История архитектуры эпохи Возрождения

Палаццо Медичи

Архитектура во Флоренции

 

Брунеллески — пионер, который впервые сознательно применил ренессансное любопытство к искусству. Там, где гуманисты посещают Рим и другие древние города, чтобы скопировать надписи, он отмечает размеры и зарисовывает детали руин и уцелевших зданий классической древности. К ним относятся колонны и арки Рима, а также купола Византийской Равенны и даже баптистерий во Флоренции — романское здание 11-го или 12-го века, которое Брунеллески и его современники считают храмом Марса, приспособленным для христианского поклонения.

 

Брунеллески и Дуомо 1418-1436 гг.

 

Самая большая претензия Брунеллески на славу в его время связана со средневековым, а не ренессансным зданием. В детстве Флорентийский Собор (Дуомо, построенный в 14 веке) имел лишь временное покрытие над центральным пространством, где пересекаются Неф и трансепты.

Брунеллески и ДуомоНамерение всегда было построить купол, но флорентийцы были слишком нетерпеливы, чтобы произвести впечатление на мир с масштабом их собора. Пространство, которое нужно охватить, составляет 42,5 м. в поперечнике, что примерно на 10,5 м. больше, чем эквивалентная ширина в Санта-Софии. Никто не может придумать, что делать. Годы тянутся, пока в 1418 году не будет проведено соревнование, чтобы найти решение.

Конкурс выиграл Брунеллески. Его давний соперник Гиберти занимает второе место. Гиберти победил Брунеллески в конкурсе на разработку бронзовых дверей для баптистерия во Флоренции в 1401 году. Тот факт, что Брунеллески не смог победить Гиберти ранее, является одной из причин, по которой он сосредоточился больше на архитектуре, чем на скульптуре.

Было бы относительно легко возвести купол над массивной временной структурой лесов, но заказчик не желает платить за это. Успех Брунеллески, и главная причина его современной славы, состоит в том, что он находит способ строительства без какой-либо поддержки с земли.

Его решение, использовать леса, которые не будут касаться земли, включая двойную оболочку для купола, с внешними и внутренними структурами, скрепленными связями кладки. Двойная структура не только добавляет прочность. Это также позволяет внешнему профилю быть впечатляюще высоким без внутренней части, кажущейся слишком удаленной.

Впервые созданная Брунеллески и завершенная в 1436 году, двойная оболочка позже становится обычным явлением (она используется в церкви Святого Петра в Риме, а Церковь Святого Павла в Лондоне имеет три слоя). К удивлению современников Брунеллески, между внутренней и внешней оболочками оставил достаточно места, чтобы установить кухню для каменщиков.

 

Брунеллески и стиль Ренессанса 1419-1430 гг.

 

Творческое сочетание классических исследований Брунеллески и его собственного воображения впервые видно при строительстве Воспитательного дома в 1419 году. Хотя элементы фасада Оспедале дельи Инноченти (Ospedale degli Innocenti) являются знакомыми элементами римской архитектуры. Аркада колонн, поддерживающих округлые арки, под рядом прямоугольных окон, увенчанных фронтонами, есть совершенно новое чувство в балансе между ними, пропорции, чувство стройной элегантности.

Этот новый ренессансный стиль, вклад Брунеллески в историю архитектуры эпохи Возрождения, можно увидеть в чистом виде в другом здании во Флоренции по заказу члена семьи банкиров Пацци.

часовня ПацциРабота над часовней Пацци начинается в 1430 году. Колонны и центральная арка на фасаде этого небольшого здания напоминают Воспитательный дом. Но здесь настроение спокойствия и совершенного равновесия распространяется и на интерьер.

Каждая поверхность, от пола до купола, запланирована во взаимодействии, кругов, сводов, прямоугольников и небольших округлостей. Фактура и цвет, а также форма создают узор, контрастируют бледная штукатурка стен, темно-серый цвет каменных колонн и арок, яркие керамические рельефы (синие и белые работы Луки делла Роббиа). Это не только жемчужина эпохи Возрождения. Это начало дизайна интерьера.

 

Дворцы 15-18 век

 

С приходом сильных европейских правителей необходимость жить в неудобном замке отпадает. В то же время могущественные все больше стремятся подчеркнуть свой статус (как для своих подданных, так и для своих соперников) впечатляющей демонстрацией архитектуры.

