История войн на суше. Часть 8

Испанская терция

Испанская терция 16 век

 

В 16 — м веке, когда Испания бесспорно была сильнейшей державой в Европе, испанские командиры разработали тактику, которая успешно утверждает свое господство на поле боя. Испанские армии организованы в большие отряды до 3000 человек, известные как терцио (примерно эквивалентно полку).

Половина мужчин в каждой терции — пикинеры, которые вступают в бой в сплошном прямоугольнике на глубину до 30 рангов (традиция солидарности на поле вплоть до греческой фаланги). Другая половина — аркебузы, огнестрельное оружие(предшественник мушкета), для перезарядки которых требуется значительное время.

Аркебузиры сгруппированы по бокам фаланги пикинеров. Те, кто находится в первом ряду, стреляют из своего оружия, а затем уходят в тыл, чтобы перезарядить.

Эта сильная комбинация становится известной как испанский квадрат. Это оказывается особенно эффективным в кампаниях против голландцев в конце 16-го века. Но Морис Нассау демонстрирует, что большая гибкость на поле может потрясти громоздкий испанский квадрат; он победил испанцев в Ньюпорте в 1600 году, разместив своих людей на меньших площадях с промежутками между ними, как это было впервые введено римлянами против греческой фаланги. Тридцать лет спустя достоинства гибкости еще более убедительно доказаны шведским королем Густавом II.

 

Шведская тактика 1631 г

 

В первые годы своего правления Густав II произвел тихую революцию в шведской армии. Там, где другие монархи полагаются на иностранных наемников, он набирает и обучает своих шведских подданных — таким образом, получая организованную версию гражданской армии. Он прививает своим солдатам достаточную дисциплину, чтобы они могли реагировать на гибкую тактику на поле боя.

Для этой же цели он делает пики своих пехотинцев менее громоздкими, укорачивая их с 4,87 м. до 3,35 м. Он облегчает вес доспехов, нося в бою только кожаную куртку. И он уменьшает количество мужчин в каждой боевом порядке.

Вместе с этими мерами повышения мобильности человека идут аналогичные улучшения в артиллерии. Военные заводы Густава производят чугунную пушку, которая в два раза меньше веса любой другой в поле, но при этом способна выстрелить снарядом в 1,8 кг. Кроме того, форма патрона, содержащего подготовленный заряд пороха, означает, что пушка может быть перезаряжена быстрее, чем мушкеты.

Эта полевая артиллерия установлена ​​на экипажах, которые могут тянуть две лошади или даже, если требуется, взвод людей.

Когда армия Густава впервые была замечена в действии в Германии, в Брайтенфельде в 1631 году, католическая армия противника под командованием Тилли была развернута на громоздких испанских площадях, которые были военным соглашением в течение столетия и более.

Шведы начинают бой с артиллерийского обстрела из примерно 100 пушек, которые им удалось вывести на поле битвы. После этого разгром католиков завершается серией неприятных сюрпризов — мушкетеры появляются среди рядов пехотинцев, а не на флангах, кавалерийские атаки неожиданно возникают из неожиданных мест. Битва устанавливает новый порядок военного приоритета. Огневая мощь и подвижность — теперь козыри на поле битвы.

 

Вобан и укрепления 1654-1706 гг

 

Экспансионистская политика Франции в конце 17-го века в значительной степени выигрывает от военного гения Себастьяна де Вобана, который более полувека проводит в активной службе в кампаниях Людовика XIV. Его особый интерес заключается в фортификации (хотя он также является изобретателем штыковой розетки). В осадных боях он так же искусен в искусстве обороны, как и в нападении.

За свою долгую карьеру Вобан строит или реконструирует около 160 крепостей. Но его самым значительным вкладом является тактика, которую он разрабатывает для приближения и прорыва вражеской крепости.

Метод Вобана, впервые примененный во время голландских войн при осаде Маастрихта в 1673 году, становится известен как «подход по параллельной линии». В основном это пехота и артиллерия, подходящие к основанию крепостной стены.

