Новое Царство древнего Египта

Древнеегипетский город Ахетатон

Новое Царство Древнего Египта ок. 1540 — ок.1080 гг. до н.э.

 

Этот период длится около пятисот лет и обеспечивает основную часть археологических памятников, артефактов и архитектуры (кроме пирамид), которыми славится Новое Царство древнего Египта. Фараоны этой эпохи создают в Фивах великие храмы Карнака и Луксора. На другой стороне Нила основано погребальное место — Долина Царей.

Царство охватывает три династии, но первые две, 18-я и 19-я, обеспечивают себе величайшую славу в храмах Амон-Ра (хотя есть промежуточный период в 18-й династии при Эхнатоне, когда этот почитаемый бог насильно отвергнут фараоном).

 

Потомки Тутмоса ок. 1525-1379 гг. до н.э.

 

Первым могущественным правителем Нового Царства является Тутмос I. Сын фараона от наложницы, он обеспечивает преемственность, женившись на своей сводной сестре полностью королевских кровей. Вступив на престол в 1525 году до нашей эры, Тутмос энергично расширяет Новое Царство древнего Египта. Он покоряет юг Нубии до четвертого порога Нила. На севере он достигает Сирии и Евфрата.

Брак со сводной сестрой является обычной практикой, и это происходит снова (и с той же целью) среди детей Тутмоса. Его наследник, также Тутмос II, сын младшей жены. Поэтому он женат на своей королевской сводной сестре Хатшепсут, дочери королевы.

Тутмос II наследует трон своего отца примерно в 1500 г. до н.э., но умирает несколько лет спустя. Его наследник Тутмос III, сын наложницы, является младенцем. Хатшепсут берет власть — сначала как регент для своего пасынка, но затем, возможно, в 1490 году, как фараон.

Статуя царицы ХатшепсутХатшепсут — это редкое исключение в египетском престолонаследии, т. к. женщина правит как фараон. Она появляется на своих памятниках в мужской одежде (даже c фальшивой бородой, которая является особым атрибутом фараона). И царствует так же уверенно, как любой мужчина, хотя посвящает себя искусству мира, а не войны. Торговля и архитектура ее главные приоритеты.

Как заинтересованный в развитии торговли правитель Хатшепсут отправляет известную торговую миссию в Пунт. Область, вероятно, на побережье Красного моря в современной Сомали, что приводит к поставкам золота, черного дерева и мирры. Она продолжает программу строительства своего отца в Карнаке. И ее имя живет сегодня в погребальном храме, который она строит на другом берегу реки в память о себе и своем отце.

Хатшепсут умирает примерно в 1470 году, и трон наследует ее пасынок Тутмос III (законный наследник престола, который она узурпировала). Он приходит к власти в то время, когда вассальные государства в Палестине и Сирии, подчиненные Тутмосом I, вновь заявляют о своей независимости. Эта трудность, с которой Тутмос III хорошо справляется.

В первой из многочисленных кампаний на Север (примерно в 1469 г.) Тутмос одерживает впечатляющую победу под Мегиддо, подробности которой он записывает в храме в Карнаке. Вскоре он восстанавливает контроль над всеми регионами, завоеванными его дедом, и придерживается более государственного отношения к империи, чем его предшественник.

Молодые аристократы с завоеванных территорий отправляются в Фивы, чтобы обучаться египетскому образу жизни. Получив, образование и имея личные контакты в центре власти, они возвращаются домой. Теперь, управляя своими вассальными государствами, они более склонны к сотрудничеству, чем к восстанию. Таким образом, Тутмос устанавливает образец для мудрой имперской политики.

Как и его предшественники, Тутмос III является страстным строителем, значительно добавляя великолепия Карнаку. Его правнук Аменхотеп III продолжает эту традицию, отвлекая внимание на южную часть Фив, в Луксоре, где он начинает храм Амон-Ра.

В течение полутора веков Тутмос I и его потомки оказывали большую честь этому традиционному богу, симбиоза Амон (местный бог Фив) и более раннего бога солнца Ра. Но статус фиванского бога подвергается резкой критике во время правления Аменхотепа IV, сына Аменхотепа III, который сменил своего отца примерно в 1353 году до нашей эры.

 

Вызов от Атона 1353-1336 до н.э.