Итальянцы эпохи Возрождения стали пионерами тенденции к Дворцовым зданиям как архитектурным символам власти и престижа. Флоренция берет на себя инициативу в 15 веке. Большое квадратное здание в городе строилось для Медичи в 1444 году.

Палаццо Медичи представляет собой огромный городской дом, а не укрепленную крепость. Признание того, что это все еще беззаконная эпоха враждующих семей, можно увидеть только в относительно немногих отверстиях во внешний мир на первом этаже (и те немногие, покрыты металлическими решетками). В отличие от нижних, верхние этажи имеют много просторных окон. А в центре здания находится большой и тихий внутренний двор.

Столь же величественные дворцы вскоре появляются во Флоренции и для других семей, Ручеллаи в 1446 г., Питти в 1458 г., Пацци в 1462 г. и Строцци в 1489 году.

Люди власти в других итальянских городах следуют этому примеру, что делает ренессансный городской Дворец важным элементом в итальянской архитектурной истории. В других странах Европы в настоящее время формируются национальные государства. Во Франции, Испании и Великобритании понятие дворца очень хорошо вписывается в представление о себе могущественных монархов 16-го века.

В Англии Генрих VIII передвигается между четырьмя дворцами по берегам Темзы. Во Франции Франциск I превращает Лувр (из замка) и Фонтенбло (из охотничьего домика) во дворцы. В Испании Филипп II строит необыкновенный монастырский дворец Эскориал.

Свой пик архитектурные и политические темы в конце 17-го века приходятся на Францию. Высшее достижение в дворцовой архитектуре создано самым абсолютным из монархов. Размеры и блеск Версаля очень точно отражают власть и престиж Короля-Солнца Людовика XIV.

Соперники могут попытаться соответствовать этому архитектурному заявлению французского господства (Шенбрунн, Летний дворец в Вене, завершенный в 1730 году, для Габсбургов). Но Версаль остается высшим примером дворца как жеста власти.

 

Купола 16-го — 19-го века

 

Традиция купола начинается в римской и Византийской империях (Пантеон во 2 веке нашей эры, Святая София в 6 веке нашей эры) и заимствуется Исламом (Купол Скалы в 7 веке нашей эры).

В Средние века именно ислам, а не христианство развивает эту наиболее поразительную архитектурную особенность. Но по стечению обстоятельств обе традиции достигают новых высот в этой форме, совершенно независимо, в течение 16-го и 17-го веков.

Рим достигает самого впечатляющего купола 16-го века, с завершением Собора Святого Петра в 1590 году. Этот собор (до сих пор самый большой в мире) использует купол в качестве своего главного архитектурного заявления для любого, кто смотрит на здание снаружи — и, в частности, издалека.

Как и Купол Скалы в Иерусалиме, 900 лет назад купол и его барабан составляли половину высоты здания.

Из этого вдохновляющего примера в Риме, а также из Флорентийского собора в предыдущем столетии, становится западной конвенцией, что купол добавляет важность зданию, позволяя ему председательствовать над городским пейзажем. Обычно этот особый авторитет имеет духовную основу (Собор Святого Павла в Лондоне, дом инвалидов в Париже, оба конца XVII века), но он также может быть и светским (Капитолий в Вашингтоне).

В последующие столетия после завершения строительства собора Святого Петра, купола стали привычной чертой во всех крупных западных городах. Из-за своей символической функции они имеют тенденцию быть тяжелыми и несколько зловещими. Но в то же время исламский мир доказывает, что купола могут быть изящными, красочными и даже слегка парящими, несмотря на их объем.

Великолепные исламские купола 17-го века относятся к двум очень разным группам, хотя оба происходят из одной и той же традиции. В одной группе, связанной, в частности, с Персией, нежные изгибы купола обшиты керамической плиткой, обычно голубой. Этот стиль достигает своего совершенства в Исфахане.

Другая тема, связанная с Индией, концентрирует все внимание на тонкой форме самого купола, делая его поверхность максимально прозрачной и простой. Для этого белый мрамор — идеальный материал. Этот стиль воплощен в Тадж-Махале.

 

Застекленные внутренние окна 15-17 век

 

Окно по своему происхождению является просто отверстием в стене дома, чтобы впустить воздух и свет, но отверстие должно закрываться в определенное время. История окна, до недавних веков, — это баланс удобства между светом и теплом.

