Сирия и Палестина в раннее средневековье

Сирия и Палестина (Раннее Средневековье IV - VII века)

Христианская Палестина 4-7 века

Палестинское христианское искусство
Палестинское христианское искусство. Wikimedia Commons

Принятие императором Константином христианства в качестве государственной религии придает Иерусалиму новый статус. Начинают прибывать паломники, среди них даже мать императора Елена, чье значительное достижение, как гласит история, состоит в том, что она обнаружила настоящий или настоящий крест, на котором умер Христос.

Паломники приносят богатство, а интерес императорской семьи приводит к созданию важных новых зданий. Константин основывает церковь Гроба Господня в Иерусалиме в память ухода Христа с этой земли. Елена строит церковь в Вифлееме, чтобы сделать то же самое к его приезду. Этот регион снова имеет значение в мире. Епископ Иерусалимский становится великим сановником, как Патриарх Палестинский.

В течение этих христианских столетий мощь соседней Персии остается угрозой безопасности Палестины и Сирии, хотя местные волнения чаще всего являются результатом страстных разногласий по поводу христианской доктрины.

 

Персидское вторжение

Хосров I
Хосров I Ануширван и Аль-Мунзир III ибн ан-Нуман

Однако захват Антиохии персидским императором Хосровым I в 540 году стал неприятным потрясением. Это также предвкушение катастрофических событий, произошедших от персов несколько десятилетий спустя. Христианские города Ближнего Востока охвачены последним великим персидским наступлением на Византию, начатым в начале VII века Хосровом II.

Первым христианским городом, павшим перед войсками Хосрова, стала Антиохия в 611 году. За ним последовал Дамаск в 613 году. Весной 614 года персидская армия вступает в Палестину и движется по сельской местности, сжигая церкви. Сохранилась только церковь, построенная святой Еленой в Вифлееме. Персы узнают себя в костюмах волхвов, которые приносят свои дары младенцу Иисусу на мозаике над входом.

Армия достигает Иерусалима в апреле. Патриарх призывает жителей сдаться, чтобы избежать кровопролития, но они сопротивляются целый месяц. Говорят, что, когда город падет, около 60 000 христиан будут убиты, а еще 35 000 проданы в рабство.

С точки зрения христианской патриархии, расположенной далеко в Константинополе, персы наносят еще большее оскорбление. Разграбив Иерусалим, они увозят в Ктесифон самую святую реликвию христианского мира — Истинный Крест Христов.

Его возвращение в Иерусалим становится неотложным государственным вопросом.

 

Воскрешение реликвии 622-629 гг.

Портрет императора Ираклия
Портрет императора Ираклия в Моденском кодексе истории Иоанна Зонараса.

При императоре Ираклии Византия потихоньку восстанавливала свои силы. В 622 году Ираклий чувствует себя готовым выступить против персов. Его успехи столь же стремительны и впечатляющи, как и неудачи предыдущего десятилетия. К 624 году он пронесся через Малую Азию и Армению, чтобы достичь Азербайджана, расположенного к северу от Персии между Черным морем и Каспийским морем.

Здесь, словно мстя за попрание Животворящего Креста, он разрушает один из самых священных огненных храмов зороастризма.

Ближайшие несколько лет колебания судьбы станут еще более резкими. В 626 году персидская армия достигает Босфора, но не может пересечь воду, чтобы поддержать осаду массивных стен Константинополя варварской ордой славян и аваров. В 627 году византийская армия под командованием Ираклия проникает в Месопотамию достаточно далеко, чтобы разгромить персов в Ниневии и разрушить дворец Хосрова в Ктесифоне.

С позиции силы Ираклий ведет переговоры о возвращении Истинного Креста. Он забирает его обратно для выставления в Константинополе, а затем лично возвращает его в 629 году к Гробу Господню в Иерусалиме. Но реликвия оказывается бессильной против следующей угрозы Иерусалиму в 638 году.

Исторический Журнал
Добавить комментарий