 

В течение одного короткого периода в Новое Царство древнего Египта — Амон смещается со своего центрального положения в египетском пантеоне. Вскоре после того, как Аменхотеп IV вступает на престол, примерно в 1353 году до н.э., он меняет свое имя с Аменхотепа («Амон умиротворен») на Эхнатон («полезный для Атона»). Это означает, что новым божеством государства должен стать Атон, диск солнца. Шесть лет спустя Эхнатон переносит столицу из Фив в совершенно новое место, примерно в 300 милях вниз по Нилу, Ахетатон, ныне известное как Тель-эль-Амарна.

ЭхнатонВ то же время Эхнатон пытается стереть имя Амон из всех надписей. Атон должен быть единственным богом.

Утверждение, что нет другого бога, кроме Атона, представляет собой первый шаг к монотеизму, и по этой причине западные историки уделяют большое внимание Эхнатону. В египетской перспективе он кажется менее значимым. В течение нескольких лет после его смерти, примерно в 1336 году до нашей эры, старая религия восстанавливается, столица возвращается в Фивы, и Тель-эль-Амарна заброшена.

Снова изменение символизируется сменой имени. На смену Эхнатону пришли два мальчика. Один из них Тутанхатон. В возрождении культа Амона имя нового фараона изменилось на Тутанхамон.

Тутанхамон, известный в наше время замечательным содержанием его могилы (см. Гробница Тутанхамона), наследует трон примерно в 1333 году до нашей эры в возрасте девяти лет и правит еще девять лет. Он не окажет в значительной степени влияния на историю Египта.

Без наследника после смерти Тутанхамона, его престол переходит к пожилому визирю по имени Эйе, (чья жена была кормилицей  Нефертити) становится фараоном. Но Эйе умирает через четыре года, снова без наследника. На этот раз, на трон вступает более сильный персонаж — Хоремхеб, командующий армией. Он правит четверть века, энергично удаляя все следы еретического Атона. Затем, не имея наследника, он завещает престол Рамзесу I, своему визирю,  главнокомандующему, и основателю 19-й династии.

 

Фараоны по имени Рамзес 13-11 века до нашей эры

 

Рамсес — это имя, наиболее часто ассоциируемое на западе с фараонами, отчасти потому, что Рамзес II заказывает одно из самых известных изображений власти фараонов (свои колоссальные сидящие статуи в Абу-Симбеле). И еще потому, что египетские цари восемь правителей подряд получили это имя.

Рамзес I живет всего два года, до 1290 г. до н.э., после того, как получил престол в качестве пожилого генерала. За ним следует его сын Сети, уже опытный политик, когда получает трон. Сети много делает для стабилизации империи в течение одиннадцатилетнего правления, наблюдая за восстановлением испорченных надписей Амона. Но кульминацией новой династии является долгое правление сына Сети, Рамзеса II.

Храмы Рамзеса II Абу-СимбелОн наследует трон молодым (хотя он уже имеет опыт войны, сопровождая своего отца в походах), и правит в течение огромного промежутка в шестьдесят шесть лет (1279-1213 до н.э.). Его царствование отмечено мирным разрешением борьбы Египта против хеттов в Сирии и крупными строительными проектами.

Рамзес завершает большой зал колонн в Карнаке, спланированный его дедом и начатый его отцом. И он создает впечатляющие памятники на новом месте, Абу-Симбел. В дополнение к храму, которым славится Абу-Симбел, есть и меньший, посвященный жене Рамзеса, Нефертари. Колоссальные статуи королевской пары в сопровождении своих детей украшают фасад этого семейного святилища.

В египетской традиции Рамзеса II считается идеальным царем. Это связано со многими факторами, продолжительностью его правления, размером гарема и семьи (по крайней мере, 100 детей), процветанием и спокойствием Египта в то время. Также талантом к гласности, обнаруженным в огромном количестве памятников и надписей в память о его достижениях. (Безрезультатная битва с хеттами в Кадеше, где сам фараон играл центральную и мужественную роль на поле битвы, неизменно описывается как великая победа).

В результате его громкой славы, члены последующей 20-й династии все взяли его имя непрерывной линией от Рамзеса III до XI.

Эти поздние Рамессиды, правившие с 1187 по 1075 гг. до н.э., на самом деле не произошли от великого царя. Их предок, Сетнахт, является простым человеком, который захватывает трон в 1190 году после периода хаоса. Сын Сетнахта, Рамзес III, восстанавливает позиции власти, но вскоре ситуация снова ухудшается.

