Естественный рынок
Палестина и Финикия с древнейших времен, возникновение цивилизации, география и природные условия и многое другое. Читайте далее, если вас заинтересовала история региона.
Представьте себе торговца в те дни, когда товары перевозят на вьючных животных или в деревянных лодках, размерами прилегающих к берегу. Покажите этому гипотетическому трейдеру карту мира. Спросите его, где, если бы у него был выбор, он бы в идеале хотел открыть магазин. Если он мудрый человек, предвидящий главный шанс, велика вероятность, что он выберет восточное побережье Средиземного моря – регион, на котором сейчас находятся Палестина, Израиль, Ливан и северо-западная Сирия.
Это естественная точка пересечения богатых торговых путей: на север от Нила, побережья Африки и западной Аравии, вокруг Плодородного полумесяца в Месопотамию; на запад из Азии к морской торговле Средиземноморья. Неудивительно, что за эту территорию постоянно велись бои.
В Ветхом Завете этот регион называется Ханаан, что, возможно, означает «пурпурную землю». Позже хананеев стали называть финикийцами. Это слово также означает пурпур, но теперь имеет греческое происхождение.
Названия относятся к ценному местному товару — скальным трубачам (в частности, murex Brandaris), из которых можно извлечь насыщенный фиолетовый краситель. Одеяния, окрашенные этим дорогостоящим веществом, становятся символом высокого статуса в греческом и римском обществе. Пурпурный цвет в конечном итоге стал ассоциироваться с римскими императорами, а через них и с кардиналами Римско-католической церкви, которых описывают как «возведенных в пурпур», хотя цвет их мантий теперь ближе к малиновому.
Ханаан, земля обетованная с 3-го тысячелетия до н.э.
Хананеи — семитские племена, пришедшие в этот регион в 3-м тысячелетии до нашей эры. Они ведут оседлую земледельческую жизнь, занимая, например, территорию Иерусалима примерно в 2600 г. до н.э., и основывают торговые поселения вдоль побережья.
В политическом отношении на данном этапе регион не достигает единства или независимости (и лишь изредка в истории ему это удается). Плодородный полумесяц, простирающийся от Египта до Месопотамии, слишком велик, чтобы его можно было контролировать в течение какого-либо периода времени как единую империю. Таким образом, узкая прибрежная полоса Средиземноморья становится центром пограничного конфликта между правителями каждого конца Полумесяца.
Одним из претендентов на власть неизменно является Египет. С 14 века их противниками на севере являются хетты. Затем, примерно в 1200 году до нашей эры, весь этот прибрежный регион подвергается набегам и разорению таинственных народов моря. Некоторые из них поселяются в этом районе. Они известны в истории как филистимляне.
Вскоре после того, как филистимляне обосновались на побережье, евреи начинают проникать во внутренние районы – прибывая с юга, через Синайскую пустыню. Филистимляне и евреи становятся в XI и X веках главными соперниками за территорию, впоследствии известную как Палестина (название в честь филистимлян, хотя преобладают именно евреи).
К 10 веку евреи, или израильтяне, прочно обосновались в южной части региона со столицей в Иерусалиме. Этот же период является периодом процветания и стабильности на севере: вдоль побережья развивается несколько независимых финикийских городов. Это период, когда финикийцы начинают устанавливать четкую и влиятельную идентичность.
Ведущим финикийским городом того времени был Тир, который, судя по всему, жил в мирном сосуществовании со своим более крупным соседом Израилем. Хирам, царь Тира, в Библии находится в хороших отношениях как с Давидом, так и с Соломоном. Но и Финикия, и Израиль в последующие столетия будут подчиняться череде все более крупных империй.
Императорские мастера 9-1 век до н.э.
Сначала в регионе доминируют ассирийцы. Они требуют дань от финикийцев в 9 веке; они разрушают северное царство Израиля в 722 г. до н.э. и финикийский город Сидон в 678 году. За ассирийцами следуют вавилоняне, которые захватывают южное царство Иуды и разрушают Иерусалим в 586 году. Ни ассирийцам, ни вавилонянам не удается взять Тир, почти неприступный на прибрежном острове. Этот ведущий финикийский город выдерживает длительную осаду обоих этих врагов. Несмотря на это, в любом случае осада заканчивается на условиях, оставляющих Тир в подчиненном положении.
Ассирийцы и вавилоняне — жестокие повелители. Любые изменения в них могут быть только к лучшему. И израильтяне, и финикийцы приветствуют следующую императорскую державу – персов в VI веке.
Персидская система имперского правления менее обременительна, чем любая известная ранее. Несмотря на это, покоренные народы склонны видеть в любом новом завоевателе освободителя, и большинство финикийских городов открывают свои ворота Александру Великому, когда он двинулся на юг, в сторону Египта в 333 г. до н.э. Исключением снова является Тир, который теперь уверен, что выдержит любую осаду. В случае с Александром уверенность неуместна (см. «Осада Тира»).
В последующие столетия восточное побережье Средиземного моря находится под постоянным спором между наследниками Александра — династиями Птолемеев и Селевкидов, соответственно в Египте и Персии. В III веке, под контролем Египта, регион был достаточно стабильным. Во II веке интервенционистская политика Селевкидов вызывает постоянные волнения, особенно в Палестине, где на протяжении почти столетия, начиная с 142 г. до н.э., у власти находится независимая еврейская династия (династия Маккавеев).
К 63 г. до н.э. возникла новая имперская власть. Финикия входит в состав римской провинции Сирия, с которой Палестина связана как Сирия Палестина (см. Сирия и Палестина).