Сирия и Палестина в древности

Сирия и Палестина (Восточное Средиземноморье в Древности)

Сирия и Палестина с VI века до н.э.

восточное средиземноморье
Библейское руководство. Вводный курс по Библии, для классов подготовки учителей и библейских классов. 1922 г.

Римские правители не первые, кто связал Сирию с Палестиной в административном отношении. В конце VI века Дарий делает Сирию и Палестину вместе с Кипром пятой сатрапией своей империи. Во времена династии Селевкидов Сирия и Палестина находились под совместным контролем во 2 веке. Затем, в течение примерно 700 лет, начиная с I века до нашей эры, Римская и Византийская империи объединяли регион.

Три главных города — это очень древний Дамаск и более поздняя Антиохия в Сирии и Иерусалим в Палестине. Из них именно Иерусалим имеет бурную историю в римские времена. Палестинскими евреями оказывается исключительно трудно управлять.

Палестина и Финикия с древнейших времен

 

Ирод Великий 37-4 гг. до н.э.

Волхвы в доме Ирода
Волхвы в доме Ирода — Джеймс Тиссо, 1886-94 гг

В Палестине одна богатая местная семья все больше пользуется благосклонностью римлян — семья Ирода. Семья является практикующими евреями, хотя и не происходит от одного из колен Израиля, и, похоже, они способны обеспечить стабильность, которую требует Римская империя в регионе.

Ирод находится в Риме в 40 г. до н. э., когда сенат назначает его царем Иудеи (римское название местности вокруг Иерусалима). Он возвращается на восток с римской армией и к 37 г. до н.э. твердо контролирует свое новое королевство. Он будет править ею до своей смерти в 4 г. до н.э., став известным в истории как Ирод Великий.

 

Ирод и его преемники 37 г. до н. э. – 66 г. н. э.

Ирод Великий
Ирод Великий

Ирод оказался великим строителем. Он основывает новые римские города, в частности Кесарию (ныне Кесари, на побережье южнее Хайфы), которая впоследствии становится столицей римской Палестины. И он создает впечатляющий новый Храм на святой горе в Иерусалиме (см. Храм в Иерусалиме).

Но многие из его действий носят насильственный характер. В порыве ревности он убивает не только любимую жену Мариамну, но и ее дедушку, мать, брата и двух сыновей. Он вполне мог быть способен на убийство младенцев в Вифлееме (если это было примерно в 4 г. до н. э., в последний год его жизни), но евангельское повествование об этом происшествии по своей сути неправдоподобно как историческое – и о нем не упоминается. злодеяния до христианских документов столетие спустя.

В своем завещании Ирод делит свое большое царство между тремя сыновьями. Их неспособность контролировать все более неспокойную Палестину побуждает Рим предоставить больше власти губернаторам своих провинций или прокурорам. Но они не добились большего успеха в умиротворении еврейского народа, возмущенного римским правлением и напуганного любым посягательством на римский религиозный символизм (который к настоящему времени включает идолопоклонническую тему божественного императора).

Это период, когда появляются зелоты – радикальная политическая группа, стремящаяся положить конец римскому правлению в Палестине, использующая терроризм в качестве одной из своих основных форм аргументации.

Невозможность рабочих отношений между иудейскими и римскими властями хорошо подтверждается новозаветным повествованием о последних днях Иисуса Христа. Евреи Синедриона полны решимости, что он умрет за богохульство, но они хотят, чтобы римский правитель Иудеи (Понтий Пилат) осудил его. Иерусалим находится в юрисдикции Пилата, но он пытается переложить ответственность на Ирода Антипу, сына Ирода Великого, правящего Галилеей, на том основании, что Иисус родом из Галилеи.

Отсутствие эффективного правительства, подразумеваемое в этой истории, теперь типично для Палестины, за исключением короткого периода, начавшегося в 41 году нашей эры. В этом году Ирод Агриппа назначается царем Иудеи.