Дальность действия осадных пушек в это время составляет около 548 м. Вобан расставляет свои орудия на таком расстоянии от самого слабого фланга крепости, а затем копает траншею за орудиями в качестве базы для пехоты. Отсюда мушкетеры могут защитить артиллерию от нападений вражеских вылазок и одновременно могут прикрывать саперов, рытье окопов, ведущих к форту. Они копают зигзагообразной линией, как защита от стрельбы из пушек по всей длине траншеи.

Когда зигзаг продвинулся примерно на 200 ярдов, параллельно крепостной стене вырыли еще одну траншею. И пехота, и артиллерия поднимаются на эту новую позицию, и процесс повторяется. Второй шаг вперед приводит саперов в зону действия огня мушкетов от валов. Теперь они расширяют траншею под защитной крышей, толкаясь вперед на колесах (устройство, известное как габион, в древней традиции римской черепахи).

Когда третья параллельная позиция успешно установлена, осадная артиллерия находится достаточно близко для прямой бомбардировки на стены. В большинстве случаев этого достаточно для того, чтобы вызвать нарушение в защите.

Маастрихт, подвергшийся этой тактике в 1673 году, попадает во французскую оккупацию через тринадцать дней. В последующих схватках метод параллельных линий Вобана оказывается надежным и легко адаптируется к каждому конкретному укреплению и окружающей местности. Во французской армии стало обычным классифицировать вражеские крепости по количеству дней, в течение которых они должны противостоять нападению такого рода.

Большинство осад в течение 18-го века проводятся европейскими армиями по линии, начатой ​​Вобаном. Его пример также дает инженерам важный статус в любой современной армии.

 

Прусская тактика 1740-1745 гг

 

Успехи Фридриха Великого на поле битвы в начале 1740-х годов достигаются с новой степенью мобильности при использовании войск. Прусская атака является тревожным делом для тех, кто противостоит ему. Это во многом зависит от дисциплины постоянной армии, которую Фридрих унаследовал от своего сурового отца.

Фридрих расстилает свою пехоту в неглубоком строю, обычно состоящем всего из двух или трех длинных линий, каждая из которых имеет глубину всего три человека. Это дает ему очень широкий фронт с одинаково большой огневой мощью солдатских мушкетов.

Прусская армия выстраивается в этом типе формирования примерно в 914 м. от врага. Затем они идут вперед, словно на плацу, под музыку Файфа и барабана. Во время этого упорядоченного продвижения (без сомнения, крайне напряженного опыта для обеих сторон), солдаты держат огонь на расстоянии около 90 м. Затем они выпускают залп, перезагружают, продвигаются еще на несколько шагов и выпускают еще один. Финальный штурм производится с помощью штыка, тактики, разработанной Вобаном.

Дисциплина достаточно хороша для Фридриха, чтобы иметь возможность управлять своей линией продвижения во время атаки. Прусские учения и тактика быстро обеспечивают образец, которому пытаются подражать другие европейские армии.

 

Траншейная война 1915-1917 гг

 

К началу 1915 г. на западном фронте сформировалась модель траншейной войны. В течение следующих трех лет все западные войны будут погружены в неразрешимый тупик, в котором жизненно важные силы истощаются.

Главнокомандующие — Джон Френч, а затем Дуглас Хейг для Великобритании, Жозеф Жоффр и Филипп Петен для Франции, Эрих фон Фалькенхайн, за которыми следуют Пауль фон Гинденбург и Эрих Людендорф для Германии — все согласны в одном. Единственный путь вперед — это подавить противоборствующие силы в непрекращающейся войне на истощение, ослабив их до такой степени, что может быть достигнут внезапный стратегический прорыв.

Никогда в истории так много людей, вооруженных таким оружием, так долго не стояли друг против друга в ограниченном пространстве на открытой местности. Все великие сражения войны, некоторые из которых длились несколько месяцев, происходят вдоль полумесяца, протянувшегося менее чем на 200 миль от Ипра до Вердена. Несколько главных достижений, сделанных в любом направлении, составляют менее 50 миль и вскоре полностью изменяются. В большинстве случаев речь идет о победе, поражении, отбрасывании нескольких сотен ярдов.

