Ранний классицизм в архитектуре

английские таунхаусы 17-18 век

Голландские и английские таунхаусы 17-18 век

 

Как пример раннего классицизма в архитектуре светского строительства хорошо подходит регион северо-запада Европы. Голландское процветание в 17 веке приводит к очень удовлетворительному дизайну таунхауса. Торговцы стремятся иметь свои дома и помещения в ограниченном пространстве, выходящем на каналы голландских городов.

Голландские таунхаусы 17-18 векС многочисленными конкурентами среднего класса за доступную землю (в отличие от небольшого числа дворян, обладающих властью и богатством в других областях Европы), типичный голландский таунхаус, высотой в несколько этажей, имеет узкий кирпичный фасад и щедрые области стекла, что стало возможным благодаря новому дизайну створчатых окон. Террасы таких домов, широко сохранившихся сегодня в Голландии, обеспечивают очарование каналов Амстердама и многих других голландских городов.

В 1689 году голландский принц Вильгельм III становится королем Англии. Его вступление на престол вызывает моду на голландский стиль. Англия, как и Голландия, стремительно становится все более процветающей. Улицы таунхаусов строятся в Лондоне и многих провинциальных городах, таких как Бат.

Английская версия голландского дома более строгая и классическая, особенно когда он построен в камне, но имеет ту же элегантность, вытекающую из повторяющегося вертикального выравнивания и щедрого отображения створчатых окон. Известные в Англии как георгианский стиль и перенесенные в колониальную Америку, террасные дома такого типа представляют собой чрезвычайно успешный образец городской жизни.

 

Палладианизм и английский величественный дом 18-й век

 

Джонс ИнигоБритания начала XVIII века является ареной сильной реакции против потакания себе архитектуры барокко, заменив ее четкими классическими линиями Палладио. Стиль великого венецианского архитектора известен в Англии только из его четырех книг проектов (Quattro Libri) и из лондонских шедевров энтузиаста, возвращающегося из Италии, Иниго Джонса. Это банкетный дом в Уайтхолле (1622) и Дом Королевы в Гринвиче (1629-40).

Новаторская работа Иниго Джонса в палладианском стиле остается очень мало имитированной для остальной части 17-го века, периода, в котором доминирует барокко.

Барокко все еще преобладает в начале 18-го века как предпочтительный стиль для любого гранда, планирующего великолепную загородную резиденцию. Наиболее очевидными примерами являются два здания, спроектированные Ванбру и Хоксмур в партнерстве — замок Говард для графа Карлайла в 1700-26 годах, дворец Бленхейм для герцога Мальборо в 1705-22 годах.

Но пока замок Говард и Бленхейм строятся, преобладающая мода меняется. Коллекция классических образцов в палладианском стиле издана в 1715 году под названием Vitruvius Britannicus британским архитектором Колином Кэмпбеллом.

Витрувий Британикус запускает новую моду в Англии 18-го века. В 1717 году граф Берлингтон нанял Кэмпбелла, чтобы тот перестроил его лондонский дом на Пикадилли в палладианском стиле. В 1722 году Роберт Уолпол поручает ему построить Хаутон-холл, большой Палладианский загородный дом в Норфолке.

Примечательно, что в этот переходный период Уолпол добавляет купола по углам дизайна Кэмпбелла, придавая оттенок барокко. Возможно, он чувствует потребность в большем величии Бленхейма или замка Говард.

английский величественный дом 18-й векАристократы по всей Британии вскоре следуют моде, обеспечивая себя Палладианскими или неоклассическими особняками, в которых они могут наслаждаться окружающими их поместьями. Загородные дома возникают с колоннами портиков, чтобы произвести впечатление на внешний мир и с интерьерами, украшенными колоннами залов (как римские базилики) или куполообразными приемными (вторя Пантеону). Величественный дом становится особенностью британской сельской местности.

Спрос держит много выдающихся архитекторов чрезвычайно занятыми. Между тем гордые владельцы также требуют окружающий пейзаж равной элегантности, чтобы радовать глаз из окон дома.

Ландшафтное садоводство очень древняя профессия. Властители всегда хотели украсить свое окружение, от висячих садов Вавилона до формальных видов Версаля. Но землевладельцы Великобритании добавляют новый элемент в 18-м веке.

Вместо формальных договоренностей, модных в прежние периоды, они теперь хотят ландшафт, который выглядит естественно — но скорее лучше, чем природа сама по себе может достичь в сельскохозяйственных регионах Англии или Шотландии. Для этого требуется новый вид ландшафтного садовника (среди них преобладает Браун), который будет создавать озера и водопады, лесистые склоны, древние храмы и романтические руины, чтобы добиться непринужденно живописного впечатления.