Ирод Агриппа I, также называемый Великим
Агриппа I, также называемый Великим (10 г. до н. э. — 44 г. н. э.), царь иудейский, был внуком Ирода Великого и сыном Аристобула IV и Береники.

Ирод Агриппа — внук Ирода Великого и хасмонейской царевны Мариамны. Таким образом, он имеет прямую связь с великой еврейской династией. Он также, как Ирод Великий, имеет ценные связи в Риме. Он с детства дружен с семьей Клавдия, и Клавдий — в первый год своего пребывания на посту императора — назначает Агриппу в Иудейское царство.

На какое-то время под правлением этого набожного еврея, пользующегося доверием Рима, Палестина, похоже, снова обретет стабильность, связанную с долгим правлением Ирода Великого. Но Агриппа умирает всего через три года, в 44 году нашей эры. Регион возвращается к римским правителям и революционному брожению.

 

Гражданские беспорядки 44–66 гг. н.э.

 

Жестокое вероучение зелотов теперь приобретает растущую поддержку, подкрепленную убийствами евреев, сотрудничающих с римлянами. Фанатики имеют тревожную привычку бродить среди толпы во время общественных мероприятий с короткими кинжалами под одеждой и наносить удары противникам, прежде чем незаметно раствориться среди населения, все более поддерживающего их цели (или просто напуганного).

Зелоты играют видную роль в народном восстании, которое в 66 году нашей эры изгнало римлян из Иерусалима, а также в революционном правительстве, которое затем некоторое время правило Палестиной. Их агрессивное поведение у власти возмущает многих из их предыдущих сторонников. Но они остаются в центре сопротивления римлянам.

 

Веспасиан и Тит 67-70 гг. н.э.

Романо - Триумф Тита и Веспасиана
Романо — Триумф Тита и Веспасиана, Джулио Романо 1537-40 гг.

Нерон посылает ветерана-полководца Веспасиана подавить восстание в Иудее; и Веспасиан вовлекает в кампанию своего сына Тита. Вместе отец и сын добиваются устойчивого прогресса в восстановлении Палестины, пока самоубийство Нерона в Риме не спровоцирует кризис, из-за которого 69 год нашей эры стал известен как «год четырех императоров».

Последний из четырех кандидатов и единственный выживший в том году — Веспасиан. Возвращаясь в Рим, он оставляет Тита командовать кампанией в Иудее.

К 70 году Тит осаждает Иерусалим. С помощью впечатляющего набора таранов и катапульт ему удается разрушить часть городской стены, несмотря на сильное сопротивление евреев. Осада продлится шесть месяцев. Иосиф Флавий, еврейский историк, работавший в римских войсках, приводит яркие подробности голода и каннибализма в осажденном городе.

Те, кто пытается бежать в качестве беженцев, чувствуют себя немногим лучше. Ужасающие ужасы последовали за открытием того, что один из таких беглецов проглотил свое богатство в виде золотых монет.

Иосиф Флавий утверждает, что Тит, несомненно, зная о содержимом Храма, пытается спасти его от вреда. Он говорит, что еврейские партизаны впервые подожгли колоннаду Храма после того, как заманили римских солдат в ловушку. Какова бы ни была правда, великое здание с его золотой отделкой вскоре было уничтожено пожаром и грабежами римлян. Лучшая добыча, захваченная самим Титом, позже будет занимать видное место на триумфальной арке Тита в Риме.

Так заканчивается центральная святыня иудаизма. По словам Иосифа Флавия, «ни его долгая история, ни его огромное богатство, ни его народ, рассеянный по всему миру, ни беспрецедентная слава его культа не могли предотвратить его гибель». Разрушение Храма — еще один поворотный момент в еврейской истории (см. Храм в Иерусалиме).

 

Масада 73 год нашей эры.

Римские руины Масады, Дэвид Шэнкбоун
Римские руины Масады, Дэвид Шэнкбоун 2007 г

В течение трех лет группы зелотов противостоят римскому господству в нескольких скалистых крепостях Палестины. Падший последним, Масада, является самым драматичным местом из всех.

