История Африканского искусства

Бенин африканское искусство

Искусство африканских народов

 

По одному из странных совпадений истории африканского искусства, V век до н.э. производит первые шедевры в двух несовместимых стилях скульптуры. Спустя почти 2500 лет эти стили стали жестокими конкурентами в студиях нашего времени.

Одним из них является классический реализм, который будет преобладать с эпохи Возрождения до конца 19-го века. Другой — скульптура Африки, искажающая человеческие черты и конечности в драматически выразительной манере. Африканские фигуры в этой давней и яркой традиции вдохновляют эксперименты Пикассо с кубизмом, которые запускают мейнстрим современного искусства.

нокХарактерную скульптуру Африки, которая составляет большую часть того, что обычно считается первобытным искусством, можно увидеть еще в 500 г. до н.э. в культуре ноков, названной в честь деревни Нигерии, где впервые были обнаружены керамические фигуры такого типа.

Статуэтки Нок в основном изображают людей. Изготовленные из терракоты, они сочетают в себе прочные формальные элементы с полным пренебрежением к точной анатомии. Их выразительное качество безошибочно ставит их в начало африканской скульптурной традиции.

 

Африканские терракотовые фигуры с 5-го века до нашей эры

 

Самая долгая из сохранившихся традиций африканской скульптуры — фигуры из терракоты. Литой металл — единственный другой материал, который противостоит термитам континента (смертельным для большинства резных африканских скульптур из дерева). Но превосходные металлические скульптуры Нигерии, начиная примерно с 12-го века, имеют гораздо более поздний период, чем первые терракоты.

Западная Африка, и в частности современная Нигерия, обеспечивает самую долгую и богатую последовательность терракотовых фигур. Они датируются двумя с половиной тысячелетиями необыкновенными скульптурами Нок. Примерно к 1-му веку фигуры удивительной строгости моделируются в районе Сокото на северо-западе Нигерии.

bronzovoe litjoТерракотовые головы и фигуры были найдены в Ифе, начиная с 12 по 15 века — того же периода, что и первые скульптуры из литого металла этого региона. В Дженне, дальше на север в Мали, археологи (за которыми, к сожалению, следуют воры), недавно обнаружили великолепные терракоты того же периода.

Исключительная группа терракотов — преимущественно западноафриканской истории, поскольку они происходят из Южной Африки, где являются самыми ранними из известных скульптур. Это семь голов, найденных в Лиденбурге в Трансваале. По образцу грубо коренастый стиль, они датируются примерно 6-м веком нашей эры.

Мощные терракотовые фигуры в традиционном стиле продолжают изготавливаться в Африке в 19-м и 20-м веках, одновременно с превосходными резными деревянными фигурами.

В отличие от европейской живописи или скульптуры, стиль не сильно меняется с годами в африканском племенном искусстве. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что удивительный образный диапазон африканской резьбы, знакомый нам сегодня, был столь же очевиден много веков назад, хотя сами объекты теперь рассыпались в прах.

 

Ифе и Бенин с 12-го века

 

Необычная традиция в африканской скульптуре — это работа по литью металла, выполненная примерно в 12 веке на юге Нигерии.

литьеДостигает пика совершенства среди йоруба — народа Ифе. Между головами и масками 12-го и 15-го века в натуральную величину и меньшими фигурами в полный рост. Все это с поразительным реализмом, отлито из латуни, а иногда и из чистой меди (технически гораздо сложнее).

Это ремесло, усовершенствованное народом йоруба, продолжается с 15-го века в Бенине — до сих пор великий центр литья металла. Головы Бенина, восхитительные, но менее мощные, чем у Ифе, широко известны как бронза Бенина.

На самом деле они сделаны из латуни, расплавленной из сосудов и украшений, прибывающих по торговым путям. (Только в 1505-07 годах португальский агент доставляет 12 750 латунных браслетов в Бенин). Прибытие португальцев побуждает бенинских скульпторов начать новый стиль работы — медные таблички с рельефными сценами, в которых иногда фигурируют сами португальцы. Эти таблички украшены деревянными колоннами королевского дворца.

 

Резьба по дереву в Африке 19-20 века

 

В Африке, к югу от Сахары, дерево является естественным материалом для резьбы. В 20 веке африканская скульптура из дерева все еще остается живой традицией. Примеры из 19-го века были сохранены в разумном количестве, во многом благодаря усилиям коллекционеров. Но более ранние работы безвозвратно разрушились, съели термиты или прогнили от сырости.

Резьба по деревуНесмотря на это, искусство африканских народов, сохранившееся до нас в этой традиции, чрезвычайно богато. Это убедительно показывает, сколько было потеряно.

Трудно представить, как африканские племенные скульпторы рассматривали свои собственные работы, но они определенно не видели в нем искусства.

Племенная резьба сделана для ясной и практической цели. Фигура может представлять предка, которому суждено стоять в храме. Маска может быть предназначена для использования шаманом только один раз в год в специальном танце. Колонна-тотем может быть изготовлен, чтобы поддержать веранду вождя или сформировать частокол вокруг его дома. Сложный стул, вероятно, сделан для самого вождя, чтобы сидеть как на троне.

 

Племенное искусство и кубизм 20 век

 

Какой бы ни была причина разнообразия племенного искусства, результатом является непревзойденное проявление силы воображения. Основным предметом, как в западной скульптуре, является человеческое тело. Но племенной скульптор освобождается от смирительной рубашки реализма.

Его компоненты могут быть ограничены частями тела, но он постоянно собирает их в новых измерениях и отношениях. От центральной оси глаз, носа, рта, пупка и половых органов до периферийного списка волос, ушей, рук, груди, ног и ягодиц, невозможно предсказать, какой из этих элементов будет играть главную роль в любом из них. Потрясающий дисбаланс восстанавливается до баланса силой сильного дизайна.

Трудно понять, может ли определенное изображение казаться грустным или пугающим (или ни тем, ни другим), поскольку это субъективный вопрос, по которому посторонний часто может ошибаться. Но в этих рисунках нет никакой ошибки в энергии и игривости, с помощью которых человеческое тело, уверенным искажением, превращается в такую ​​галерею чудесных существ.

Неудивительно, что Пикассо, самый игривый гений 20-го века, вдохновлен этими фрагментами унылой реальности, чтобы найти новое направление в кубизме.