История немецкой литературы 18-19 век

немецкая литература 18-19

Гете и Шиллер 1771-1832 гг.

 

В Гете и Шиллере Германия преподносит двух писателей европейской литературы в ее поворотный момент в истории культуры. Их универсальность (особенно Гете) и готовность откликаться на множество противоречивых течений современной мысли делают их образными фигурами.

Первое движение, в котором они оба занимают видное место, — это раннее пробуждение немецкого романтизма, известного как «Буря и Натиск».

К 1790-м годам на обоих мужчин сильно повлияло возрождение интереса к достижениям классической Греции (в результате новаторской работы Винкельмана). В течение одиннадцати лет они становятся близкими коллегами в движении, известном как Веймарский классицизм.

Гете, давно переживший Шиллера и достигший зрелой старости, достигает уникального статуса последнего универсалиста перед эпохой неизбежной специализации. Он успешно обращается ко всем формам литературной деятельности. Закладывает основы воспитательного романа эпохи Просвещения. Типичной, для непостижимой широты интересов Гете является его последняя большая работа, вторая часть «Фауста».

 

Буря и Натиск 1771-1782 гг.

 

Фраза Sturm und Drang (буря и натиск) — название дикой и экстравагантной драмы Фридриха Клингера, впервые исполненной в 1776 году. Его настроение характерно для моды среди молодых писателей в Германии в 1770-х гг. критики впоследствии приняли название как идеальное название для всего направления школы. Буря и Натиск — это те ингредиенты, с помощью которых писатели бросают вызов спокойной уверенности рационализма 18-го века.

Первым значительным успехом в новом стиле стала пьеса, принесшая Гете известность по всей Германии «Гетц фон Берлихинген с железной рукой», написанная между 1771 и 1773 гг.

Основываясь на автобиографии реального персонажа 16-го века, пьеса Гете представляет Гетца как героя, борющегося за естественные права против репрессивного и коррумпированного епископа Бамберга. Его последние слова, когда он умирает, — «Свобода, Свобода».

Три года спустя, в 1777 году, 18-летний Фридрих Шиллер, студент военной академии, начинает писать еще более дикую пьесу, «Разбойники». Шиллер занимает деньги, чтобы опубликовать пьесу в 1781 году. Она вызывает сенсацию, когда ее исполняют в Мангейме в 1782 году.

«Разбойники» рассказывает историю двух сыновей дворянина. Злой младший сын замышляет лишить наследства своего брата, а затем систематически мучает своего отца. Хороший сын, реагируя против несправедливого отказа его отца, присоединяется к банде грабителей и вовлечен в ужасные преступления. Когда его брат, наконец разоблачен, а отец найден голым в темнице, злые дела доброго сына мешают ему вернуться к нормальной жизни.

Этот семейный треугольник является более экстремальной версией Глостера и его сыновей в «Короле Лире». А Шекспир является одним из сильных влияний на поколение Sturm und Drang. Первый сборник его пьес на немецком языке издан в 1762-66 гг.

Другое мощное влияние также исходит из Великобритании. Это подделанные стихи, приписываемые кельтскому барду Оссиану. Они изданы в 1760-63 годах и широко приветствуются как вдохновляющий проблеск подлинного духа Средневековья. Возрождение интереса к готической архитектуре также играет свою роль. Гете, будучи студентом в Страсбурге в 1770-71 годах, особенно впечатлен красотой городского собора.

Наконец, есть революционный голос из Франции, который вдохновляет этих молодых немецких поэтов в их реакции против условностей и конформизма. Они инстинктивно откликаются на послание Жан-Жака Руссо о том, что сердце мудрее головы, а человек чувств выше человека интеллекта.

 

Страдания юного Вертера 1774 год

 

Влияние Руссо, человека чувств, особенно сильно в книге, которая приносит Гете европейскую репутацию. Страдания юного Вертера «Die Leiden des jungen Werthers» имеет немедленный успех в 1774 году. Как и многие первые романы, она имеет сильные автобиографические элементы.

гетеВ 1772 году Гете несколько месяцев живет в Вецларе, где влюбляется в 19-летнюю Лотту Буфф. Она уже помолвлена, но ее жених очень терпимо позволяет измученному поэту разделить их светскую жизнь в качестве неформального трио. Сразу после отъезда Гете из Вецлара его друг, влюбленный в замужнюю женщину, застрелился. Эта трагедия тоже прямо отражена в Вертере.

Вертер, чрезвычайно чувствительный молодой человек, приезжает весной в новый город (как и Гете) и поражается красоте своей новой среды, а вскоре и красоте Лотты (имя в романе, как и в реальной жизни).

Дружба продолжается все лето, смешивая радость и страдание, пока Вертер не уезжает осенью. Но он не может сопротивляться возвращению следующей весной. Через некоторое время, ошеломленный безнадежностью своего положения, он стреляет в себя из револьвера жениха.

Почти болезненный самоанализ молодого Вертера, усиленный чрезвычайной чувствительностью и ставший убедительным благодаря гению Гете. Он отражает настроение молодого поколения, все более склонного к романтическому взгляду на мир. Любимая одежда Вертера (синий пиджак, желтые бриджи) сразу же вошла в моду. Так же, как и некоторые трагические случаи. Несколько самоубийц, подражают книге. Одна женщина в 1777 году даже утопилась возле дома Гете с экземпляром романа в кармане.

 

Веймар 1775-1832 гг.

 

В 1775 году Гете принимает приглашение посетить 18-летнего герцога Карла Августа Веймарского, правителя небольшого государства. Веймар становится домом Гете на всю оставшуюся жизнь. В этом маленьком царстве он играет много ролей в дополнение к роли постоянного гения. Большую часть первых десяти лет он был главным министром герцогства. Он осматривает шахты, планирует ирригационные схемы, рассматривает дизайн обмундирования для герцогской армии.