Масада, расположенная высоко и отвесно на западном берегу Мертвого моря, является природной крепостью. Его вершина образует большую плоскую территорию площадью около 20 акров. Ирод Великий недавно усилил защиту вершины, построив мощные стены, административное здание, хранилища для зерна и огромные резервуары для природной воды. Римский гарнизон здесь уничтожен во время еврейского восстания 66 года нашей эры. Зелоты, заняв крепость, строят синагогу, ритуальные бани и семейные дома.

После падения Иерусалима в 70 году нашей эры евреи Масады под руководством вдохновляющего лидера Элеазара бен Иаира готовятся к осаде римлянами. В 72 году на равнину внизу прибывает десятый легион, вооруженный сложными осадными машинами. В течение нескольких месяцев они мало влияют на каменную оборону. Но в конце концов горящие факелы, брошенные во временную стену, способны разжечь пожар.

Елеазар решает, что пришло время драматического конца. По словам Иосифа Флавия, «у него было четкое представление о том, что римляне сделают с мужчинами, женщинами и детьми, если одержат победу; и смерть казалась ему правильным выбором для всех них».

Без всякой иронии Иосиф Флавий, который сам обманным путем избежал договора о самоубийстве, навязанного его последователям, с восхищением описывает красноречие, с помощью которого Елеазар убеждает евреев Масады умереть, и мужественную дисциплину, с которой это дело совершается.

Каждый мужчина после последних ласк и слез убивает свою жену и детей. Затем он ложится рядом с ними, чтобы один из десяти человек, выбранных по жребию для этой задачи, перерезал ему горло. Затем десять тянут жребий, кто из них умрет первым. Последний выживший покончил с собой — единственный случай самоубийства, в котором погибло 960 мужчин, женщин и детей. Две женщины, которым удалось сбежать, спрятавшись, выживают, чтобы рассказать эту историю.

 

Последнее еврейское восстание 132–135 гг. н.э.

Симон Бар-Кохба
Симон Бар-Кохба, Tamar HaYardeni

В течение двух поколений между евреями и их римскими завоевателями царит непростое перемирие. Хотя в Иерусалиме нет Храма и город практически разрушен, евреи продолжают свободно совершать богослужения в своих синагогах.

Но любые намеки на спокойствие разбиваются вдребезги после того, как император Адриан, посетив Иерусалим в 130 году нашей эры, решил восстановить его как римский город. Его назовут Элия Капитолина, перекликаясь с Капитолийским холмом в Риме. Самым оскорбительным является план императора относительно самого выдающегося холма Иерусалима – Храмовой горы.

На разрушенной Храмовой горе должен быть храм Юпитера, в котором будут чествовать самого Адриана. Еврейскую оппозицию этому святотатству возглавляет Симон Бар-Кохба, называющий себя принцем Израиля. Престиж Симона резко возрастает, когда ведущий раввин признает его Мессией. В 132 году его еврейские войска разбивают римский легион и захватывают Иерусалим.

Лишь в 135 году, после того как для восстановления контроля была отправлена ​​большая армия, Иерусалим был возвращен римлянам. В ожесточенной кампании, которая ведется деревня за деревней по всему региону, погибло полмиллиона человек. Вся территория Палестины опустошена. Элия ​​Капитолина на данный момент становится незначительным провинциальным городом.

В ходе репрессий после восстания Симона Бар-Кохбы евреям запрещено ступать в Иерусалим. Похоже, их даже изгнали из окрестностей Иудеи. Лишь дальше на север, в Галилее, они сохраняют присутствие в своем древнем израильском царстве.

В настоящее время в Иерусалиме существует еще одна значительная община – христиане, которые не принимали участия в недавнем восстании. Они выживают в римском городе Элия Капитолина. Два столетия спустя эти христиане в Иерусалиме и городе извлекли выгоду из изменения религиозной политики в Римской империи.

Исторический Журнал
Добавить комментарий