Сирия с VII по XI века

Сирия (Религия Ислам с VII по XI века)

Арабские завоевания 7 век

Мусульманское завоевание
Мусульманское завоевание. Завоевания Пророка Мухаммеда и халифата Рашидун, 630-641 гг. Wikimedia Commons.

Одним из самых драматичных и внезапных движений любого народа в истории является завоевание арабов в VII веке (только на примере монголов в 13 веке может соответствовать). Племена пустыни Аравии составляют основную часть мусульманских армий. Их природная свирепость и любовь к войне вместе с чувством моральной чистоты, обеспечиваемым их новой религией, образуют непреодолимую комбинацию.

Когда Мухаммед умирает в 632 году, западная половина Аравии становится мусульманской. Через два года весь полуостров был обращен к вере, и арабские кочевники стали мусульманами в пустынях к востоку от Палестины и Сирии.

Великие христианские города Сирии и Палестины быстро перешли к арабам, начиная с 635 г. Дамаск в тот год тоже был захвачен. В 636 году следует Антиохия. А 638 год принес величайшую награду из всех, с точки зрения мусульман, когда Иерусалим был взят после годичной осады. Это момент глубокого значения для молодой религии, поскольку ислам считает себя преемником иудаизма и христианства. Город народа Моисея, в котором также проповедует и умирает Иисус, является святым местом и для мусульман. Моисей и Иисус — предшественники Мухаммеда как пророки. Связь с самим Мухаммедом вскоре также появится в Иерусалиме.

 

Мусульманский Иерусалим с 7 века

Храмовая гора-(южная сторона)
Храмовая гора-(южная сторона). Wikimedia Commons.

Вежливость арабского захватчика Иерусалима в отношении христианских защитников стала легендарной. Он Омар, второй халиф (его маленькая дочь Хафса — одна из вдов Мухаммеда). Въезжая в город на белом верблюде, он приглашается христианским патриархом помолиться в храме Гроба Господня. Он отказывается — на том основании, что, если он это сделает, его последователи захотят превратить здание в мечеть.

Вместо этого он обращает свое внимание на Храмовую гору, место расположения храмов Соломона и Ирода, которое осталось в руинах со времен разрушение храма римлянами шесть веков назад. Здесь Омар строит мечеть. Отсюда, как позже полагают, его тесть Мухаммед однажды ночью возносится на небеса.

Мечеть, построенная Омаром, больше не существует (ее название «Аль-Акса» повторно используется для последующего здания). Вскоре, при другом халифе, на Храмовой горе появляется великолепный памятник, являющийся третьей по святыне ислама после Мекки и Медины. Это Купол Скалы (Аль-Куббат ас-Сахра), покрывающий голую скалу на самой высокой точке Храмовой горы, которая позже также считалась верующими местом, с которого вознесся Мухаммед. Иерусалим начинает свою долгую карьеру как преимущественно мусульманский город.

У халифа есть две веские причины построить здесь великолепный храм. Он хочет привлечь паломников (Мекка находится в руках соперника) и хочет превзойти по великолепию купольный христианский храм Гроба Господня.

 

Купол Скалы 691 год

Вид на Купол Скалы со стороны школы Омария
Вид на Купол Скалы со стороны школы Омария. Wikimedia Commons.

Купол Скалы, построенный в 691 году и являющийся самым ранним из сохранившихся образцов мусульманской архитектуры, впечатляющим образом заимствует темы византийской мозаики и куполообразная крыша. В этом городе Иерусалиме, отнятом у христиан всего полвека назад, до сих пор сохранились навыки и ремесла, впервые разработанные для использования в императорских церквях.

Сам купол представляет собой великолепное деревянное сооружение. У халифа как внутренняя, так и внешняя часть храма щедро украшена сочетанием полированного мрамора и блестящей стеклянной мозаики на золотом фоне. Большая часть материала приобретена в Константинополе, и возможно, что часть мастеров привезена вместе с ним.

 

Халифат в Дамаске 661-750 гг.

Омейядский халифат. Дирхам
Омейядский халифат. темп. аль-Валид I ибн Абд аль-Малик. 705-715 годы

Когда первый Омейяд халиф утвердился после 661 года, он сделал Дамаск своей столицей. Сирия начинает столетие в центре событий, и это положение отражено в великолепной мечети Омейядов в Дамаске. Она построена в 705 году на месте христианской церкви, посвященной Иоанну Крестителю (чью предполагаемую могилу мечеть до сих пор содержит).

Беспорядки между соперничающими арабскими группировками приводят к восстанию в Персии в 747 году. Его возглавляют потомки аль-Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Войска Аббасидов достигают и захватывают Дамаск в 750 году. Омейядов выслеживают и уничтожают. При новом халифате Аббасидов центр мусульманского мира перемещается в Месопотамию и новый город Багдад.

 

Египетское вторжение 9-11 века

 

В 877 году султан Египта проносится через Палестину и Сирию. Его вторжение положило начало более чем двухвековому египетскому господству – знакомой ситуации в этой части мира во многие периоды истории. Эта половина Плодородного полумесяца, отделенная от Месопотамии широкой полосой пустыни, легче контролируется мамлюками из Каира, чем из Багдада.

Три сменявшие друг друга египетские династии (Тулуниды, Ихшидиды и Фатимиды) сохраняли власть в регионе до конца 11 века. К тому времени на сцене появляются новые претенденты — турки-сельджуки и христианские крестоносцы.

Исторический Журнал
Добавить комментарий