История Арианизма

Первый Вселенский собор

Александрия и Арий 323-325 гг.

 

Ересь, связанная с именем Ария, священника из Александрии, является наиболее значимой в истории христианства. Это касается тайны в самом сердце религии — Троицы.

Проблема ранней церкви заключалась в том, что в Евангелиях говорится о Боге и об Иисусе (который описывает Бога как своего Отца) и, реже, о Святом Духе. Но они не объясняют, как они связаны друг с другом. Все трое кажутся божественными, и, тем не менее — как секта монотеистического иудаизма — первые христиане точно знают, что они поклоняются только одному Богу. Как это может быть? Концепция Троицы, три в одном и один из трех, постепенно становится лучшим ответом. Но возникает много вопросов.

АрийТолько если трое равны, они могут быть аспектами одного бога. И все же, если Бог создает Иисуса, у него явно есть какой-то приоритет. С другой стороны, если Бог не создает Иисуса, он вряд ли может быть его Отцом. Это проблема, которая касается Ария, он спрашивает, было ли когда-нибудь время, когда Бог существовал, а Иисус — нет. Также он приходит к выводу, что было такое время («было, когда его не было»). Поэтому Иисус менее божественен.

Тем не менее, Арий соглашается, что правильно поклоняться Иисусу. Это открывает дверь в многобожие, и в 323 году епископ Александрийский отправляет в отставку своего беспокойного священника. Спор быстро обостряется. В 325 году вмешивается император Константин, созывая собор в Никее.

 

Первый вселенский собор в Никее 325 год

 

Более 200 епископов, в основном из восточных частей империи, прибывают в Никею для собора. Они встречаются во дворце Константина, и сам император руководит многими дискуссиями. Его авторитет чисто политический; хотя он и является бесспорным сторонником христианства, но еще не был крещен.

Трещина, широко раскрытая Арием, кажется прочно закрытой, собор объявляет, что Отец и Сын имеют одну и ту же сущность.

 

Между двумя соборами 325-381 гг.

 

При жизни тех, кто собирается на первом вселенском соборе в Никее в 325 году, арианство остается спорным вопросом. До конца царствования Константина сам Арий возвращается из ссылки. К середине столетия при Констанции (одном из сыновей Константина) активно поощряется арианство, причем большинство влиятельных позиций в церкви занимают арианские епископы.

На протяжении многих лет исследуются новые средние пути. Некоторые предполагают, что Сын «подобен» Отцу, другие, что он как отец. Но, в конце концов, дебаты обостряются, особенно когда языческий император Юлиан Отступник отвергает все представления христиан.

К 381 году нашей эры, с новым поколением епископов и новым императором Феодосием, который является антиарианским, собор, созванный в Константинополе, не настроен на компромисс. Он окончательно отвергает арианскую ересь и формально принимает слегка измененную версию заявления веры, обнародованного собора. Эта версия 381 г., которая становится известной как текст Никейский символ веры.

И на первый взгляд, казалось бы, дело кончилось. Но выясняется, что арианство, как неуемный вирус, уже распространилось в других местах. Арианец — Вульфила, который примерно в 340 году был назначен епископом варваров-готов, поселившихся к северу от Дуная.

 

Вульфила и его алфавит

 

ВульфилаВульфила — первый человек, взявший на себя чрезвычайно сложную интеллектуальную задачу — записал с нуля язык, который пока еще чисто устный. Он даже разрабатывает новый алфавит, чтобы точно передать звуки разговорной готской речи, используя в общей сложности двадцать семь букв, адаптированных из примеров в греческом и римском алфавитах.

Божья работа — это цель Вульфилы. Ему нужен алфавит для перевода Библии с греческого на язык готов. Неизвестно, сколько он выполнил, но в его версии сохранились большие разделы Евангелий и Посланий, датируемые несколькими годами ранее, чем Иероним начал работу над своим латинским текстом.

 

Арианская вера и варвары 4-6 век

 

Служение Вульфилы приходится на период, когда арианство имеет своих самых сильных радикальных последователей. Сам Вульфила подписывается на одну из более мягких версий, которая гласит, что Иисус «как» его Отец. В этом толковании Троица содержит элемент иерархии, где Иисус немного ниже Бога, а Святой Дух следует за ними обоими. Это имеет смысл для готов, хотя большинство из них остаются язычниками в течение долгого времени после смерти проповедника.

Арианская вера в конечном итоге становится чем-то вроде национальной веры для германских племен. Ее  приняли готы, вандалы и многие другие группы. И с германскими племенами она продвигается в потрясениях 5-ого столетия.

В разное время в 5-м и 6-м веках Италия была в основном арианской под остготами, Испания — под вестготами, а северная Африка под вандалами-арианами.

Ересь устранена в большинстве этих областей энергичной кампанией православного императора Юстиниана. Но другая варварская группа, Лангобарды, вернула арианство в северную Италию в конце 6 века. В вестготской Испании арианский король обратился в православие в 6-м веке и активно преследует ариан с 589 года, но следы ереси остаются до тех пор, пока мусульмане не победят в 711 году. К тому времени история арианизма длилась четыре столетия.