Базилики, светские и священные 2 в. до н. э. — 4 в. н. э.
Римский общественный зал, известный как базилика, представляет собой прямоугольное здание с боковыми проходами за рядами колонн, которые поддерживают главные стены. Центр внимания находится в конце напротив входа, где приподнятая платформа иногда устанавливается в алькове или апсиде. Здание такого рода известно из Помпеи во 2 веке до нашей эры.
Когда Константин устанавливает христианские церкви в качестве общественных зданий, в 4 веке н.э., базилика является естественной формой для любого такого места сбора, и апсида готова для алтаря. Все три великие церкви, основанные Константином в Риме, являются яркими примерами базилики в архитектуре.
Две Константиновские церкви в Риме, базилики Святого Петра и Святого Павла, также имеют новую архитектурную особенность — Трансепт, пересекающий неф у алтарного конца и предоставляющий больше места для паломников или священнослужителей. Случайно или намеренно, это дополнение превращает первый план такой церкви в крест. Неф, проходы, Трансепт и апсида, с плоским или сводчатым потолком, становятся основными составляющими прямоугольных западных церквей.
Начиная с 6-го века и позже, восточное христианство развивает другую традицию-традицию купольных церквей. Это наиболее впечатляюще видно в одной из самых ранних и самых больших, Святой Софии Юстиниана.
Святая София 537 г. н.э.
В Святой Софии в Константинополе (построенной поразительно всего за пять лет) архитекторы Юстиниана, с триумфальным мастерством достигают нового и трудного технологического подвига, размещая огромный круглый купол на вершине квадрата, образованного четырьмя арками.
Связь между кривыми двух арок (расходящихся от общей опорной колонны) и кривой вокруг основания купола выполнена сложной треугольной формой, известной как подвесная. Святая София (или Айя-София, что по-латыни и по-гречески означает «Святая мудрость») — не первое здание, в котором используется подвесной механизм. Но это, безусловно, самое впечатляющее.
Влияние церкви Юстиниана
Следуя примеру Святой Софии, даже для самых маленьких греческих православных церквей становится традицией иметь купол над центральным пространством интерьера. В том, что становится обычным дизайном, купол сидит в центре греческого креста (один с четырьмя равными руками), образованного нефом и трансептом.
Стены, поддерживающие купол, укреплены на уровне земли боковыми приделами, каждый из которых имеет куполообразную или частично куполообразную крышу. В результате получается нелинейный, нежный и почти органичный на вид Экстерьер типичной византийской церкви.
В интерьере такой церкви, когда есть средства, купол используется для богатого отображения мозаики. Любимая тема-Христос в величии (или в его греческом имени Пантократор, «повелитель всего»), огромная фигура, которая, казалось, благословляла собравшуюся паству — хотя и в бесспорно суровом настроении, с осуждением в уме. Прекрасный пример — монастырская церковь 11-го века в Дафни.
Относительно неглубокий купол такой церкви, окруженный группой меньших изогнутых крыш, не позволяет самому куполу быть поразительной особенностью, когда он виден снаружи. Эта другая очень богатая традиция, о ярком куполе, впервые появилась в мусульманской архитектуре.