Архитектура мечетей Ислама

Kupol-Skaly

Купол Скалы 691 г. н.э.

 

Куббат ас Сахра или Купол Скалы, завершенный в 691 году и являющийся самым ранним сохранившимся образцом мусульманской архитектуры, эффектно заимствует темы византийской мозаики и купольной крыши. Иерусалим, отнятый у христиан всего полвека назад, до сих пор имеет навыки и ремесла, впервые разработанные для использования в императорских церквях.

Сам Купол представляет собой большое деревянное сооружение. Святилище имеет как внутреннее, так и внешнее убранство храма, щедро украшенное сочетанием полированного мрамора и сверкающей стеклянной мозаики на золотом фоне. Большая часть материала приобретается в Константинополе, и не исключено, что некоторые ремесленники, так же из Византии.

Вполне уместно, что Купол Скалы является единственным в мире историческим зданием с «куполом» в названии. Поскольку эта святыня имеет глубокое влияние в создании куполообразного свода и является родоначальником архитектуры мечетей ислама.

Оригинальность памятника зодчества заключается в ярком блеске самого навершия, равного по высоте остальному сооружению и ярко позолоченного. Если смотреть издалека, то купол фактически является цельным зданием. Расположенный на самой высокой точке холма, это драматическое архитектурное заявление, которое будет широко скопировано.

 

Влияние Купола Скалы в архитектуре 9-го — 15-го века

 

Иерусалим, третья святыня ислама после Мекки и Медины, поэтому Купол Скалы — знакомое изображение для любого мусульманина. Навершие того или иного рода становится особенностью мечетей и гробниц во многих частях исламского мира. Когда большая мечеть в Кайруане была отремонтирована в 862 году, над ее частью был добавлен высокий рифленый свод. Купол является одной из особенностей мечети Аль-Азхар в Каире, основанном в 970 году.

В этот же период — на другом конце мусульманского мира, в Бухаре — правители династии Саманидов строят себе мавзолей, состоящий из простого квадратного здания, увенчанного аналогичным верхом.

Эта Бухарская гробница 10-го века содержит в себе зародыш будущего. Здесь свод — как и в Куполе Скалы, является главной внешней особенностью здания. В последующие века навершия такого рода становятся все более заметными в мусульманской традиции, привлекая внимание зрителя различными средствами, размером или формой набухания, тонкой рифленостью или белым мрамором, яркой кожей керамических плиток.

Примечательными примерами в 14 веке являются монгольская гробница в Солтании в северном Иране, мамлюкские гробницы в Каире и могила Туглука в Дели. Гробница Тимура в Самарканде, с ее вздувающимся куполом из голубой черепицы, относится к началу 15 века.

Через несколько лет после того, как гробница Тимура была построена в Самарканде, архитектор Брунеллески во Флоренции начинает решать проблему купола для свода собора. Его смелое решение зажигает новый европейский интерес к куполам — как драматические архитектурные особенности во внешнем профиле здания.

Таким образом, и Ислам, и христианство, приходя в одну и ту же точку с разных сторон, готовы сделать 16-й и 17-й века веком купола. Ислам неуклонно движется к этой точке. Христианство достигает ее, когда Ренессанс ломает давние средневековые традиции романского и готического стилей.