Памятники архитектуры Древнего Востока

Дагон в Рангуне

Китайская архитектурная традиция с 1 в. до н. э.

 

Ни одна архитектура не сохранилась в Китае с ранних династий (за впечатляющим исключением Великой Китайской стены), т.к. строили из дерева, которое разлагается. С другой стороны, дерево легко ремонтируется.

Когда бревна деревянной конструкции заменяются и перекрашиваются, здание приобретает прежний вид. Консервативная тенденция в китайской культуре означает, что стили, даже в совершенно новых зданиях, по-видимому, мало изменились за 2000 лет со времен династии Хань.

Документы того времени свидетельствуют о том, что императорская архитектура Хань знакома сегодня в Запретном городе Пекина, огромном дворце, построенном в 15 веке для императоров династии Мин. Резные и расписные деревянные колонны и балки поддерживают крыши с искусно украшенными карнизами.

Роспись зданий дает широкие возможности для китайской любви к рангу и иерархии. В конфуцианской книге ритуалов династии Хань «Ли Чи» говорится, что колонны императорских зданий красные, колонны принцев-черные, колонны высших чиновников — сине-зеленые, а колонны других представителей знати — желтые.

hram-neba-pekinНезначительные улучшения вводятся с развитием технологий. Красочные керамические плитки крыши китайских павильонов являются инновацией в династии Сун в 11 веке. Но в широком смысле гражданские здания Китая сохраняют свой облик на протяжении веков.

Хорошим примером является великолепный храм Неба в Пекине. Его цвета, часто восстанавливаемые, настолько свежи, что здание выглядит новым. Но сооружение датируется началом 15 века, в эпоху династии Мин, и его внешний вид на мраморной платформе почти идентичен описанию Марко Поло его предшественника в 13 веке.

 

Ступы и храмы с 1 века до нашей эры

 

Наиболее значимой из памятников архитектуры Древнего Востока, особенно Юго-Восточной Азии является буддийская ступа. Известная в Индии с 1 века до нашей эры, но, несомненно, датируемая более ранним периодом. Архитектурный потомок Кургана, ступа представляет собой кирпично-гипсовую полусферу с заостренной надстройкой (видимой как изображение космоса). Храня реликвию Будды, она служит священным центром, вокруг которого происходит ритуал на открытом воздухе.

ступаСамый ранний сохранившийся пример, большая ступа в Санчи, с 1-го века до нашей эры. На этом этапе индуизм и буддизм тесно взаимосвязаны. Ступа обеспечивает архитектурную модель для индуистских храмов в Индии, для буддийских храмов в Юго-Восточной Азии и для пагод в Китае и Японии.

В Индии простая форма ранней ступы превращается в сложную надстройку более поздних индуистских храмов богатых архитектурным орнаментом и часто инкрустированных изобилующими скульптурами божеств. Иногда они ярко окрашены, чтобы добавить чувство беспорядка.

В отличие от цельной ступы, эти сооружения возвышаются над внутренними пространствами, которые используются для поклонения. Они похожи на шпили над церквями, в то время как ступа представляет собой массивный инертный реликварий в центре храмового комплекса.

Буддизм и индуизм распространились вместе в Юго-Восточной Азии, часто в одних и тех же местах, в одно и то же время. Как твердая ступа, так и открытый храм можно найти по всему региону.

Знаменитые храмы Ангкор-Ват и Паган в Камбодже и Бирме, датируемые примерно 12 веком, находятся в открытом индуистском стиле. Массивная позолоченная ступа в центре храма Дагон в Рангуне (построенная совсем недавно, в 19 веке), напротив, представляет собой прочную конструкцию в оригинальной традиции ступы. Его внутренняя камера предназначена только для размещения восьми волос Будды.

 

Пагода со 2-го века нашей эры

 

С приходом буддизма в Китай, а затем и в Японию индийская архитектурная традиция претерпевает еще одну трансформацию. Во 2-м веке Канишка, правитель северо-западной Индии, строит ступу в виде каменной башни для размещения некоторых буддийских реликвий. Из этого региона буддизм идет в Китай по Великому Шелковому пути. Башня Канишки оказалась плодотворной моделью.

В руках китайских и японских Плотников этот тип ступы превращается в высокую и стройную деревянную пагоду. Великолепный пример, начиная с 607 года нашей эры, сохранился в Японии в храме Хорюдзи в Наре.

Примерно в то же время, что и деревянная японская пагода в храме Хорюдзи, на северо-западе Китая создается каменная версия. Она высечена с четырех сторон, из твердой скалы пещеры в Юн-Гане.

В достижении этого трудоемкого подвига китайские скульпторы следуют другой древней архитектурной традиции Индии, расширению естественных пещер и тщательно вылепленных храмов.