Эклектика и Чугунная архитектура

Хрустальный дворец

Эклектика в архитектуре 19 века

 

Очарование 19-го века в Европе архитектурой прошлого начинается с греческих храмов и готических соборов, но вскоре распространяется на ошеломляющий диапазон других исторических стилей египетский, византийский, романский, Венецианский готический, мусульманский Индийский и даже, в конечном итоге, Эклектика в архитектуремногие стили Ренессанса, которые сами являются отражением более ранних периодов.

Этот век самый самоуверенный из веков берет то, что ему нравится из этих многочисленных источников, смешивает и сопоставляет их, развивает и искажает, чтобы создать великолепные здания. Но эклектика в архитектуре 19 века, не нова как стиль, она встречается в более ранние периоды зодчества.

Только одна особенность архитектуры 19-го века является совершенно новой на Западе, использование чугуна.

 

Стекло, железо и заводская сборка 1837-1851 гг.

 

Публика впервые узнает о великолепном потенциале чугунной архитектуры в 1840-х годах, когда в Чатсворте и Кью-Гарденз возводятся необыкновенные оранжереи. Но технология происходит от строительства завода в 1790-х годах.

С паровым оборудованием Boulton и Watt в действии, обычные фабрики, использующие древесину для балок и полов, склонны к катастрофическим пожарам. Случайное использование чугуна для строительных целей уходит корнями в далекие века в Китае, для храмовых пагод, но это новшество теперь используется в Великобритании.

Мельница Стратта все еще содержит некоторые массивные деревянные балки, но полностью свободная от древесины фабрика построена в Дитерингтоне, около Шрусбери, в 1796-97 гг. Арочные кирпичные полы, на чугунных балках и столбах, становятся стандартным заводским и складским интерьером 19 века.

оранжерея ПакстонаСледующий и самый гламурный этап в чугунной архитектуре связан, прежде всего, с именем Джозефа Пакстона. Как управляющий садами герцога Девонширского в Чатсворте, он строит там, в 1837-40 годах большую оранжерею, по форме напоминающую шатер (84,5 метра длиной и 20,5 метров высотой), но целиком состоящую из чугуна и стекла.

В герцогском саду это здание редко посещается, но оно поражает всех, кто его видит. Королева Виктория отмечает в своем дневнике в 1842 году, что это «самое грандиозное и необыкновенное творение, которое только можно себе представить». Два года спустя аналогичное здание было заказано Ричардом Тернером и Децимом Бертоном для королевских садов в Кью. С 1841 года эти сады были открыты для публики, поэтому красота пальмового дома, завершенного в 1848 году, становится более известной, чем консерватория Чатсуорта.

Но это здание Пакстона для Великой выставки 1851 года, удивительный Хрустальный дворец, который открывает миллионам людей потенциал новой архитектуры.

Хрустальный дворец гигантский по сравнению со своими предшественниками из чугуна и стекла. Он в пять раз длиннее пальмового дома в Кью и почти в два раза выше; или, другими словами, он длиннее Версальского дворца и выше Вестминстерского аббатства. Но еще более значительна знаменитая скорость его проектирования (одна неделя детального рисования, после предварительного наброска Пакстоном на листе промокательной бумаги) и его строительства (шесть месяцев).

Причина его длительного архитектурного значения, заключается в том, что здание Пакстона является первым полным примером сборного зодчества (концепция, идеально подходящая для чугуна, и впервые за семьдесят лет до этого для моста в Коулбрукдейле)

Статистика Хрустального дворца ошеломляет (3300 железных колонн, 2150 железных балок, 250 миль створки, 293 635 стекол), но решающая деталь заключается в том, что все они соответствуют базовому 24-футовому модулю. Изготовление деталей может быть передана на субподряд нескольким Литейным и стекольным заводам; сборка на месте похожа на сборку гигантского кукольного дома. Отсюда и тот факт, что этот дворец из стекла создается, с нуля, менее чем за 200 дней. Как бы подчеркивая этот момент, он демонтирован в 1852 году и перемещен на другое место в Сиденхэме, где стоит до тех пор, пока его содержимое не загорится в 1936 году.

Модульная стальная рама традиция архитектуры конца 20-го века имеет в этом здании своего самого выдающегося предка.