Эгейская цивилизация

кносский дворец

Пропавшая минойская культура

 

Удивительно, что история потеряла все следы культуры, которая существует в течение шести столетий с 20 по 15 век до н. э. Эта эгейская цивилизация производит керамические изделия и металлоконструкции, широко ведет торговлю на обширной территории и размещает правителей во дворцах, изящно расписанных Knossosвеликолепными фресками. Однако так было с минойцами на Крите вплоть до раскопок Кносса.

Мы все еще знаем о них немногим больше, чем предполагают Минойское искусство и артефакты. Характерно, что данное им имя происходит скорее от мифологической, чем исторической фигуры Миноса, знаменитого царя Крита, чьим любимым созданием был Минотавр, чудовище с человеческим телом и головой быка, питающееся людской плотью.

Три аналогичных дворца минойской цивилизации были обнаружены при раскопках на Крите — в Кноссе, Маллии и Фесте. Строения датируются примерно 2000 годом до н. э., они расположены вокруг большого общественного двора, во всех предусмотрено место под хранилище для зерна. По мнению исследователей, каждый из них являлся администрацией для большого числа местных жителей. По некоторым оценкам, численность населения Кносса составляла от 15 до 50 тысяч человек.

Административный учет ведется на глиняных табличках написанным не расшифрованным на данный момент письмом (известным как линейное письмо А). Из археологических находок видно, что торговля ведется по всему средиземноморскому региону от Сицилии на Западе до Египта на юго-востоке.

За океаном также есть очаги минойской культуры. Непонятно, были ли они колониями или больше деловыми партнерами, которые находились под воздействием культуры Крита. Примечателен из них город Акротири, расположенный на острове Тира. Его строения, очевидно принадлежавшие богатым купцам, сохранились с нетронутыми фресками. Некоторые здания состоят из трех этажей, и их полы сохранились до наших дней.

Причиной их сохранности было извержение вулкана примерно в 1525 г. до н. э. Так же как и Помпеи 1500 лет спустя, Акротири покрыт вулканическим пеплом.

Оборонительные стены в минойский период отсутствуют, как и последствий вооруженных столкновений. По-видимому, это было мирное и процветающее общество. Но около 1425 г. до н. э. все населенные пункты и дворцы Крита, за исключением Кносса, были уничтожены огнем.

Непонятно, явилось ли это следствием стихийного бедствия, или греки с материка разрушают Минойский Крит, оставляя себе только главный дворец. Как бы то ни было, следующее поколение правящей элиты вводит культуру материковых Микен. Так же они ведут свои записи с помощью своего письма — линейного Б. Наиболее вероятно, что нападение Микен привело к концу Минойской цивилизации.

 

Первая греческая цивилизация

 

Открытие того, что линейное письмо Б является греческой письменностью, ставит Микены на верхнюю ступень истории греческой цивилизации. Почетное право на это место подкрепляется легендами и литературой. Предположительно жители микенских дворцов — являются прототипами Гомеровской «Илиады«.

Археологические находки говорят о том, что правители этих древних воинов были такими же гордыми и воинственными, как их описывает Гомер.

Их крепостные дворцы защищены стенами из каменных блоков, таких больших, что только великаны, казалось бы, способны поднять их на место. Этот архитектурный стиль был назван циклопическим в честь циклопов (расы одноглазых гигантов, с которыми Одиссей столкнулся в «Одиссее»). Стены в Тиринфе, которые, как говорят в греческой легенде, были построены циклопами для легендарного царя Протея, представляют собой самый яркий пример.

В Микенах это ворота через стены, которые провозглашают власть, с двумя большими львами, стоящими над массивной перемычкой.

Царские захоронения в Микенах усиливают впечатление мощного военного общества. Гробницы 16-го века (известные как «шахтные могилы», потому что захоронение находится на дне глубокой шахты) содержат множество бронзовых мечей и кинжалов, новых для этого региона, а также много золотых сокровищ, включая посмертные маски царей.

