Константин римский император

триумфальная арка константина

Константин 1 император римской империи

 

Император Константин 1Константин первый римский император, лояльный к христианству, таким мы знаем его сегодня, но конечно все не так однозначно в биографии этого человека. Ему, вероятно, было около двадцати лет в 306 году нашей эры, когда его отец Констанций умер в Йорке. Большую часть последних десяти лет молодой человек провел при дворе Диоклетиана. Но он присоединился к лагерю своего отца в прошлом 305 году, после того, как Констанций занял пост Августа на Западе. Таким образом, Константин известен британским легионам. В 306 году, вопреки приказам из центра империи, они провозгласили его Августом.

Центр идет на компромисс, давая Константину власть над Британией и Галлией. Но по мере появления новых претендентов Константин делает ставку на большую долю власти. В 312 году он идет на юг и вторгается в Италию.

 

Битва у Мульвийского моста

 

поход константина на римЗагадочное решение Константина в октябре 312 года можно рассматривать теперь как один из великих поворотных моментов истории. Он расположился лагерем к северу от Рима, собираясь сразиться со своим соперником за контроль над Западной империей. Константин решает, что его люди должны носить на своих щитах христианский символ — монограмму, известную как Хи-Ро, образованную из первых двух греческих букв слова Христос.

Константин выигрывает битву у Мульвийского моста. Его соперник погибает, убегая назад через Тибр, когда рушится мост из лодок. По мнению Константина, он выиграл это решающее сражение в союзе с Богом христиан. Результаты поразительны.

Официально признанный Сенатом Августом Запада, Константин немедленно принимает меры в пользу гонимых христиан. Он восстанавливает конфискованное церковное имущество и предлагает общественные средства нуждающимся церквям. В 313 году он устраивает встречу в Милане с Лицинием, одним из двух претендентов на титул Августа на Востоке. Он убеждает его следовать той же политике.

Позже в том же году Лициний побеждает своего соперника на востоке. Теперь он тоже провозглашает политику религиозной терпимости, предлагая христианам компенсацию за причиненные им обиды.

Через год или два после того, как христиане подверглись жестоким гонениям, они внезапно оказались в привилегированной группе внутри империи. Они выигрывают налоговые льготы, и римские базилики строятся для их использования в качестве церквей. В своей администрации Римский император Константин дает карьерные преимущества, если человек исповедует христианство.

Но Лициний менее предан этому делу. В 320 году он возвращается к умеренным гонениям, увольняя христиан из армии и гражданской службы. Константин выступает против него в 324 г., и снова Христианское знамя одерживает победу. Лициний сдается после поражения под Византией. Через год его казнят по обвинению в попытке мятежа.

 

Новый Рим

 

Константин 1 император римской империи, ныне твердо стоящий во главе всего государства (первый человек за долгое время, занявший этот пост), планирует еще одну инициативу, столь же важную, как принятие им христианства. Сразу же после поражения Лициния он приступает к восстановлению Византии как христианской столицы, в которой языческие жертвоприношения, центральный ритуал императорского Рима до этого времени, специально запрещены.

К 330 году нашей эры город готов к церемонии инаугурации. Византия приобретает два новых имени — Новый Рим и Константинополь, город Константина. Через восемнадцать лет после первой победы Константина Римская империя обрела новую религию, новый центр притяжения и значительное изменение культуры.

 

Римский император Константин Великий и христианство

 

Карфаген и Донат

 

С безрассудным энтузиазмом новообращенного, Константин, с самого начала бросается в различные споры, разделяющие христианскую церковь.

Первый вопрос, который встает перед ним, как только он приходит к власти, имеет больше отношения к церковной политике, чем к ереси. Церковь в Карфагене спорит о том, кто будет ее епископом. Одна пуританская фракция утверждает, что этот официальный кандидат сотрудничал с римскими властями во время гонений 303 г. Они предлагают на его место клирика по имени Донат, а в 313 году обращаются к Константину.

