Религия и боги Египта история Древнего мира

Боги древнего Египта

Египетские боги и жрецы с 3000 г. до н.э.

 

В предыстории каждая община людей в долине Нила поклонялась своему собственному богу или богам, многие из которых связаны с животными. По мере того, как Египет становится единым, при фараонах, которые сами считаются божественными, весь пантеон приобретает упорядоченную форму.

Фараон — главный священник всей нации. В каждом храме есть его местные жрецы. Их задача, как и в любой ранней религии, состоит в том, чтобы заботиться о потребностях богов. Они заперты в самых дальних уголках храма, недоступных для обычных людей. Жрецы регулярно посещают их, раздевают, моют и намазывают благовониями, а затем одевают в новые одежды.

Две основные задачи, как для священников, так и для богов, заключаются в том, чтобы защитить себя от вторжения хаоса (в частности, обеспечить, чтобы солнце вставало каждое утро) и помочь мертвым перейти в следующий мир, который, как уверенно считают египтяне, будет столь же приятным как этот и удивительно похож. Как и на земле, уважаемому мужчине или женщине понадобятся их слуги и домашние принадлежности, чтобы быть уверенными в комфортном существовании. Их фигурки и утварь помещаются вместе с хозяином в захоронении.

Появление в росписях на гробницах сделало некоторых богов более знакомыми, чем другие. Анубис, бог с головой шакала, который проводит мертвых через их испытания. Тот, возглавляемый ибисом, писец богов. Хорус (Хор, Гор) с головой сокола, бог неба и света. Сет, соперник Хоруса, узнаваемый по его загадочной остроконечной голове. Осирис, одетый в высокий белый головной убор, который представляет идею воскресения в загробном мире.

 

Ра и Амон

 

Амон раЦентральное божество египетской религии — солнце, и с древних времен самым важным богом солнца был Ра. Считается, что он плывет на своей лодке над миром. Каждую ночь, во время путешествия, он должен победить злого духа Апофиза (часто представляемого в виде змея), прежде чем Ра сможет появиться снова на рассвете.

В Фивах, которые становятся столицей примерно в 2000 году до нашей эры, еще один бог, Амон, имеет большое значение. Примерно в 1500 году до нашей эры Амон объединяется с Ра, чтобы стать Амон-Ра, который с тех пор фактически является государственным богом Египта, отождествленным с фараоном. Два величайших храма в Карнаке и Луксоре посвящены Амон-Ра.

 

Монотеизм Атона  ок. 1353-1336 до н.э.

 

На небольшой промежуток времени Нового царства, Амон смещается со своего центрального места в египетском пантеоне. Вскоре после восшествия на престол Аменхотепа IV, примерно в 1353 году до н. э., он меняет свое имя с Аменхотепа на Эхнатон, что означает, что новым государственным божеством должен стать Атон, диск Атон Бог солнцаСолнца. Шесть лет спустя Эхнатон перевез свой двор из Фив в совершенно новую столицу, расположенную примерно в 480 километрах вниз по Нилу в месте, известном ныне как Телль-эль-Амарна. Великий храм Атона является его центральной особенностью.

В то же время Эхнатон пытается стереть имя Амона из всех надписей. Атон должен быть единственным богом.

Утверждение, что нет другого бога, кроме Атона, представляет собой первый шаг к монотеизму. Именно по этой причине среди богов Египта в истории Древнего мира западные историки уделяют Эхнатону много внимания. В египетской перспективе он кажется менее значительным. Через несколько лет после смерти Эхнатона, примерно в 1336 году до нашей эры, старая религия восстанавливается, двор возвращается в Фивы, а Телль-эль-Амарна разрушается.

Опять же изменение символизируется в изменении имени следующего правителя. Сын и наследник Тутанхатон, с возрождением культа Амона, изменил имя на Тутанхамон.

 

Возвращение Амон с 1336 года до н. э.

 

Краткое сияние славы Атона закончилось. Амон, или Амон-Ра, вернулся в качестве главного египетского божества, положение, которое он сохранит до тех пор, пока будут процветать Фивы.

Разрушение Фив ассирийцами в VII веке до н. э. снижает статус Амона. Но в IV веке, когда Александр Македонский хочет приобрести ауру египетского божества, он совершает паломничество к святыне Амона. Только с установлением христианства в Египте его культ, как и культ других египетских богов и богинь, подходит к окончательному завершению.