучения коммунизма. В Японии большинство по-прежнему придерживается различных форм буддизма.

На протяжении 20-го века вера также начала распространяться на совершенно новые регионы. В настоящее время в Соединенных Штатах и ​​в Европе существует значительное количество буддистов.

Исторический Журнал
Добавить комментарий