Искусство древней Индии Скульптура. Часть 2

Скульптура Паллавов и Пандья из Южной Индии (600-900 гг.)

 

Почти все искусство скульптуры, созданное в древней Южной Индии в течение 7, 8 и 9 веков (более ранний период описан в Части 1), связаны с Паллавами или Пандиями — двумя наиболее важными индуистскими династиями того времени. Династия Паллавов, как сообщается, восходит ко 2-му веку нашей эры, хотя только после затмения династии Сатавахана в 3-м веке семья и ее история оказались в центре внимания, и только в 7-м веке они достигли реальной власти. Правление Паллавов было сосредоточено на восточном побережье и включало в себя город Мамаллапурам в районе Канчепурам в штате Тамилнад, который был известен тем, что был местом резного каменного утеса, созданного королями Паллавы в 7 веке.

Храм Шивы МахабалипурамаЭпоха Паллавов знаменательна тем, что ознаменовала переход от каменной архитектуры к каменным храмам. Ее наиболее известные достижения включают храм Кайласанатха в Канчипураме (685-705 гг.), известный своими огромными колоннами, украшенными разнонаправленной резьбой Львов. И Прибрежный храм в Махабалипураме (7 век), выходящий на Бенгальский залив, который был украшен обильными каменными статуями и рельефами Вишну, Шивы, Кришны и других индуистских божеств.

Династия Пандья, базирующаяся дальше к югу в окрестностях Мадурая, штат Тамилнад, управляла частями Южной Индии с 600 года до нашей эры до первой половины 14 века нашей эры. Подобно Паллавам, Пандья славились своей каменной архитектурой и скульптурой. Примером последнего является гранитная статуя сидящего четырехрукого Вишну (770-820 гг.), ныне находящаяся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

 

Пещеры Эллора (ок. 600-1000 гг.)

 

АджантаПещеры Эллора представляют собой совокупность примерно тридцати четырех сооружений, растянувшихся более чем на два километра, которые были высечены в вертикальном базальтовом склоне холмов Чаранандри к северо-западу от города Аурангабад в Махараштре, Западная Индия. В отличие от близлежащих пещер Аджанта, Эллора прославляет индуистские и джайнские религиозные верования, а также буддизм. Построенное династией Раштракута, это место включает в себя двенадцать буддийских пещер (самые старые сооружения), семнадцать индуистских и пять джайнских (самые молодые).

Интересно, что, хотя все они щедро украшены наскальными рисунками, буддийские и джайнские пещеры кажутся довольно тихими и медитативными, в то время как индуистские залы, кажется, резонируют с энергией. Последние известны, в частности, «пещерой десяти аватаров» и храмом Кайлаша, который включает в себя полноразмерный храм, окруженный слонами, вырезанными из скалы, с его знаменитой скульптурой Раваны, пытающегося поднять гору Кайласа, гималайскую горную обитель Шивы. Джайнские пещеры столь же велики, богато украшены и знаменуют собой последнюю фазу деятельности в Эллоре, которая в настоящее время является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Пала-буддийское искусство (8-12 век)

 

Династия Пала (на санскрите «пала» означает «защитник») осуществляла контроль над нынешними Штатами Бихар и Западная Бенгалия в Восточной Индии, а также над регионом Бангладеш с 8 по 12 век. Школа скульптуры пала рассматривается как особая фаза индийского искусства, созданная художественной изобретательностью бенгальских скульпторов по всему региону. Он известен главным образом своими бронзовыми буддийскими статуями и статуэтками, созданными методом потерянного воска и включающими сплав до восьми металлов.

Пала-буддийское искусствоИзображая различные божества, они, как правило, небольшие и портативные, и предназначены в основном для частного поклонения. Стиль напоминает традицию Гупты, развитую в Сарнатхе, но бенгальские художники добавили безошибочную чувственность. Фигуры полнее, округлее и передают определенную изящную виртуозность. Ведущими центрами производства этого мобилиарного искусства были буддийские монастыри в Наланде и Куркихаре. Скульпторы Пала также известны своей каменными изваяниями, часто используемыми для украшения стенных ниш как в индуистских, так и в буддийских храмах.

Царство Пала было одним из последних оплотов буддийской культуры в Индии, хотя к ее упадку в XII веке индуизм стал преобладающим. Однако до тех пор монастыри и святые места региона Пала привлекали буддийских паломников, монахов и студентов со всей Азии. Когда эти посетители возвращались домой, они брали с собой большое разнообразие буддийского искусства, включая буддийские статуэтки, иллюстрированные рукописи, рисунки и другие виды искусства, связанные с Буддой Шакьямуни. В результате скульптура Пала, в частности, оказала влияние на искусство Непала, Тибета, Бирмы и Явы.