В 1791 году, когда Карл Август создает постоянную труппу для своего придворного театра, Гете становится его директором. Его присутствие и горячее покровительство работодателя сделали Веймар в эти годы литературным центром Германии.

В 1786 году, измученный кругом своих обязанностей, Гете совершает восемнадцатимесячное турне по Италии. Таким образом, происходит еще один поворотный момент в его жизни. Отвергая акцент Sturm und Drang, он вдохновляется теперь текущим движением неоклассицизма.

В Италии он пишет «Ифигению в Тавриде», превращая в поэзию более раннюю прозаическую версию трагедии Еврипида. Это первая важная работа в немецкой литературе в неоклассическом ключе. Гете возвращается в Веймар в 1788 году обновленным и, так сказать, идеализированным.

В 1794 году Гете знакомится с Шиллером, который работает профессором истории в соседнем Йенском университете. Эти двое мужчин становятся друзьями. В Die Horen, периодическом издании под редакцией Шиллера с 1795 года, они преследуют свой общий интерес к классическим темам. Вместе они развивают направление, которое становится известной как Веймарский классицизм.

В последние годы Шиллер ничего не писал для театра. Вместо этого он занялся историей и философией. Теперь, при активном содействии директора Веймарского придворного театра, он возвращается к своему первому интересу — и производит большой объем работы в оставшиеся несколько лет своей жизни.

 

Последние годы жизни Шиллера 1797-1805 гг.

 

шиллерВ 1797 году, когда Европа находится в смятении, вызванном французской революцией и возвышением Наполеона, Гете в Веймарском придворном театре убеждает Шиллера вернуться к роли драматурга. В результате получается семь пьес за столько же лет, написанных стихами по классическим принципам. Они ставят Германию в авангарде современного театра.

Первые пьесы этой группы, поставленные на Веймарской сцене в 1798 и 1799 годах, представляют собой трилогию о Валленштейне. Они драматизируют взлет и падение блестящего, командира в Тридцатилетней войне.

Последующие пьесы, некоторые из которых прославились благодаря оперным экранизациям, — это «Мария Стюарт» (1801, о последних днях Марии Шотландской). «Орлеанская дева» (1801, о Жанне д’Арк). «Мессинская невеста» (1803, вымышленная история, действие которой происходит в средневековой Сицилии. Драма с использованием хора) и «Вильгельм Телль» (1804).

В то время как Гете поощряет расцвет театрального таланта Шиллера, есть влияние и в другом направлении. Именно по настоянию Шиллера Гете возвращается в 1797 году к работе над Фаустом и начинает пересматривать ее в соответствии с новыми классическими принципами Веймара.

 

Фауст 1808-1832 гг.

 

На протяжении всей своей жизни Гете очарован легендами, которые накопились вокруг авантюриста XVI века Георга Фауста. История договора Фауста с дьяволом излюбленная тема в европейских передвижных кукольных спектаклях, которыми Гете, как известно, увлекался в детстве.

В свои двадцать лет Гете пишет пьесу, добавляя любовную тему и характер Гретхен. К счастью, копия этой ранней пьесы сделана примерно в 1776 году одной из придворных дам в Веймаре. Она был найдена среди работ столетие спустя, и опубликована, став известной как «оригинальный Фауст». Это та самая пьеса, которую Шиллер уговаривал Гете снова поставить в 1797 году.

Работа готова к публикации в качестве первой части «Фауста» в 1808 году. Как и более ранние версии, заимствованные у Марло, она концентрируется на жажде знаний Фауста, его последующем договоре с Мефистофелем и многочисленных шалостях и приключениях, ставших возможными благодаря магии Мефистофеля. Но в центре пьесы теперь находится невинная и простая женщина, Гретхен, которая инстинктивно видит Мефистофеля насквозь.

Роман Гретхен с Фаустом заканчивается ее беременностью. В конце пьесы она оказывается в тюрьме, приговоренная к смертной казни за детоубийство. Когда она отвергает возможность спастись с помощью злых искусств Мефистофеля, голос свыше восклицает «она спасена».

Гете откладывает тему Фауста в сторону на следующие два десятилетия, снова берясь за нее в 1826 году. Вторая часть «Фауста» выходит отдельными не последовательными частями в течение следующих нескольких лет, и вся работа появляется сразу после смерти Гете в 1832 году.

Рассматривая широкий круг тем, в необычайной мешанине стилей, эта работа подобна заключительному обзору жизни и ее смысла. Она похожа на то, как если бы Гете сознательно пересматривал и проверял свой собственный длинный жизненный путь.

В конце второй части Мефистофель, естественно, ожидает своей части сделки, передачи души Фауста. Он получил ее должным образом во всех других версиях истории, начиная с Марло. Но Гете, последний из оптимистов XVIII века, бросает вызов дьяволу. Небесные духи прогоняют Мефистофеля, и душа Фауста, заступившаяся за душу Гретхен, возносится на небеса.

Две темы, занимающие центральное место в представлении Гете о жизни, играют свою роль в искуплении Фауста. И то и другое ясно выражено в часто цитируемых фразах, встречающихся в заключительных строках второй части «Фауста».

Одной из таких тем является ценность неустанного стремления человечества к знаниям и совершенствованию. Ангелы, несущие душу Фауста произносят: «кто прилагает усилия в постоянном стремлении, того мы можем спасти».

Другая особая тема Гете, источник склонности человека к борьбе. Его собственная жизнь примечательна рядом женщин, часто недостижимых, за исключением платонических отношений, которые, в свою очередь, вдохновляют его. «Вечная женственность» становится его концепцией идеала. Последние две строки Фауста окончательно утверждают: «вечное женское начало тянет нас вверх».