Архитектура Западной Европы в Средние века

Крак де Шевалье

Средневековые замки 9-й — 13-й век

 

В феодальной Европе, где вооруженные люди получают права на часто враждебные территории, замок становится важной особенностью сельской местности. Такие замки часто бывают удивительно хлипкими строениями. К примеру, Вильгельм I во время своего вторжения в Англию в 1066 году высадился в Певенси 28 сентября и построил себе замок перед битвой при Гастингсе 14 октября.

Курган и БейлиЭто разновидность Кургана и Бейли также называемая Мотт и Бейли (от Нормандского французского motte — курган). Дизайн, разработанный франками в 9 веке и принятый норманнами.

Строительство замка Курган и Бейли — это простой и быстрый труд. Выкапывается круглая канава (заполненная водой, она становится рвом). Земля из него складывается внутрь, чтобы сформировать насыпь, предпочтительно добавляя высоту к существующему выступу. На вершине кургана построена башня, внутри частокола.

Прилегающая территория окружена еще одним частоколом, а иногда и рвом. Это Бейли, или внешний двор, в котором гарнизон живет и держит свой скот. Мост пересекает ров, чтобы добраться до более безопасного Кургана и его башни. За первые пять лет Нормандского завоевания Англии было построено тридцать пять таких замков, почти все из дерева.

Там, где есть камень и время, явно предпочтительнее построить замок из более прочного и негорючего материала. В течение 12-го века каменные стены и башни стали более распространенными в европейских замках, наряду с более сложными формами бастиона и зубчатой стены.

Одно из влияний Византийская архитектура замка, которую крестоносцы видели на своем пути на восток. Они вскоре создают в Святой Земле великолепные впечатляющие образцы своих собственных крепостей. Великий Крак де Шевалье, в основном построенный рыцарями ордена Святого Иоанна (госпитальеры) и используемый ими с 1142 года.

В Европе замок как укрепленный гарнизон рассматривается в высокоразвитой форме в большой серии построенных в конце XIII века для Эдуарда I вдоль побережья Уэльса, бескомпромиссных в своей цели держать валлийцев в подчинении.

В последующие века замок превращается в нечто более похожее на резиденцию Великого человека, его укрепленный дворец. Это относится и к знаменитым французским замкам Луары, построенным в 15 и 16 веках. И это верно в отношении великолепных замков точно такого же периода в двух очень разных культурах, в Индии и Японии.

 

Романский стиль 9-12 век

 

Романский, слово, не используемое до 18-го века, впервые применяется для описания архитектуры Западной Европы в средние века примерно с 9-го по 12-й век. Также оно стало применяться в других видах искусства, в частности в скульптуре. Но этот термин остается наиболее подходящим для архитектуры, где круглые арки романского стиля можно легко рассматривать как то, что подразумевает название — продолжение римской традиции.

Круглая арка характерна для многих римских зданий — будь то огромные акведуки и мосты, триумфальные арки императоров или классические колонны (как, например, в церквях Равенны).

баптистерий во ФрежюсеПрекрасным примером такой преемственности является крошечный баптистерий во Фрежюсе на юге Франции. Это уютное небольшое здание с круглыми окнами и полосатыми внутренними арками на классических колоннах обладает неформальным очарованием многих небольших романских церквей 10-го или 11-го века.

Но он датируется концом 5-го века, периодом, когда германские племена уже находятся во Франции, но слишком рано, чтобы в этом регионе было какое-либо архитектурное влияние, кроме Римского.

К тому времени, как этот период стал считаться романским, появилось множество вариаций его римского происхождения. Поиск источников романского языка, это сложное академическое занятие. Одна хорошо налаженная линия влияния проходит через Равенну в Ахен, церковь Сан-Витале 6-го века Юстиниана вдохновляет собор Карла Великого в начале 9-го века.

собор Карла Великого в АхенеСобор Карла Великого в Ахене, с его классическими колоннами и круглыми полосатыми арками, также напоминает маленький баптистерий во Фрежюсе. И оба они повторяются в полном расцвете романского стиля, как видно в нефе 12-го века в Везеле.

Везеле — это паломническая церковь (монахи здесь демонстрируют кости Марии Магдалины), и многие романские церкви Франции находятся на великих паломнических маршрутах, которые развиваются в этот период, особенно те, которые ведут в Сантьяго де Компостела на севере Испании.