Тем не менее, в этом разрушенном районе в течение четырех лет войны миллионы людей гибнут. Только за один день, в начале четырехмесячного сражения на Сомме в 1916 году, погибло 20 000 британских солдат, а еще 40 000 получили ранения.

Схема нападения, от одной линии траншей до другой по ничейной земле, становится более изощренной с течением месяцев, но остается практически такой же. Траншеи защищены смертельными валками из колючей проволоки. Их нужно сгладить, прежде чем появится какая-либо надежда, что наступающая пехота достигнет врага. Это достигается предварительной бомбардировкой артиллерии за чертой, продолжающимися днями, а иногда и неделями.

В начале войны бомбардировка заканчивается, когда пехота пересекает свои траншеи, вооруженные винтовками, штыками и ручными гранатами, чтобы приближаться к ожидающим их пулеметам.

Позже небольшое усовершенствование сделано в форме катящегося заграждения, в котором артиллеристы неуклонно поражают свои цели, поскольку войска продвигаются. Цель состоит в том, чтобы уложить перед ними ковер из взрывоопасных снарядов, заставляя противника опускать головы. Самолеты-разведчики летают над головой, оснащенные радио, чтобы сообщить артиллеристам, где их снаряды приземляются и какие вражеские цели доступны.

Даже когда эта процедура смягчения успешна, пехота остается в одиночном заключительном нападении на траншеи, сопровождаемые близким боем, если (всегда ожидаемый результат) бомбардировка сама по себе не убедила противника отступить на вторичную линию обороны.

 

Инновации на западном фронте 1915-1917 гг

 

На западном фронте время от времени появляются нововведения, когда на поле битвы вывозится радикально новое оружие в попытке более эффективно убрать врага из его окопов.

Немцы впервые попробуют использовать газообразный хлор против русских в Польше в январе 1915 года, но сильный холод делает его неэффективным. Они предпринимают вторую попытку в Ипре в апреле 1915 года. На этот раз ползучий ядовитый зеленый пар сразу же опустошает французские окопы. Но немцы, не ожидая такого немедленного успеха, не могут воспользоваться своей возможностью. Пять месяцев спустя британцы используют газообразный хлор в Лоосе в сентябре — опять же, с небольшим преимуществом, отчасти потому, что ветер меняется и дует газ обратно над своими людьми.

К концу войны обе стороны часто используют еще более ядовитые газы (фосген и горчица). Урон ограничен противогазом, который вскоре станет частью основного снаряжения каждого солдата, хотя горчичный газ также вызывает сильные ожоги кожи.

С 1916 года ядовитый газ больше не выпускается из канистр, чтобы дрейфовать с ветром через позицию противника. Теперь он выпускается в сжатом виде в снарядах и минометах, чтобы расширяться при ударе. Во время одного наступления в районе Ипра в марте 1918 года немцы выпустили полмиллиона снарядов горчичного газа в линии союзников. Но защитные меры к настоящему времени гарантируют, что даже такая тяжелая бомбардировка приведет только к 7000 жертвам газа и менее чем 100 смертельным случаям.

Ядовитый газ относительно мало использовался в последующих войнах из-за боязни мести. Но современная война была преобразована еще одним новшеством на западном фронте.

Во время битвы на Сомме 15 сентября 1916 года англичане отправили в действие одиннадцать машин совершенно нового типа — танк «Марк I». В этом первом случае они производят относительно небольшое впечатление. Но на своем втором походе, в Камбре в ноябре 1917 года, они доказывают свою безошибочную ценность в расчистке поля битвы для пехоты, следующей за ними. В отличие от пехотинцев, танки могут продвигаться против страшного пулемета и могут прорваться через заграждения из колючей проволоки, защищающие траншеи противника.

←История войн на суше. Часть 7

Исторический Журнал
Добавить комментарий