Высеченные интерьеры с 1250 г. до нашей эры
Подобно тому, как люди всегда укрывались в пещерах, они часто вырубали более удобные помещения, где скала была достаточно мягкой. Есть много примеров работы такого рода, часто выполненной в большом масштабе и требующей интенсивного труда. Хотя ни один из них никогда не соответствовал самому раннему и наиболее впечатляющему из всех, в Абу-Симбеле (Египет).
Религиозная преданность была главным мотивом. Индуистские, буддийские и христианские общины создали храмы высеченные в скалах или церкви в пределах окружающей структуры твердой породы. Они даже вырезали их с обычными архитектурными деталями, заставляя выглядеть как можно больше, как будто были построены обычным способом, в камне.
Аджанта, Эллора и Элефанта 1 в. до н. э. — 13 в. н. э.
Индия является страной с самой большой традицией скальных храмов, и все три коренные религии региона представлены подобным зодчеством. Самое раннее место Аджанта, где сложные колонные залы вырезаны в скале — примерно с 1-го века до нашей эры до 8-го века нашей эры.
Пещеры Аджанты в основном известны своими буддийскими фресками, сохранившимися, по крайней мере, с 5-го века нашей эры. Но не менее впечатляющи места встреч, с их рядами резных колонн и сводчатыми потолками. Если не считать отсутствия нормального света (поступающего, как это бывает, только с одного конца), то получается эффект нормального здания.
Аджанта полностью буддистская. Большой пещерный храм Элефанта с колоннами, расположенный на острове близ Бомбея и датируемый 5-8 веками нашей эры, является исключительно индуистским храмом, посвященным Брахме, Шиве и Вишну. Но многие пещерные храмы Эллоры, охватывающие более длительный период (с 4-го по 13-й век), включают святыни, священные для буддистов, индусов и джайнов.
Эллора — это наклонный участок, который предлагает возможность для другого архитектурного элемента. Здесь в скале высечены открытые площадки с воротами, каменными слонами и отдельно стоящими храмами в два-три этажа в дополнение к закрытым внутренним святилищам.
Каппадокия и Лалибела 4-й — 14-й век нашей эры
Две выдающиеся группы скальных христианских церквей находятся в Каппадокии (ныне часть Турции) и в Лалибеле, в Эфиопии.
Ландшафт в некоторых частях Каппадокии похож на что-то с другой планеты. Вершины мягких желтых скал поднимаются отвесно и остроконечно с засушливой равнины. Каждый из них похож на замок из песка, достаточно большой, чтобы вместить трехэтажный дом. Тайна этого места способна взволновать любого верующего человека, вызывая непреодолимое искушение окунуться в него. Регион, особенно вокруг Гереме, был местом монастырей с первых веков христианства.
Целых 150 церквей высечены в Каппадокийской скале, тщательно сформированы (хотя и в крошечном масштабе) с арками и колоннами, куполами и апсидами и расписаны в традиционном византийском стиле. Они продолжают строиться вплоть до 13-го века, когда регион переходит в ислам.
Кроме того, в районе, окруженном Исламом, и начиная с некоторого времени после 13-го века, находятся одиннадцать скальных церквей Лалибела в Эфиопии. Их создание — еще более необычное предприятие, поскольку крыши большинства из них находятся на уровне земли. Траншея выкопана вниз в скалу, позволяя резчикам работать боком от нее, пока они не приобрели форму окончательного функционирующего здания.