Проблема, стоящая перед ним, заключается в постепенной потере контроля над тремя регионами, в которые Египет расширился из узкой долины верхнего Нила, на север в Палестину и Сирию, на запад в Ливию, на юг в Нубию. С севера угроза теперь исходит не от хеттов, с которыми Рамсес II установил прочный мир, а от загадочных морских народов.

Морские люди, непосредственно угрожающие Египту, описаны в документах как Пелесет. Направляясь на юг от побережья Палестины, они в конечном итоге удерживаются в этом регионе Рамзесом III, наверняка это те же люди, что и библейские филистимляне.

Между тем потеря контроля в Ливии и Нубии означает значительное сокращение доходов империи. На фоне растущей анархии разграбление могил с их огромными сокровищами становится обычной практикой. Когда Рамзес XI умирает, примерно в 1075 г. до н.э., губернатор северного города Танис создает независимое королевство в дельте Нила. Так заканчивается 20-я династия и Новое царство древнего Египта.

 

Ливийцы и другие 11-8 вв. до н.э.

 

21-я династия, базирующаяся в Танисе, никогда не контролирует весь Египет. Фивы под влиянием могущественных первосвященников остаются по большей части дружелюбными, но независимыми.

Священники более возмущены следующей династией (22-й, начало около 950 г. до н.э.). Это династия ливийцев, военных, которые какое-то время завоевывают контроль над всем Египтом через свои гарнизоны. Их манеры и верования полностью египетские, поскольку они и их предки служили в египетских армиях (они, вероятно, происходят от ливийских пленников, привезенных в Египет Рамзесом III).

Ливийцы оказываются не в состоянии удержать страну единой. Местные командиры становятся все более независимыми. В одно время целых шесть человек провозглашают себя королями своих регионов. Так же примерно в 800 году до нашей эры в Фивах провозглашается отдельная династия (23-я). В 8-ом столетии еще одна, (24-я) устанавливается в дельте Нила.

Во время этого хаоса в египетской империи есть только один спокойный регион. Куш, на крайнем юге, недавно пошел своим путем, действуя как стабильное и независимое царство в традиционном египетском стиле. К середине 8-го века правителем кушитов является Кашта. Он направляет свое внимание на богатую, но теперь хаотичную землю дальше по Нилу.

 

Династия Кушитов с 730 г. до н.э.

 

Первое вторжение королей Куша в Египет происходит примерно в 750 году до н.э., когда Кашта завоевывает верхний Египет (регион к северу от первых порогов и Абу-Симбел). Но именно его сын Пианхи, примерно с 730 г. до н.э. захватывает города по всей длине Нила вплоть до Мемфиса и получает представление от местных правителей региона дельты.

После этого достижения Пианхи удаляется в свою столицу Напата, где строит великий храм Амон-Ра. Но невозможно контролировать Египет с такого дальнего юга. Таким образом, окончательное создание 25-й династии кушитов принадлежит брату Пианхи, Шабаке, который сменил его примерно в 719 году до нашей эры.

Шабака возобновляет кампанию на север, побеждая Бохориса (потомка предыдущей египетской династии, которого Шабака, как говорят, сжег заживо) и надежно обосновывается в Фивах и Мемфисе.

Здесь он и его потомки вполне могли бы править мирно в течение некоторого времени, поскольку их широко приветствуют за благочестивую защиту культа Амон-Ра. Но государство сталкивается с величайшей внешней угрозой цивилизации Нила. Новая власть на Ближнем Востоке — это грозное государство Ассирия, которое теперь жестоко подчиняет многие малые государства и города Палестины и Финикии.

Примерно с 705 г. до н.э., когда в Ассирии появился новый царь (Синаххериб), на Ближнем Востоке широко распространяются восстания против ассирийского правления. В поддержку мятежников фараон (ныне племянник Шабаки Шебитку) идет на север от Мемфиса с египетской армией. Он терпит поражение. Египет становится следующей ассирийской целью.

В 663 году ассирийский царь (Асархаддон, сын Синаххериба) захватывает Мемфис, царские сокровища, гарем и претендует на звание «царя Египта». Когда ассирийская армия уходит, оставляя Египет под контролем вассальных правителей, кушиты ненадолго возвращают Мемфис. Но другая ассирийская экспедиция, в 663 году до новой эры, решает проблему. На этот раз они достигли Фив и разграбили их.

Исторический Журнал
Добавить комментарий