Античный театр древней Греции

Праздник в честь Диониса

Греческий театр с 6 века до н. э.

 

Истоки театра древней Греции лежат в празднованиях последователей Диониса, бога плодородия и вина. В соответствии с особыми интересами Бога, его культовые церемонии являются захватывающими событиями. Его поклонницы, в частности, сами танцуют до исступления и несут длинные фаллические символы, известные как тирсы.

Но участники Дионисийских празднеств также развивают более структурированную форму драмы. Они танцуют и поют, в хоровой форме, истории греческого мифа.

В VI веке до нашей эры жрец Диониса, по имени Теспис, вводит новый элемент, который справедливо можно рассматривать как рождение античного театра древней Греции. Он вступает в диалог с хором и становится, по сути, первым действующим лицом.

Согласно греческой хронике III века до н. э., Теспис также является первым лауреатом театральной премии. Он получает приз в первом конкурсе на трагедию, проходившем в Афинах в 534 году до нашей эры.

Театральные конкурсы становятся постоянным элементом ежегодного фестиваля в честь Диониса, который проводится в течение четырех дней каждую весну. Для участия в конкурсе выбираются четыре автора. Каждый должен написать три трагедии и одну сатирическую пьесу (похотливый фарс с участием сексуально необузданных сатиров, получеловека, полуживотного, которые составляют свиту Диониса).

Исполнение пьес каждого автора занимает целый день, перед большим количеством горожан в праздничном настроении, сидящих на склоне Афинского холма. Главной особенностью сцены является круговое пространство, на котором хор танцует и поет. За ним временное деревянное строение создает впечатление пейзажа. В конце фестиваля выбирается победитель.

 

Жанры древнегреческого театра

 

Греческие трагики 5 век до н. э.

 

ЭсхилЛишь небольшое количество трагедий сохранилось в виде полных текстов с ежегодных конкурсов в Афинах, но они включают работы трех гениальных драматургов. Самый ранний из греческих трагиков, Эсхил.

Эсхил добавляет второго актера, увеличивая потенциал драмы. Впервые он получает признание за трагедию в 484 году до нашей эры. Известно, что он написал около восьмидесяти пьес, из которых сохранилось только семь. Одно из его нововведений, написать три трагедии дня на одну тему, как трилогию. По счастливой случайности три из семи его пьес представляют собой одну из таких трилогий. «Орестея», остается величайшим шедевров театра — прославляющим достижение Афин в замене хаоса прежних времен верховенством закона.

Софокл греческий драматургСофокл одерживает свою первую победу в 468 году до н. э., победив Эсхила. Ему приписывают добавление третьего актера, что еще больше расширяет драматические возможности сцены. В то время как Эсхил имеет дело с большими общественными темами, трагические дилеммы Софокла разрабатываются на более личном уровне. Сюжеты становятся более сложными, характеристики утонченнее, а личное взаимодействие между персонажами, более централизованным в драме.

Хотя Софокл за очень долгую жизнь написал больше пьес, чем Эсхил (возможно, около 120), опять же только семь сохранились в целости. Из них Царь Эдип, как правило, считается его шедевром.

Еврипид греческий драматургСамый молодой из трех великих греческих трагиков — Еврипид. Сохранилось больше его пьес (19 против 7 для каждой из предыдущих), но у него меньше побед, чем у его соперников в Великих Дионисиях.

Еврипид вводит более нетрадиционный взгляд на греческий миф, рассматривая его под новым углом зрения или рассматривая мифологических персонажей с точки зрения их человеческих слабостей. Его видение чрезвычайно влиятельно в более поздних школах трагической драмы. Расин, например, выводит Андромаху и Федру из Андромахи и Ипполита Еврипида.

 

Начало греческой комедии 5 век до н. э.

 

С 486 года до нашей эры в Афинах проводится ежегодный конкурс комедий, который проводится в рамках трехдневного январского фестиваля «Ленеи». Только одно комическое произведение автора сохранилось с 5-го века. Как и первые три трагика, он с большим блеском запускает этот жанр древнегреческого театра. Комедиограф АристофанАристофан, частый обладатель первого приза в Ленеи (в первый раз, в 425 году до н. э.).

Одиннадцать из его пьес сохранились, в общей сложности, из примерно сорока, они охватывают приблизительно период 425-390 гг. до н. э. Авторы полагаются главным образом на прием, который становится центральным в традиции комедии. Они высмеивают современные слабости, помещая их в неожиданный контекст, будь то посредством фантастического сюжета или через выходки смешных персонажей.

Хороший пример — «лягушки», литературная сатира на счет Еврипида. После смерти великого человека Дионис отправляется в ад, чтобы вернуть своего любимого трагика. Состязание, проводимое там, позволяет Аристофану пародировать стиль Еврипида. В результате Дионис возвращается на землю вместе с Эсхилом.

Комедия «Осы» повествует про Афинскую любовь к судебному разбирательству, она высмеивается в виде старика, который устраивает суд в своем доме, чтобы судить свою собаку за кражу сыра. В «Лисистрате» ужасы войны обсуждаются в условиях крайнего социального кризиса, женщины Греции отказываются заниматься любовью до тех пор, пока их мужчины не согласятся заключить мир.

Исторический Журнал
Добавить комментарий