История войн на море. Часть 2

корабль

Гребля в бою 2000 лет

 

Основные составляющие морской войны остаются практически неизменными на протяжении Древнего мира и Средних веков. Длинные узкие корабли, приводимые в движение гребцами, кружат вокруг друг с друга, пытаясь протаранить врага или захватить корабль. Такие встречи продолжаются до 1571 года, когда битва при Лепанто является последним крупным сражением между военными кораблями, движущимися на веслах.

Единственная изысканность этих веков — знаменитое византийское изобретение. Оно оказалось настолько разрушительным, что даже сегодня сохранил статус ужасающей тайны. Это греческий огонь, впервые использованный в 7 веке.

 

Греческий огонь 674 г.

 

В 674 году мусульманский флот входит в Босфор, чтобы атаковать Константинополь. Его приветствует и сильно сдерживает новое оружие, которое можно рассматривать как предшественник современного огнемета. Так и не было обнаружено, как именно византийские химики создают струю пламени для своего «греческого огня». Секрет такого смертоносного преимущества ревностно охраняется.

Согласно современным источникам, легковоспламеняющееся вещество имеет нефтяную основу, плавает в воде и его практически невозможно потушить. Но в своей самой разрушительной форме он излучается в виде жидкого огня из трубы, установленной на носу корабля. Разбросанный среди деревянного флота его разрушительный потенциал очевиден.

 

Кормовой замок и полубак 11-16 века

 

В нормандских длинных кораблях, вторгшихся в Англию в 1066 году, были укрепленные платформы для лучников, это видно в гобелене Байё. Они напоминают небольшие замки, и понятие замка, из которого можно сражаться на борту корабля, закрепляется в военно-морской терминологии. Приподнятые области на корме и носу известны как кормовой замок и бак.

С 14 века эти замки начинают занимать воины иного толка. Самое раннее упоминание об артиллерии на корабле относится к судну, атакующему Антверпен в 1336 году.

Любое орудие на борту корабля в этот период относительно невелико. Но по мере увеличения размеров пушки в 15 веке приподнятое положение в кормовой части замка или на баке имеет тенденцию дестабилизировать судно.

Решение, впервые предложенное во Франции примерно в 1500 году, заключается в размещении пушки на палубах в днище корабля. Их стволы во время действия выступают через квадратные отверстия в бортах корпуса (орудийные порты), которые в остальное время закрываются и делают относительно водонепроницаемыми с помощью откидной створки.

Пушка установлена ​​на колесных лафетах с учетом отдачи. Самые тяжелые орудия на палубе, ближайшей к ватерлинии, требуют наибольшей отдачи и, следовательно, наибольшего количества палубы. Более легкие орудия на последующих палубах выше занимают меньше места.

Таким образом, развивается характерная форма военного корабля, с изгибом корпуса внутрь от ватерлинии к верхней палубе, которая уже, чем нижняя палуба. Поднятый бак больше не требуется (и Хокинс доказал, что он мешает хорошему плаванию). Кормовой замок перерастает в просторные помещения для капитана, которые впоследствии стали называть кормой — от латинского puppis , что означает «корма».

←История войн на море. Часть 1                                  История войн на море. Часть 3→

Исторический Журнал
Добавить комментарий