К 14-му веку сами могилы стали более соответствовать статусу их обитателей, с развитием стиля гробницы толос или «улей». Наиболее впечатляющей является так называемая сокровищница Атрея в Микенах, с ее высокой куполообразной внутренней камерой (независимо впервые обнаруженной в неолитической Западной Европе 2500 лет назад).

Бронзовые ахейские доспехиСамые ранние известные доспехи были найдены в Микенской гробнице в Дендре. Шлем представляет собой остроконечную шапку, искусно сделанную из кусочков кабаньего бивня. Бронзовые щечные клапаны подвешены к нему, достигая полного круга бронзы вокруг шеи. Изогнутые листы бронзы покрывают плечи. Под ними находится нагрудная пластина, а затем еще три круга бронзовой пластины, подвешенные один к другому, чтобы сформировать полужесткую юбку до бедер. Поножи, или шинпады из бронзы, дополняют доспехи.

Оружие микенского воина — бронзовый меч и копье с бронзовым наконечником. Его щит сделан из жесткой кожи на деревянной раме. Подобное оружие несколько столетий спустя использовали греческие гоплиты.

 

Торговля и завоевания 13-12 век до н. э.

 

К XIII веку микенские правители в той или иной степени контролируют весь Пелопоннес вместе с восточной частью материковой Греции вплоть до горы Олимп, крупными островами Крит и Родос и многими более мелкими островами. Это действительно эгейская цивилизация, которая распространяется вокруг и через большую часть Эгейского моря.

Микенцы торгуют на всем протяжении Средиземного моря, от традиционных рынков восточного побережья до новых рынков, расположенных так далеко, как Испания на западе. Они также имеют долгосрочные торговые контакты с неолитическими обществами в глубине Европы.

Во второй половине XIII века, согласно устоявшейся устной традиции, правители микенской Греции объединили свои силы для нападения на богатый город по другую сторону Эгейского моря. Этот город — Троя. Примерно четыре столетия спустя устная традиция будет записана как «Илиада».

гомер поэтВ поэме Гомера проходит много лет, прежде чем Троя окончательно покоряется. Если это правда, то война, возможно, смертельно ослабляет греков. Конечно, археология показывает, что успешная Микенская цивилизация приходит к внезапному концу не намного позже — примерно в 1200 году до нашей эры.

Внезапное разрушение микенских дворцов в Греции является частью более широкой картины хаоса в Восточном Средиземноморье. Даже в далеком Египте фараоны отбивают нашествие разбойников, которых они описывают как людей «с моря». Тогда, как и сейчас, остается загадкой, откуда именно берутся эти завоеватели.

Наиболее вероятный ответ — Южное и западное побережье Анатолии. Среди их жертв — правители Анатолии, хетты. Так же обстоит дело и с общинами восточного Средиземноморья, где поселились некоторые из морских народов, получивших название филистимлян.

 

Дорийцы и Ионийцы

 

В подавленном состоянии микенская Греция переживает это первое нападение. Но позже, в XII веке, она терпит окончательный удар от рук дорийцев — северных племен, еще не цивилизованных, говорящих на дорическом диалекте греческого языка. Дорийцы движутся на юг от Македонии и бродят по Пелопоннесу. У них есть преимущество железной технологии, которая помогает им сокрушить микенцев бронзового века.

Вторжение дорийцев погружает Грецию в период, обычно называемый темными веками. Но дорийские военные традиции сохранились и сыграли важную роль в расцвете классической Греции. Безжалостно эффективные спартанцы будут считать дорийцев своими предками и подражать им.

Соперничающая традиция в классической Греции связана с Афинами, форпостом микенской культуры. Афины успешно противостоят Дорийцам и становятся чем-то вроде убежища для тех, кто бежит от захватчиков.

При поддержке Афин, начиная примерно с 900 года до н. э., греки, не принадлежащие к дорийской династии, мигрируют и создают колонии на западном побережье Анатолии. Эти колонии в конечном счете сливаются, образуя Ионию. В последующие века Иония вместе с Афинами становится колыбелью классической греческой цивилизации. Таким образом, существует подлинная преемственность от Микен. Это отражено в романтической идее микенских греков, выраженной Гомером, который сам, вероятно, был уроженцем Ионии.