Римские и буддийские фрески 1-8 век н.э.

фрески в помпеях

Фрески древнего Рима 1 — 3 век

 

Росписи на стенах очень хрупкие, поэтому неудивительно, что немногие сохранились со времен Римской империи. Несчастные случаи, связанные с тем, что они были покрыты пеплом, песком или написаны изначально под землей. Сохранили некоторые примеры фресок древнего Рима в Помпеях, Дура-Эвропосе и катакомбах. Они по большей части не очень отличаются друг от друга. Но показывают, что в римских общинах существует обычай украшать стены росписью по штукатурке.

В равной степени принято оживлять пол мозаикой. Это остается относительно незначительным видом искусства, пока христианские императоры не перенесут мозаику с полов на стены церквей.

 

Буддийские фрески древней Индии и Китая 5-й — 8-й века

 

Монахи и паломники играют важную роль в практике буддизма. Их привлекают пещеры в отдаленных местах. И обилие популярных историй в буддизме Махаяны (на такие темы, как Приключения Будды в его предыдущих жизнях на земле) обеспечивает богатый источник материала для повествовательных картин на стенах пещер.

Два места более ярко, чем любые другие, свидетельствуют о жизнеспособности буддийской наскальной живописи примерно с 5-го века нашей эры. Одно из них — Аджанта, место сохранившихся фресок древней Индии, давно забытое, но вновь открытое в 1817 году. Другой — Дуньхуан, один из великих перевалочных пунктов оазиса на Великом Шелковом пути.

Индия

Аджанта фрескиВ Аджанте есть около тридцати архитектурных пространств, вырезанных в крутом утесе, обрамляющем овраг. Некоторые из них — Вихары, или монастыри, с кельями для монахов вокруг центрального зала. Другие — чайтьи, или места встреч, с небольшой центральной ступой в качестве объекта для поклонения и созерцания.

Картины варьируются от спокойных преданных изображений Будды до оживленных и многолюдных сцен. Часто изображающих соблазнительно полногрудых и узкогрудых женщин, более знакомых в индийской скульптуре, чем в живописи. Последние изображения относятся к 8 веку, после чего упадок буддизма в Индии приводит к тому, что эти отдаленные и красивые места постепенно забрасываются, а затем полностью забываются.

Китай

dunhuangДуньхуан, расположенный на одном из крупнейших торговых путей в мире, является более оживленным местом, чем Аджанта. Дуньхуан имеет почти 500 пещер в совокупности известных как тысячи Будд. Фрески охватывают три столетия, с 5-го по 8-й век нашей эры. Изображения в более ранних пещерах (выдолбленных из мягкой скалы, как в Аджанте) показывают влияние Центральной Азии и даже Индии, регионов, из которых буддизм пришел в Китай. Но более поздние картины полностью Китайские по стилю.

Дуньхуан, в отличие от Аджанты, никогда не был забыт. Но одна конкретная пещера закрыта от незваных гостей. Она вновь открыта в 1899 году, эта пещера содержит прекрасные образцы китайской живописи на шелке и первую в мире известную печатную книгу.