В римских зданиях иногда используют тонкие полупрозрачные листы мрамора или слюды, чтобы впустить свет, не открывая помещение для воздуха. Фрагменты стекла, найденные в бронзовой раме в Помпеях, свидетельствуют о том, что стеклянные окна уже иногда использовались в 1 веке нашей эры. А витражное стекло — это одно из великолепий готических соборов XII века. Но стеклянное окно впервые становится практическим предложением три столетия спустя.

Картины 15-го и 16-го века показывают, что простые дома того времени не имеют ничего, кроме деревянных ставен, чтобы шарнирно закрепить оконный проем. Иногда ставни делятся на две или три отдельные секции, обеспечивая практический контроль баланса между светом и воздухом; часть проема может быть закрыта ставнями, а остальные оставлены открытыми, в зависимости от погоды.

В 15 веке изысканность можно увидеть в богатых домах. Верхняя треть проема теперь застеклена маленькими круглыми стеклами, установленными в неподвижной металлической раме. Нижняя часть окна имеет обычные откидные ставни. Таким образом, некоторый свет гарантирован, но контроль не потерян.

hardwick-hallНа следующем этапе, завершенном к 17 веку в домах более богатых классов, весь проем застеклен, и по крайней мере, часть его может быть открыта. Мода на стеклянные окна (дорогие и, следовательно, символ статуса) видна в экстремальной форме в Хардвик-холле, построенном в Англии в 1590-х гг. внешний вид дома говорит в «Хардвик-Холл, больше стекла, чем стены».

В огромных окнах такого рода широкое отверстие сначала оборудуется каменной решеткой (образованной вертикальными перемычками и горизонтальными фрамугами). Внутри каждого каменного прямоугольника металлическая рама содержит небольшие круглые или алмазные стекла.

В окнах, подобных тем, что в Хардвик-холле, открывающиеся секции должны быть по принципу створки; прямоугольная рама, удерживающая стеклянные панели, прикреплена на петлях вдоль одной стороны и открывается, как маленькая дверь. Навесные окна такого рода стали стандартом с 17 века в странах Южной Европы. Так называемое французское окно — это масштабный пример.

В северных странах чаще всего форточки держат в створке — прямоугольном деревянном каркасе, который помещается в паз. Сначала створка удерживается в положении с колышками. Но примерно в 1675 году в Англии была разработана современная форма двустворчатого открывающегося окна (такие окна впервые используются в значительном количестве при реконструкции Хэм-хауса в Суррее).

Все эти типы створок и ставней используются в сочетании теперь со стеклом, чтобы обеспечить тепло или темноту, когда это необходимо. Древнее столкновение между требованиями света и тепла было разрешено.

 

Виллы и загородные места 16-18 век

 

С ростом благосостояния и стабильности в Западной Европе, начиная с 16 — го века, богатые люди чувствуют потребность в доме в деревне. Если надо переехать для краткого пребывания (иногда всего лишь на вечер) от места жительства в городе, либо как удобный дом в их поместьях на месте замка или укрепленной усадьбы более ранних времен.

Архитектор, который наиболее блестяще отвечает этим требованиям, — Андреа Палладио. Родившийся в Падуе и обученный первоначально как масон, он приобретает Ренессансную страсть к архитектуре Древнего Рима и работам Витрувия.

Мастерство Палладио в применении его классических принципов приносит ему заказы на общественные здания в Виченце и церкви в Венеции. Но именно его виллы для частных покровителей завоевывают ему прочное влияние и славу. Большинство из этих вилл построено во внутренних районах Венеции, в Венето. Проекты Палладио для них стали широко известны после того, как он опубликовал I Quattro Libri dell’Architettura («четыре книги об архитектуре») в 1570 году.

Цель этой работы — объяснить принципы Римского дизайна, следуя примеру своего мастера Витрувия. Но второй том содержит несколько собственных проектов Палладио. Он становится широко известен и используется в качестве шаблона.

Единственным наиболее имитируемым аспектом стиля Палладио является его использование колонн и фронтона в качестве портика перед домом (его моделью является Пантеон в Риме). В более широком смысле баланс и относительная простота классического дизайна являются его отличительной чертой.

Наиболее яркое влияние Палладио проявляется в великих домах Англии XVIII века. К тому времени часть его призыва находится в реакции против очень другого и далеко не сдержанного стиля, который вмешался в течение 17-го век — барокко.

Исторический Журнал
Добавить комментарий