Новшество архитектурного значения во французском романском стиле относится к паломникам. Амбулатория, проход позади алтаря, следующий за изгибом апсиды, делает возможным добавление нескольких небольших часовен для хранения реликвий. Паломники могут продвигаться в своих молитвах от одного к другому. Скопление маленьких изогнутых крыш в восточном конце, видимое снаружи, становится характерной чертой многих романских церквей.

 

Сводчатая каменная крыша с 11 века

 

Романский стиль на севере имеет тенденцию быть более массивным по стилю, чем изящные арки Везеле. Хорошим примером является интерьер Даремского собора — славы английского романского стиля (часто дается альтернативное название Норманнской архитектуры).

Даремский соборМассивные колонны Дарема, многие из которых украшены глубоко вырезанными узорами, поддерживают сводчатую каменную крышу над нефом, значительное романское новшество этого периода. Строительство Дарема начинается в 1093 году, за несколько десятилетий до нефа Везеле.

Свод, как и купол, относится к числу технических достижений римской архитектуры, но римляне довольствуются тем, что покрывают свои большие прямоугольные здания (или базилики) деревянными крышами. Так обстоит дело и с первыми христианскими церквями, основанными на римской базилике. И это все еще имеет место со всеми прямоугольными романскими церквями до последних нескольких десятилетий 11-го века. До этого времени нефы либо покрываются плоскими деревянными потолками, либо открываются до бревен крыши.

Проблема с каменным сводом, охватывающим большое пространство, заключается в том, что он должен быть очень толстым и, следовательно, тяжелым. Это, в свою очередь, требует обширных боковых стен и контрфорсов. Не случайно такие соборы, как Дарем, очень массивны.

У Дарема есть одна особенность на его сводчатой крыше, которая в долгосрочной перспективе указывает на решение. Своды, опираются на перекрещенные ребра, расположенные вдоль потолка, как ряды морских звезд. Это очень ранний пример «ребристого свода» — хотя ребра здесь могут быть в значительной степени декоративными по замыслу, поскольку свод остается чрезвычайно толстым.

Подобно чугунным стойкам Хрустального дворца, каменные ребра способны образовывать самостоятельную структуру, удерживая гораздо более тонкую каменную крышу, чтобы защитить ее от непогоды. Эта концепция легкого структурного каркаса будет чрезвычайно развита в ближайшие несколько столетий строителями великих готических соборов.

 

Капелла Палатина в Палермо 1132-1189 гг.

 

Небольшая дворцовая часовня в Палермо, стены которой покрыты яркой живописной мозаикой, является одним из самых изысканных зданий Средневековья. Известная как Капелла Палатина (латинское название «дворцовая часовня»), она была начата в 1132 году и завершена примерно в 1189 году.

Капелла Палатина в ПалермоМозаики в греческой традиции, созданные мастерами из Константинополя. Христос Пантократор находится в апсиде и куполе, в традиционном византийском стиле. Вокруг стен расположены сцены из Ветхого Завета и из жизни святых Петра и Павла. Это повествовательная условность, которая позже будет широко использоваться в итальянских фресках.

Крыша капеллы Палатина, напротив, не похожа ни на что в византийской церкви. В сводчатом дереве, резном и расписанном замысловатыми узорами, она казалась бы своим домом в павильоне мусульманского дворца или в крытой части мечети. Крепкие круглые арки, поддерживающие стены, относятся к еще одной традиции — романской. Классические колонны, унаследованные от более раннего периода богатой истории Сицилии, завершают влияние, наблюдаемое в этом эклектичном здании.

Оно прекрасно отражает достоинства нормандской Сицилии.

 

Готика 12-го — 15-го века

 

Готика, описывающая теперь некоторые из самых возвышенных творений Европейского воображения, начинается как термин злоупотребления. Он используется теоретиками Ренессанса, чтобы обвинить готов за 1000 лет неклассической архитектуры — с 410 года (когда Рим был разграблен вестготами) до 1419 года (когда Брунеллески использует классические мотивы на фасаде приюта для подкидышей во Флоренции). Этот термин применяется также к скульптуре того же периода, большая часть которой встречается на зданиях.

Историки искусства позже признают важное стилистическое разделение в течение этого долгого периода. Ранняя часть становится известной как романская. Готика, теряя всякий уничижительный смысл, приберегается для стиля, который появляется в 12 веке.

Готический стиль, хотя и используется в светских зданиях, больше всего ассоциируется с великими соборами Европы. В любом готическом соборе есть определенные, сразу узнаваемые черты.

