Гомеровский период древней Греции

Одиссей на Троянской войне

Темные века XI-IX вв. до н.э.

 

Поскольку дорийцы не оставили нам письменных свидетельств и очень мало материальных ценностей, мы почти ничего не знаем о гомеровский периоде древней Греции. Большая часть наших знаний почерпнута из «Илиады» и «Одиссеи», которые были составлены в эту эпоху, а также из некоторых скудных археологических находок. Исходя из этого, можно полагать, что греки темных веков жили в автономных деревенских общинах, управляемых правителем, который был не более чем военачальником.

Любые собрания были просто собраниями воинов. Не существовало никаких официальных юридических институтов, и преступления, такие как убийство, разрешались с помощью мести со стороны семьи. Экономическая ситуация была не намного лучше. Без валюты торговля сводилась к бартеру. У греков этого времени не было даже слова «торговец или купец».

Без эффективной торговли каждое домашнее хозяйство было самодостаточным — натуральным. Оно выращивало свою пищу, производило свою собственную одежду и производило свои инструменты. Искусные ремесла были почти неслыханны, хотя состоятельный человек мог нанять кузнеца или другого мастера для своих нужд.

Именно в этот период начали формироваться основные верования греческой религии и мифа. Эта эпоха породила большинство мифов классической Греции. Однако организованная религия, какой мы ее знаем сегодня, с профессиональными священниками и местами для культа, была почти неизвестна. Греки, возможно, и строили храмы, но они предназначались для посещения богов, а не для поклонения верующих.

Дорийское наследие, выраженное в военных традициях, сохраняется, оказывая в дальнейшем значительное влияние на расцвет Греции классического периода. Эффективными носителями этих обычаев считаются спартанцы, именно они претендуют на роль дорийцев в качестве своих предков и подражают им.

Конкурирующая традиция в классический период древней Греции связана с Афинами, оплотом микенской цивилизации. Афины довольно успешно сопротивляются завоевателям и становятся их покровителями, предоставляя убежище.

Поддерживаемые Афинами примерно в 900 г. до н.э. греки-недорийцы переселяются, основывая колонии на западном побережье Малой Азии. Эти поселения, в конечном счете, соединяются в Ионию. В дальнейшем Иония и Афины становятся местом зарождения классической греческой культуры. Тем самым, есть подлинная преемственность от Микен. Это отражено в романтической идее микенских греков, высказанной Гомером, который сам, вероятно, уроженцем Ионии.

 

Легендарный Пелопоннес XIII-IX вв. до н.э.

 

Самые известные из греческих героев в Илиаде — вожди Пелопоннеса. Они управляют или прибрежными долинами, или прибрежными островами. Аякс приводит корабли и людей в Трою из Самоса, Агамемнон из Коринфа и Микен, Диомед из Аргоса, Менелай из Спарты, Нестор из Пилоса и Одиссея из Итаки. Контингенты прибывают из других регионов Греции, но их возглавляют менее видные деятели.

Это точное отражение двух исторических фактов. Микенская власть сосредоточена на Пелопоннесе. А география Греции благоприятствует небольшим автономным политическим единицам.

Богатый Пелопоннес был главной целью дорийских захватчиков, чьи разрушения привели к двухвековой анархии на полуострове. Но к 9 веку дорийцы создают свои собственные стабильные общины.

Основными среди них являются Спарта на юге и Коринф на севере. Спарта развивает милитаристское рабовладельческое общество, которое сделало его одной из знаменитых странностей мировой истории. Коринф, имеющий преимущества в мореходном положении на вершине перешейка Пелопоннеса, вносит большой вклад в важную веху греческой истории — основание колоний за рубежом.