История Библии Ветхий Завет

ковчег завета

Библия (от biblos, по-гречески «книга») является основой двух великих религий: иудаизма в Ветхом Завете и христианства в Новом Завете. В каждом случае она объединяет группу документов, чтобы рассказать историю основателей и ранних последователей религии. При этом она также объясняет их убеждения.

Традиционные источники исторических свидетельств (археологические останки, письменные документы) дают мало следов ветхозаветной истории и совсем не содержат событий, описанных в Новом Завете. И все же в Библии ранние иудеи и христиане дают о себе отчет, не имеющий равных среди религиозных групп того времени по богатству подробностей.

Книги еврейской Библии, как полагают, были написаны в течение нескольких столетий, начиная с 10-го века до нашей эры — к этому времени евреи поселились в Ханаане, или Палестине. Но во многих местах писцы записывают гораздо более древнюю устную традицию. Считается, что некоторые из описанных событий могут восходить еще к 18 веку до нашей эры.

Самая святая часть Библии для евреев — это первые пять книг, известные как Тора («наставление» или «закон» на иврите). В нееврейских источниках эти книги иногда называют Пятикнижием («пять свитков» по-гречески, из перевода, сделанного в Александрии).

Книга Бытия, первая книга Торы, начинается с решительно монотеистического рассказа о сотворении мира и далее дает ряд мифов, которые могут быть повторены в других религиях — падение человека до состояние греха из-за непослушания (Адам и Ева едят яблоко), Великий Потоп, который сметает все грешное человечество, за исключением одной небольшой группы выживших (Ной и его семья), и появление различных языков (наказание Бога за самонадеянность человека при строительстве могучей Вавилонской башни, которая почти достигает небес).

С появлением Авраама бытие достигает истории собственного народа Библии, евреев.

ноев ковчег

Народ Авраама 18-13 век до нашей эры

 

В Книге Бытия Авраам-патриарх кочевого племени. В этой истории он проходит через Месопотамию (от Ура до Харрана), а затем спускается в Ханаан — землю, которую, как обещает Бог, унаследуют его потомки.

Многие племена перемещаются со своими стадами среди оседлых городов Месопотамии и Финикии. Несомненно, некоторые из них, время от времени, имеют харизматических лидеров, которых долго помнят их потомки. Нет никаких оснований сомневаться, что такая фигура, как Авраам, существует, и ученые считают его вероятной датой около 1800 года до нашей эры. Что делает его значительным, так это идея его договора с Богом, посредством которого Бог поможет народу Авраама в обмен на выполнение им Закона Божьего. Это завет, лежащий в основе истории евреев.

Внук Авраама — Иаков, история которого дает начало племенному делению евреев. Когда Бог возобновляет завет с Иаковом, он дает ему новое имя — Израиль. Иаков, в конце концов имеет двенадцать сыновей, от каждого из которых происходит колено — двенадцать колен Израилевых.

В Книге Бытия сыновья Иакова заставляют его семью переселиться в Египет — сначала продав там одного из них (Иосифа) в рабство, а затем сами переселяясь на юг во время голода. Люди называли хабиру особенностью в египетских записях. Некоторые ученые отождествляют их с евреями, но нет никаких твердых доказательств, подтверждающих эту связь.

 

Моисей и исход

 

В Книге Исхода, второй книге Торы, религиозная идентичность еврейских племен прочно утвердилась благодаря руководству и вдохновению Моисея — когда он привел их на север к Ханаану, спасаясь от рабства в Египте.

Именно Моисею Бог открывает свое имя (из горящего куста), говоря: «Я есмь тот, кто я есть». Это дает ему имя, написанное четырьмя еврейскими буквами, YHWH, что означает «Тот, Кто есть». Имя Бога позже считается слишком святым, чтобы его произносить, но с добавлением гласных оно становится Яхве. В христианских версиях Ветхого Завета он записывается как Иегова.

Бог также открывает Моисею десять заповедей. Если евреи будут повиноваться этим законам, Бог будет благоволить им как своему избранному народу и приведет их в землю обетованную Ханаанскую.

Этот договор является возобновлением и развитием давнего завета между Богом и евреями. Теперь он становится буквально центральным элементом еврейской религии. В Книге Исхода Бог велит Моисею выгравировать законы на двух каменных скрижалях и поместить их в деревянный сундук, покрытый чистым золотом. Этот сундук — Ковчег Завета. Как самый священный объект еврейского культа, он в конечном итоге будет размещен во внутреннем святилище храма в Иерусалиме.

В Книге Исход и трех оставшихся книгах Торы евреи скитаются по Синайской пустыне под предводительством Моисея и его старшего брата Аарона, которого позже считают прототипом еврейского священства. Третья книга, Левит, представляет собой жреческий материал, в основном она посвящена перечислению соответствующих деталей ритуала и жертвоприношения. Четвертая, «Числа», описывает социальную и политическую структуру племен, медленно продвигающихся на север к Земле Обетованной. Второзаконие-это усиление Божьего закона для его народа.