Интерьер создает впечатление легкости и высоты, с тонкими колоннами, обрамляющими большие высокие окна и тянущимися вверх, чтобы поддержать изящно ребристую каменную крышу. Внешность инкрустирована филигранью тонкого орнамента, опять же по существу тонкого и вертикального, составленного из смеси элегантных статуй, выпуклых башенок, скелетных узоров каменного узора в окнах и открытой резьбы летающих контрфорсов.

Существует много споров о том, где именно впервые появляются наиболее характерные ингредиенты готики. Остроконечная арка является одной из его отличительных особенностей, в отличие от романской круглой арки, но эта форма сама по себе не является готическим нововведением — ее иногда можно найти раньше в мусульманской архитектуре. Такой же ребристый свод над нефом, характерный для каждой готической церкви с каменной крышей, можно увидеть в романском соборе в Дареме.

Тем не менее, эти две особенности являются неотъемлемыми элементами в готическом стиле. Они позволяют зданию стать легким каркасом из камня, в который могут быть вставлены декоративные элементы.

Особенности, характерные для готической церкви, включают в себя большие окна, приносящие цвет, а также свет через витражное стекло. На торцевых стенах трансепта или нефа теперь есть место для особенно славного нововведения больших круглых отверстий, известных (по лепестковидному расположению их каменной кладки) как розовые окна.

Две самые поразительные внешние детали готических соборов — это высокие углубленные веранды, поднимающиеся к высокому пику и обеспечивающие достаточные поверхности для скульптуры; и так называемые летающие контрфорсы, в которых боковая тяга стены удерживается тонкими нитями камня (как будто какой-то масонский паук работал над зданием).

Готический стиль впервые появляется во Франции в середине 12-го века. Вскоре это становится гораздо более широким явлением. Все великие средневековые города Европы имеют готические здания, если только они не разрушены войной или другим бедствием. Тем не менее, самые ранние и самые большие достижения находятся во Франции, в течение относительно короткого периода с середины 12-го до середины 13-го века. Имеет смысл описать движение на лучших французских примерах. (Английская готика, хотя и известна своими тремя различными периодами, тесно связана с французской.)

Единственным большим исключением в рамках традиции является итальянская Готика, которая нуждается в отдельном разделе — для красочного блеска своих церквей и исключительной красоты своих светских зданий.

 

Сен-Дени и Шартр 12-13 век

 

11 июня 1144 года выдающаяся компания собирается в новой церкви аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа. Церковь была построена в течение предыдущих нескольких лет Сугером, энергичным аббатом, который вошел в это аббатство около пятидесяти лет назад как яркий 10-летний ребенок из бедной семьи. С тех пор он поднялся до положения доверенного лица короля Людовика VII.

В тот день Людовик и его королева находятся в собрании, чтобы освятить новую церковь Сугера. Они восхищаются высокими стрельчатыми арками хора и апсиды, а также окнами, полными витражей (включая изображение самого аббата, представляющего окно), и рождению готического стиля.

В это же время, в 1140-х годах, начинается знаменитое движение в Шартре, городе, ныне известном своими прекраснейшими готическими соборами. В Шартре есть выдающаяся реликвия-туника, которую, как предполагается, носила Дева Мария во время Благовещения. Это внушает чувство глубокой преданности в посещении паломников.

В настоящее время ведется строительство нового Западного фасада для расширения собора. Примерно с 1145 года простые люди всех сословий протягивают руку помощи, перетаскивая тяжелые повозки с камнем из каменоломни в собор. Известная как «культ повозок», эта мода распространяется и на другие города Франции как выражение христианского благочестия.

Шартрский соборПятьдесят лет спустя эти благочестивые усилия в Шартре, кажется, были божественно вознаграждены. Когда остальная часть старого собора была уничтожена в огне 1194 года, Западный фасад — с его двумя большими башнями и тройным входом, окруженным великолепными скульптурами — чудесным образом выжил (как и туника Девы Марии). Соборные власти, собирая средства верующих, вдохновляются на строительство за этим фасадом целого нового собора в готическом стиле.

Парящий интерьер, с его вертикальными линиями, непрерывными от Земли до ребристого свода крыши, завершен к 1222 году. Большие окна — это пока еще пустые пространства, пересеченные каменным узором. К 1240 году они заполняются пылающим витражом.