 

Чандела каменная скульптура в Центральной Индии (10-я-13-го века)

 

Раджпутский клан Чанделов правил регионом Бунделькханд в центральной Индии между 10-м и 13-м веками. Культура шанделы наиболее известна своей архитектурой в стиле нагара и эротической каменной скульптурой в храмах Кхаджурахо (рис. в нач. статьи). Комплекс Кхаджурахо, построенный в основном между 950 и 1050 годами, состоит из 85 индуистских и джайнских храмов, расположенных на площади 2,5 квадратных мили к юго-востоку от Джханси в штате Мадхья-Прадеш. Храмы Кхаджурахо, построенные из песчаника на гранитном фундаменте, активно использовались верующими вплоть до основания Делийского султаната в 13 веке. При мусульманском правлении большинство памятников Каджурахо было разрушено или оставлено в руинах. Из 20 или около того сохранившихся храмов, возможно, наиболее известными являются храм Кхандарьи Махадевы (1029 г.), посвященный Шиве, и Храм Лакшаны (939 г.), посвященный Вайкунтхе Вишну. Кхандарья Махадева — самый большой индуистский храм, украшенный более чем 640 статуями. Лакшана знаменит своей трехглавой четырехрукой статуей Вайкунтхи Вишну и восьмирукой слоноголовой статуей Господа Ганеши, индуистского Владыки литературы и науки.

Большинство (90%) из тысяч статуй и рельефов Кхаджурахо посвящены повседневной жизни, а также мифическим историям и символическим ценностям. Но около 10 процентов как внутренней, так и внешней резьбы — это эротические изображения, изображающие обнаженных женщин, скачущих с обнаженными мужчинами. Точное значение и назначение этого искусства остается предметом споров, но не может быть никаких сомнений в его важности для индуистской и джайнской религии. Он включал в себя творческие усилия сотен высококвалифицированных скульпторов.

 

Бронзовая скульптура Чола из Южной Индии, Шри-Ланка (9-13 век)

 

Богиня Парвати скульптура. Бронза ЧолаС конца 9-го по конец 13-го века династия Чола правила большей частью Южной Индии, Шри-Ланки и Мальдивских островов со своей базы близ Тханджавура на юго-восточном побережье. Цари Чола были активными покровителями искусств, и во время своего правления они построили ряд больших каменных храмовых комплексов, украшенных повсюду резьбой по камню индуистских божеств. Однако искусство Чола наиболее известно своими храмовыми бронзовыми скульптурами индуистских богов и богинь, многие из которых были предназначены для ношения в местных процессиях во время храмовых праздников.

Отлитые по методу потерянного воска, бронзы Чола вызывали восхищение своими чувственными фигурами, а также деталями одежды и украшений. Стоит помнить, что когда этим образам поклонялись в храме или во время процессий, они были щедро украшены шелковой тканью, гирляндами и драгоценными камнями. Стиль скульптуры Чола в искусстве древней Индии вызывал большое восхищение своей элегантностью и изяществом, но особенно своей жизненной силой — атрибутом, передаваемым через выражение лица, позу и движение. Несмотря на то, что бронзовая скульптура была хорошо известна в Южной Индии до Чолы, гораздо большее количество бронзовых статуй было создано в период Чолы. В индуистской скульптуре Чола изображены бесчисленные фигуры Шивы, часто сопровождаемые его супругой Парвати; Вишну и его супругой Лакшми; Наянмары, другие святые Шивы и многие другие индуистские божества.

 

Могольская Рельефная Скульптура Индии

 

крепость ГвалиорС 1526 по 1857 год большая часть северной Индии находилась под властью Великих Моголов, исламских правителей из Центральной Азии. В эту эпоху основной художественной деятельностью была живопись, в то время как металлообработка, резьба по слоновой кости и мраморная скульптура также процветали. Качество Могольской каменной кладки иллюстрируется рядом замысловатых резных экранов из песчаника.

Император Великих Моголов Акбар был страстным покровителем резьбы по камню. Он заказал статуи Джай мала и Фатхи (раджпутских героев Читтора), изображенных сидящими на слонах, для охраны ворот крепости Агра. Император Джахангир воздвиг две мраморные статуи в натуральную величину Амар Сингха и его сына Карана Сингха в дворцовом саду в Агре. В целом правители Великих Моголов были большими поклонниками рельефной скульптуры (включая абстрактные работы, а также натуралистические изображения цветов, бабочек, насекомых и облаков), которая считалась неотъемлемым элементом архитектуры Великих Моголов, и украшали свои здания широким разнообразием этого вида декоративного искусства: примером может служить 50 разновидностей мраморной резьбы на стенах гробницы Акбара в Сикандре.