История Письменности Европа 7-16 века

рукопись каролингское возрождение

От почерка к печати 7-15 вв.

 

Поразительно, что буквы, которые мы принимаем сегодня как должное в печатных книгах, по большей части восходят к почерку последних столетий Римской империи. Действительно, сценарий во фрагментах латинских сообщений, написанных членами римского гарнизона у стены Адриана около 100 г., явно связан с буквами, преподаваемыми на западноевропейских языках в 20 веке.

Когда христианские монахи в Западной Европе записывают свои священные тексты, они делают это на латыни на пергаменте — в относительно новой форме кодекса. Они используют письменность Римской империи, но есть много региональных вариаций.

Рукописи, написанные в Италии в 7-8 веках, полностью написаны заглавными буквами, что придает им аккуратный и чрезвычайно формальный вид. Но кельтские монахи в Ирландии, которые в то время были одними из самых плодовитых писцов, предпочитали более повседневный шрифт (повседневный почерк римских легионеров у стены Адриана, должно быть, сохранился во многих отдаленных регионах как нормальный почерк).

Очень ранним сохранившимся примером является так называемый катах святого Колумба (катах означает «сражающийся», потому что считается, что этот сборник псалмов использовался в битвах как священный талисман).

катах святого колумба

Катах святого Колумба, датируемый, возможно, началом 7 века и, возможно, написанный самим святым, также является примером одного глубоко влиятельного нововведения ирландских монахов. Чтобы подчеркнуть начало важного отрывка, писцы пишут его первую букву намного крупнее остального текста и более величественным стилем. Слегка смущенные разницей в масштабе, они стремятся немного уменьшить каждую последующую букву, пока не достигнут мелкого масштаба обычного текста.

Здесь уже есть различие между заглавными и строчными буквами (или, в терминах рукописей, маюскул и минускул), которое позже стало стандартной чертой западноевропейского письма.

Раннехристианские рукописи повлияли на более поздние стандарты каллиграфии и печати в два разных этапа.

При дворе Карла Великого в VIII веке существующие рукописные традиции намеренно приводятся в один официальный стиль изысканной ясности. Это снова становится загроможденным в более позднем средневековье, пока каллиграфы эпохи Возрождения в 15 веке не откроют заново прежний стиль. От них, все еще в духе Ренессанса, оно перенято первыми печатниками и, таким образом, закреплено на последующие века.

 

Каролингское письмо 8 век.

 

В 780 году император Карл Великий встречает Алкуина, выдающегося ученого из Йорка, и приглашает его руководить своей дворцовой школой в Аахене. Двенадцать или более месяцев спустя, в октябре 781 года, Карл Великий заказывает у писца по имени Годескальк рукопись евангелий. Годескальк завершает свою великолепную книгу для императора в апреле 783 года. Евангелие Годескалька, как его теперь называют, является первой книгой, в которой появляется шрифт, известный как каролингский минускул. В тексте используются обычные заглавные буквы, но посвящение написано строчными буквами.

Вероятно, не слишком фантастично видеть влияние Алкуина, недавно прибывшего ко двору, в эксперименте Годескалька с этим новым сценарием.

В течение следующих двух десятилетий Алкуин тщательно исследует и совершенствует новую каллиграфию для новой империи Карла Великого. Как Карл Великий видит себя римским императором, так и Алкуин возвращается в Рим за вдохновением. Со страстью и тщательностью, которые являются прообразом ученых эпохи Возрождения, он копирует буквы, вырезанные на римских памятниках или написанные в сохранившихся рукописях, и выбирает из них, чтобы установить чистый классический стиль — с добавлением крошечных букв монашеской традиции.

Результаты превосходны. Каролингские манускрипты (изготовленные в большом количестве в монастыре в Туре, аббатом которого в 796 г. стал Алкуин) являются одними из самых четких и удобочитаемых документов в истории письменности.

 

Стиль Black Letter 11-15 века.

 

стиль черных буквВ более позднем средневековье ясность каролингского письма теряется. Гораздо более темный и плотный стиль развивается в Северной Европе с 11 века. Он известен как «черное письмо» из-за почти угнетающего веса темных чернил на каждой плотно набитой странице.