Шартрский собор сохранился сегодня как выдающийся пример трех различных аспектов готики — архитектуры, скульптуры и витража. Это также свидетельство богатства и энергии, порожденной двумя тесно связанными страстями средневековья — культом реликвии и любовью к паломничеству.

Шартр — это широкое и публичное выражение средневекового импульса. Изысканная миниатюрная версия той же темы построена в годы, непосредственно следующие за завершением Шартра. Сент-Шапель в Париже, где хранится его собственная реликвия, очищает славу полномасштабной готики до чего-то более похожего на шкатулку с драгоценными камнями.

 

Сент-Шапель 1243-1248 гг.

 

Все важные реликвии Средневековья выставляются на всеобщее обозрение для поклонения паломникам. В 1239 году король Франции приобретает реликвию такого значения, что создает для ее хранения идеальную миниатюрную готическую церковь.

Западные рыцари, оккупировавшие Константинополь после четвертого крестового похода, закладывали некоторые из самых священных византийских сокровищ, чтобы заплатить своим армиям. Король Франции Людовик IX выкупает три из них у венецианских ростовщиков. Его величайшее приобретение — Терновый венец. В эту же партию входят фрагмент Истинного Креста и головка Святого копья, пронзившего Христа.

Сент-ШапельЧтобы разместить эти реликвии, Людовик строит новую часовню, Сент-Шапель, в своем дворце на острове в Сене — Иль-де-ла-Сите, в самом сердце Парижа. Удивительная внешняя форма здания, необычно высокого для своих размеров, объясняется тем, что апартаменты короля находятся на первом этаже дворца. Он хочет иметь возможность пройти прямо в свою часовню, которая занимает только верхнюю половину строения.

Эта готическая Жемчужина была завершена в очень короткое время, между 1243 и 1248 годами. Ее интерьер, скорее стекло, чем камень, с каждой панелью окон в витражах и каждым дюймом камня, окрашенного или позолоченного — является одним из чудес Средневековья.

 

Итальянская Готика 14-15 век

 

Италия поздно приходит к готическому стилю, но делает из него что-то очень свое. Перейти от западного фасада Шартрского собора к его аналогу в Сиене или Орвието, датируемому двумя столетиями позже, — все равно, что увидеть пьесу, адаптированную к экстравагантным требованиям оперы. Эти два итальянских фасада начала 14-го века, инкрустированные орнаментом и яркие с живописными панелями, светятся в теплом итальянском солнце, как огромные безделушки.

Когда итальянские строители следуют Северному готическому стилю более близко, как в соборе Милана 15-го века, они превосходят свою модель с великолепным буйством башенок и узоров.

Палаццо ПубликоСамый впечатляющий вклад Италии в историю готической архитектуры — это светские здания. В 1298 году власти Сиены издают правила для центральной площади города, полукруглой Кампо. Высота и стиль окружающих домов должны быть тщательно соблюдены. В течение следующих нескольких десятилетий коммуна строит ратушу, Палаццо Публико, на прямой стороне пологого полукруга (большая башня закончена в 1348 году). Другие стороны заполняют, как предписано, чтобы обеспечить ощущение гармоничного готического единства.

Кампо в Сиене, так тщательно спланированный в 14 веке, может претендовать на то, чтобы спустя 600 лет стать самым красивым общественным пространством в Европе.

Последний расцвет итальянской готики — самый красивый стиль из всех и ни на что не похож в любом другом городе. Это светская архитектура позднесредневековой Венеции. Исключительным примером является Дворец Дожей, построенный в его нынешнем виде между 1340 и около 1500 годами.

Тяжеловесный внешний вид дворца, с почти сплошной стеной, опирающейся на два этажа изящных открытых арок, вызван необходимостью размещения большого зала Совета на верхнем этаже. Удивительно, но этот дисбаланс не делает ничего, чтобы уменьшить красоту здания.

Более типичным для венецианской готики является изысканный Ca’ d’Oro, построенный между 1421 и 1440 годами. Существует замечательный контраст и гармония между стеной с ее девятью вставными окнами справа (камень со случайным рисунком пространства) и тремя ярусами балконов с их филигранными арками слева (пространство со случайным рисунком камня).

Этот дизайн сочетает готику с другими влияниями, вытекающими из связей Венеции с византийским и мусульманским Востоком. Результат — красота, чисто Венецианская, которую можно увидеть во многих старых домах на каналах города. Но в то время, как Венеция строит готический Ca’ d’Oro, Флоренция уже занята архитектурой эпохи Возрождения.