История войн на море. Часть 3

Галеон Нуэстра сеньора де Аточа

Галеоны и галеры 16 век

 

Самый большой европейский парусник 15 века — испанский каррак, легко превосходящий каравеллу по тоннажу (более 1000 тонн по сравнению со средним показателем 250 для каравеллы). Carrack становится стандартным судном атлантической торговли и путешествий в середине 16 века, пока в его конструкцию не будут внесены важные изменения.

У каррака необычно высокие замки на носу и корме, но английский торговец рабами Джон Хокинс обнаруживает в 1560-х годах, что бак серьезно затрудняет плавание. Большая его часть, улавливая ветер перед мачтой, имеет эффект отталкивания носа с подветренной стороны, что очень затрудняет плавание близко к ветру.

С 1570 года Хокинс экспериментирует с конструкцией, в которой отсутствует высокий бак. Он доказывает, что корабль с высокой кормой и относительно низким носом быстрее и маневреннее. Имея официальный пост в Военно-морском совете, он может значительно улучшить английский флот до столкновения с Испанской армадой в 1588 году — когда ловкость английских судов побеждает.

«Низкозаряженная» конструкция Хокинса, получившая общее название галеон, становится стандартной формой для всех больших кораблей, будь то торговые суда или военные корабли, и остается таковой до конца 18 века.

Создание галеона, военного корабля будущего, совпадает с последней главой истории галеры — судна, участвовавшего 2500 лет в морских сражениях.

В 1571 году, когда Хокинс совершенствовал конструкцию каррака, флот христианских галер вступил в бой с турками в Лепанто в прибрежных водах Греции. Используя древнюю тактику тарана и абордажа, христиане разбивают турок, потопив около 50 галер и захватив еще 117. Это последнее и самое крупное столкновение, в котором корабли вступают в бой. Около 15 000 порабощенных христиан, гребцов на турецких галерах, обретают свободу в результате победы.

 

Испанская армада 1588 г.

 

Схватка между испанской армадой и английским флотом в проливе Ла-Манш в августе 1588 года — первая морская битва нового типа, в которой английская тактика подсказывает путь вперед.

Испанцы привыкли сражаться на море на галерах, как это было при Лепанто всего семнадцать лет назад. Галера накладывает определенный узор на бой. Пушки могут указывать только вперед , где также находится основное оружие — таран. Атака заключается в гребле прямо на врага. Находясь на близком расстоянии, идеальный вариант — потопить вражеский корабль тараном. Следующее, что лучше всего — приблизится и взобраться на борт для рукопашного боя — техника, восходящая к римскому флоту и «ворону».

Армада (или в полной мере Flota Armada Invencible , Armed Invincible Fleet) — первый испанский военный флот, состоящий из парусных судов, но его состав подразумевает использование тактики галеры. Испанские галеоны тяжелые; их пушки стреляют большими пушечными ядрами, разрушающими с близкого расстояния, но с ограниченным радиусом действия, а количество матросов на борту военных кораблей более чем вдвое превышает численность солдат, и они бесполезны в морском сражении, если корабли не приближаются к борту.

Английский флот, состоящий из меньших и более быстрых судов, вооружен пушками, которые стреляют более легким снарядом на большую дальность. И корабли почти полностью укомплектованы обученными моряками, и только несколько солдат.

Английские экипажи, среди которых были такие командиры, как Хокинс и Дрейк, научились пиратству против больших испанских судов. Теперь, когда они маневрируют вокруг Армады, обстреливая ее с расстояния, они демонстрируют, что вооруженный военный корабль — это уже не просто судно, на борту которого находятся комбатанты. Сама по себе единица, с которой ведутся морские сражения.

В течение следующих двух столетий корабли становятся больше, мощь пушек становится равной, а тактика более жесткой. Но основная модель ведения войны на море в настоящее время сложилась до появления в середине 19 века военных кораблей с металлическими и паровыми двигателями.

 

Линейные корабли 17-18 века

 

В течение почти столетия после Армады морское сражение состоит из общей рукопашной схватки, в которой корабли каждой стороны участвуют в индивидуальном бою. Но во время англо-голландских войн дисциплина начинает навязываться флотам с появлением боевой линии.

Поскольку военный корабль может стрелять из своей пушки только в борта, под прямым углом к ​​направлению, в котором он плывет, для флота имеет тактический смысл выстроиться в линию впереди и пройти мимо врага со всеми стреляющими орудиями. Для поддержания этого образования требуется эффективная система передачи сигналов.

Первая попытка создать такую ​​систему появляется в Инструкциях по лучшему боевому порядку флота, выпущенных английским адмиралом Робертом Блейком и другими в 1653 году. В нем перечислен ограниченный диапазон сообщений, которые могут быть отправлены, в зависимости от того, какие флаги развеваются на какой позиции на мачтах.

В 18 веке сигнализация флагами на море станет намного более сложной. Между тем, в 1672 году в Англии был опубликован порядок содержания линии в море под названием «Парусные и боевые инструкции». Впервые он был применен во время англо-голландской войны 1672-1674 годов.

Линия становится основой всех боевых действий между флотами, и сами корабли вскоре классифицируются в соответствии с ней — в зависимости от их размера и количества орудий, которые они несут. С 1750-х годов британский военно-морской флот составляет свои корабли по шести «ставкам», первая ставка имеет более 100 орудий, а шестая — менее тридцати двух.

Только первые три рейтинга относятся к линейным кораблям, и считается, что их размер должен занять свое место в полномасштабном сражении. Победа в таком сражении достается той стороне, чьи корабли достаточно хорошо управляются и сбалансированы, чтобы нанести смертельный выстрел, когда соперничающие корабли скользят мимо друг друга на расстоянии 100 ярдов или меньше.

Расположение линии по отношению к ветру — важное тактическое решение для адмирала флота перед боем. Тогда проблема в том, чтобы удержать линию. Управление облегчается с 17 века разделением флота на три эскадры, идущими под разными цветными флагами. Флаг эскадры адмирала красный, вице-адмиральский белый, контр-адмиральский синий.

По мере увеличения флотов в 18 веке командование делится между девятью адмиралами, по три в каждой эскадре. У адмирала Белого, например, есть вице-адмирал Белого и контр-адмирал Белого в качестве его второго и третьего в команде.

←История войн на море. Часть 2                                      История войн на море. Часть 4 →