Этот средневековый стиль частично проистекает из эстетического порыва (есть драматизм в темных штрихах пера и в угловатых концах, оставленных широким пером), но это, прежде всего, вопрос экономии. Пергамент дорогой. Книги пользуются большим спросом, особенно с ростом университетов. Если буквы в слове и слова в предложении расположены ближе друг к другу, используется меньше страниц и книга дешевле.

Стиль черных букв является общепринятым в немецких рукописях, когда книгопечатание было развито там в 1450-х годах. Поэтому он становится шрифтом, используемым для самых ранних европейских печатных книг, таких как Библия Гутенберга. Угловые буквы такого типа оставались обычным явлением в немецких книгах до начала 20 века.

Но в течение первого века книгопечатания в Италии возникла реакция против этого тяжелого стиля. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения связывают его со всем тем, что они считают темным и варварским в Средневековье. Подобно средневековой архитектуре, ему дано пренебрежительное название готики.

 

Роман и курсив 15 век

 

Итальянские ученые XIV и XV веков, последователи Петрарки в своем благоговении перед классической культурой, ищут в библиотеках древние тексты. Переписывая свои открытия, они стремятся и к подлинному сценарию. Они находят свои модели в прекрасно написанных рукописях, которые они принимают за римские, но на самом деле каролингские.

Ошибка удачная. Сценарий, разработанный для монастырских мастерских Карла Великого в 8 веке, является образцом ясности и элегантности. Он адаптирован для практического использования, немного по-разному, двумя флорентийскими друзьями — Поджо Браччолини и Никколо Никколи.

Браччолини, работавший секретарем при папском дворе в Риме с 1403 года, использует древний шрифт для важных документов. К закругленным строчным буквам каролингского письма он добавляет заглавные буквы с прямыми краями, которые он копирует с римских памятников.

Напротив, его друг Никколи адаптирует каролингский сценарий к более быстрым требованиям повседневного письма. С этой целью он находит более удобным немного наклонить буквы (результат удерживания ручки под более удобным углом) и позволить некоторым из них соединиться. Объединение само по себе не ново. В некоторых формах средневекового почерка буквы сливаются вместе, образуя так называемый «курсивный» почерк.

Печатники в Венеции в конце века, пытаясь отразить классический дух гуманизма, обращаются к сценариям Браччолини и Никколи. Округлый, но прямой стиль Браччолини впервые был использован французским печатником Николя Дженсоном вскоре после его прибытия в город в 1470 году. Этот шрифт получил название римского, что отражает его древнее происхождение.

В 1501 году другой великий венецианский печатник, Альд Мануций, нуждался в контрастном шрифте меньшего размера для «карманного издания» Вергилия. Он обращается к шрифту Никколи, повседневно используемому модными итальянцами, и соответственно называет его курсивом. Роман и курсив со временем стали стандартной частью репертуара каждой типографии.

 

Медная пластина с 16 века

 

Для рукописного ввода версия курсивного шрифта со временем становится нормой в большинстве западных обществ. Причина частично случайна. Плавные буквы легко гравируются, что можно увидеть в подписях к любой гравюре. Естественные движения резца по металлу заключаются в элегантных кривых, заканчивающихся удлиненными точками. Перо, наполненное чернилами, может легко сделать такие же плавные следы на бумаге.

Поскольку письмо становится необходимым достижением для среднего класса, создается новая профессия — мастер письма.

Мастеру письма нужны примеры для копирования его учениками. Гравер предоставляет их в виде отдельных листов или пластин, переплетенных в руководства, и вскоре руководства начинают стандартизировать почерк. Традиционная форма стала известна как медная пластина, имитирующая буквы, которые гравер вырезал на своей медной пластине.

Публикуется множество таких руководств, начиная с «Essemplare» («Примеры») Джанфранческо Креши, ватиканского писателя, в 1560 году. Наиболее успешной коллекцией примеров на медных пластинах является «Универсальный перманент» Джорджа Бикхэма, впервые опубликованный в 1733 году и до сих пор находящийся в печати. Он использовался в качестве учебного пособия в Великобритании в начале 20 века.

Исторический Журнал
Добавить комментарий