В конце Второзакония Моисей видит землю, обещанную Богом Аврааму, но умирает, не успев войти в нее.

моисей

Тора: 1000-400 до н. э.

 

Пять книг Торы, составленные из отрывков в разное время от царствования Давида и далее, объединены и усилены священниками примерно в 400 году до н. э. Они приписывают все пять книг Моисею, вдохновленному Богом.

Основная цель священников — укрепить самобытность еврейской общины после возвращения в Иерусалим. В этом они преуспевают сверх всех возможных ожиданий. Тора становится, и остается сегодня центром иудаизма. Самая священная часть синагоги -это ковчег, содержащий свитки закона. Чтение из них, в цикле, который завершает Тору каждый год, является сердцем литургии.

После пяти книг Торы Ветхий Завет состоит из материала, который можно разделить на три категории. Есть исторические книги, продолжающие историю сынов Израилевых, пророческие книги, в которых пророки (по сути проповедники) наказывают израильтян за их грехи и предупреждают их о грядущем гневе Божьем, и поэтические произведения, начиная от преданных (псалмы) до более литературных (Песнь Соломона).

В еврейских Библиях предостережения пророков перемежаются с историей, важной частью которой они являются. В христианском устройстве пророки хранятся до конца, после поэтических книг.

 

Иисус Навин, судьи, Самуил и цари: 11-8 век до нашей эры

 

Исторические книги Библии начинаются с двух, Иисуса Навина и судей, которые описывают попытки евреев войти в землю обетованную. Несмотря на громкую историю о падении стен Иерихона, когда Иисус Навин (избранный преемник Моисея) марширует вокруг них, тексты ясно показывают, что движение в Ханаан — это долгий и яростно оспариваемый процесс с различными племенами, достигающими своих собственных маленьких побед и прославляющими своих местных героев.

Самый известный из этих героев — Самсон, великий убийца народа, который является главным соперником евреев за эту землю молока и меда. Он филистимлянин.

Вершина израильского подвига описана в двух книгах Самуила. Они рассказывают, как племена Израиля в конце концов объединились против филистимлян. Самуил, сочетание священника, пророка, солдата и политика, помазывает Саула как царя и таким образом создает израильскую монархию.

Успех Саула ограничен, и только после того, как трон был узурпирован Давидом, монархия в Израиле становится безопасной. Затем он, кажется, идет в постоянное снижение, начиная с Соломона (как описано в царях). Тем не менее, династия Давида будет править в течение 400 лет. И моральный упадок имеет определенную привлекательность, как тема, для суровых пророков.

 

Исайя, Иеремия и Иезекииль: 8-й-6-й век до нашей эры

 

Послание пророков является постоянным. Угрозы, с которыми сталкивается Израиль, являются прямым результатом неспособности народа и его правителей жить согласно Божьим заповедям. Бедствия, когда они придут, будут Божьим наказанием. Но в то же время есть надежда. В конце концов, израильтяне — его избранный народ. Если они покаются и исправятся, он снова защитит их.

Среди трех главных пророков Исайя проповедует в 8 веке, когда угроза исходит из Ассирии; Иеремия провозглашает гибель в начале 6 века, когда враг — Вавилон; Иезекииль, находясь в изгнании, комментирует несколько лет спустя те же бедствия, после того как Иерусалим пал к вавилонянам.

 

Переменный текст с 5-го века до нашей эры

 

После возвращения из Вавилона священники в Иерусалиме полны решимости установить окончательный текст Библии. Свитки выставлены на переднем дворе храма, по которым можно сверить и исправить другие рукописи. Однако с течением веков текст становится все более подверженным изменениям по чисто практическим причинам.

В оригинальной версии показаны только согласные. Чтобы помочь в изучении Торы, школы добавляют гласные и акценты, чтобы оказать помощь при чтении вслух.

 

Масоретский текст: 9 век н. э.

 

Эта проблема окончательно не решена до тех пор, пока в 9 веке нашей эры еврейские ученые в Иерусалиме и Багдаде (городе-преемнике Вавилона) пришли, наконец, к консенсусу. Их согласованная еврейская Библия становится стандартом для всех последующих рукописных копий, а затем и для печатных версий. Как хранители библейского текста эти ученые называются Масоретами. Авторизованная версия известна как Масоретский текст.

Тем временем еврейская Библия становится первым сводом Священного Писания, который переводится — в форме Септуагинты, для грекоязычных евреев Александрии. И он приобретает новую и влиятельную идентичность, как Ветхий Завет, предшествуя Новому Завету христиан.