Константин просит папу Римского и трех епископов разобраться в этом деле. Они обвиняют Доната, последователи его обжалуют приговор. Император, желая казаться непредвзятым, созывает более 300 епископов в Арль для рассмотрения этого дела. Они тоже выступают против Доната. В 316 году донатисты обращаются непосредственно к самому Константину. Он поддерживает решение и приказывает удалить священников-донатистов из их церквей.

Гонения дают мучеников, а мученики питают секты, донатисты будут оставаться занозой в боку североафриканской церкви в течение следующих трех столетий. Но Константин приобрел неприязнь к инакомыслию. И вскоре он сталкивается с гораздо более разрушительным расколом в Александрии.

 

Александрия и Арий 323-325 гг. н. э.

 

Ересь, связанная с именем Александрийского священника Ария, является самой значительной в истории христианства. Это касается тайны, лежащей в самом сердце религии — Троицы.

Проблема ранней Церкви заключалась в том, что в Евангелиях говорится о Боге и Иисусе (который описывает Бога как своего отца), а иногда и о Святом Духе. Но они не объясняют, как они соотносятся друг с другом. Все трое кажутся божественными, и все же — как секта монотеистического иудаизма — ранние христиане точно знают, что они поклоняются только одному богу. Как такое может быть? Концепция Троицы, три в одном и один в трех, постепенно появляется как лучший ответ. Но это вызывает много вопросов.

Только если все трое равны, они могут быть аспектами одного бога. Тем не менее, если Бог создает Иисуса, у него явно есть какой-то приоритет. С другой стороны, если Бог не сотворил Иисуса, он вряд ли может быть его отцом. Это проблема, которая касается Ария, который спрашивает, в частности, было ли когда-либо время, когда Бог существовал, но Иисус еще не существовал. Он заключает, что было такое время («было, когда его не было»). Следовательно, Иисус не вполне божественен.

Тем не менее, Арий согласен с тем, что поклоняться Иисусу правильно. Это вновь открывает дверь к политеизму, и в 323 г. епископ Александрии увольняет своего беспокойного священника. Спор стремительно обостряется. В 325 г. вмешивается Константин, созывая собор в Никее.

 

Никея и православие 325 год

 

Более 200 епископов, главным образом из восточных частей империи, прибывают в Никею на собор. Они встречаются во Дворце Константина, и сам император руководит многими дискуссиями. Его авторитет чисто политический, хотя он и является несомненным сторонником христианства, он еще не крещен.

Тревожное присутствие императора помогает епископам прийти к заключению более решительному, чем это оправдано диапазоном их мнений. Трещина, широко открытая Арием, кажется, прочно закрыта, когда в Никее объявляется, что отец и сын имеют одну и ту же сущность.

 

Добрые дела и позднее крещение 325-337 гг.

 

Арианская ересь не была подавлена так окончательно, как хотелось бы думать Константину, но его последние годы достаточно спокойны, чтобы он мог посвятить себя избранной им религии. Он становится все более набожным и щедро строит церкви в Риме и Палестине, а также в Константинополе.

В Иерусалиме он строит храм Гроба Господня на предполагаемом месте распятия. К счастью, раскопки открывают то, что принято считать настоящим крестом (или Истинным Крестом), на котором умер Христос. Позднее это открытие приписывают престарелой матери императора Елене, которая в 327 году совершает знаменитое паломничество в Святую землю.

Заболев в 337 году нашей эры, Константин римский император, наконец, крестится — всего за несколько дней до своей смерти. Часто спрашивают, почему он так поздно совершил этот необходимый акт христианского посвящения. Ответ, вероятно, заключается в том, чтобы не тратить впустую магию крещения, которая смывает грехи. Император вряд ли может прожить безупречную жизнь, и в послужном списке Константина есть много пятен — например, его необъяснимая казнь старшего сына и второй жены в 326 году.

Позднее крещение гарантирует чистую запись в Судный день.

Исторический Журнал
Добавить комментарий