Знаменитые голландские художники

Аллегория Живописи

Голландские художники 17 века и их картины

 

В то время как Рубенс и ван Дейк являются международными послами искусства живописи южных Нидерландов, новые независимые северные провинции также вступают в чрезвычайно плодотворный период в изобразительном искусстве.

Голландия и ее соседние провинции получили новое процветание в 17 веке, и голландские бюргеры полны решимости наслаждаться, в живописной форме увлекательным миром, в котором они живут. Впервые существует процветающий рынок искусства для среднего класса. Художники охотно откликаются на имеющиеся возможности, производя поток работ в очень широком диапазоне.

Нет такого предмета, который не был отражен голландскими художниками 17 века в их картинах. Портреты, обычные пейзажи и морские пейзажи, библейские и исторические сцены, тонко освещенные интерьеры, содержащие лишь несколько персонажей в загадочных отношениях, буйные таверны, зимние празднества, натюрморты и зловещие аллегории, указывающие на тщету человеческого существования (хотя все остальные картины, кажется, утверждают прямо противоположное). Все это производится в изобилии, по стандартам от блестящих, до менее чем средних, в студиях Амстердама, Лейдена, Харлема, Гааги, Делфта и многих других небольших городов.

Джон Эвелин, посетив Роттердамскую ярмарку в 1641 году, поражен торговлей картинами.

Из множества практикующих в каждой области появляется горстка выдающихся мастеров. В пейзаже Альберт Кёйп достигает, начиная с 1640-х годов, исключительно красивых эффектов теплого и нежного света в широких спокойных перспективах.

Якоб ван РейсдальЯкоб ван Рёйсдал, на несколько лет моложе, — величайший из голландских пейзажистов. Он работает в более драматическом стиле, чем Кейп, находя романтику в лесистых пейзажах, среди которых текут ручьи или вьются полускрытые дороги. За темой Рёйсдаля следует его ученик Мейндерт Хоббема — хотя самый известный образ Хоббема, проспект в Мидделхарнисе, нетипичен в своем смелом формальном дизайне.

Среди голландских портретистов того периода есть два выдающихся имени. Старшим более чем на двадцать лет является Франс Хальс, чьи мазки кисти, кажется, ликуют в своей скорости и легкости, придавая его натурщицам легкую неформальность. Его самое оригинальное достижение — это групповые портреты, начиная с 1620-х и 1630-х годов с несколькими великолепными картинами Гражданской гвардии Харлема. Каждый из них является эквивалентом фотографии офицерской столовой, потенциально безжизненной и скучной. Но Хальс представляет этих веселых солдат-любителей как совершенно убедительных личностей, естественно взаимодействующих внутри группы.

Рембрандт, на поколение моложе, — знаменитый голландский художник столь широких и разнообразных талантов, что заслуживает отдельного места в истории.

Из всех многочисленных предметов, рассматриваемых в Голландии в это время, голландский интерьер является наиболее отличительным. Опять же, есть один мастер настолько исключительный, что его нужно рассматривать отдельно – Ян Вермеер. Но другие достигают почти того же в ограниченной обстановке обычных комнат.

Питер де Хох открывает окно, выходящее на аскетически уютные дома, в которых живут голландские купцы и их семьи. С ним можно мельком переходить из одной комнаты в другую, по коридорам, через холл, по садовой дорожке. Зритель, в мире де Хоха, кажется, знает свой путь.

Другие художники, как правило, концентрируются на одном углу комнаты, обрамленном двумя стенами. Здесь Габриэль Метсю, скорее всего, покажет повседневные события домашнего досуга, такие как мужчина, пишущий письмо или рисующая женщина. Герард Терборх чаще всего представляет две или три фигуры, пойманные в дразнящие таинственные отношения. В любом случае шелка и меха будут окрашены с богатым блеском, достаточным, чтобы заставить любого завистливого зрителя мечтать о поездке на рынок.

Геррит Доу, ученик Рембрандта, тоже рисует людей в тесных углах. Он делает это с изысканной точностью деталей, что привело к тому, что его последователи были известны как fijnschilders (прекрасные художники). Даже Вермеер рисует в углах. Но его блеск больше, чем в деталях.

 

Рембрандт 1625-1669 гг.

 

Жизнь и творчество Рембрандта во многом соответствуют современному романтическому представлению о художнике. Он проявляет талант в трех областях искусства (живопись маслом, рисунок, гравюра), но плодотворные результаты, похоже, приносят ему удовольствие — запечатлевая жизнь во всем ее очаровании — так же, как и при выполнении конкретных заказов или требований рынка. Рембрандт зарабатывает много денег, но не может их удержать. Он навязчиво рисует самых близких ему людей — своих женщин, своего сына, самого себя — и таким образом впускает нас через свое искусство в свой личный мир.

Многие делали это, но немногие так широко. У нас есть почти 100 автопортретов Рембрандта, на всех этапах его жизни.

Подобно Дюреру, который начинает тему художника как своего центрального персонажа, Рембрандт неисправимо театрален. Он изображает себя в экзотических шляпах, костюмах и позах. Его ранние работы, в то время как он все еще находится в своем родном городе Лейдене, являются своего рода немодными в практическом голландском мире. Это исторические картины, для которых важно чувство драматизма.

Это та область, в которой Рембрандт в зрелом возрасте будет создавать мощные драматические шедевры, такие как «ослепление Самсона» во Франкфурте или «Пир Валтасара» в Национальной галерее в Лондоне. Оба показывают жену Рембрандта Саскию в единственной женской роли (как и Ночной дозор в Рейксмюсеуме). И снова мы приближаемся к собственному миру художника.

Рембрандт переезжает из Лейдена в Амстердам в 1631 году и в следующем году пишет «Урок анатомии доктора Тюльпа». Как и групповые портреты Франса Хальса того же десятилетия, картина связывает воедино несколько фигур, которые тем не менее рассматриваются как индивидуальные портреты.

Картина создает репутацию Рембрандта в Амстердаме и обеспечивает ему постоянный поток заказов на портреты в течение 1630-х гг. В конце десятилетия амстердамское ополчение во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком выбрало его для большого группового портрета, который к настоящему времени является неотъемлемым атрибутом любой такой компании охранников.

Рембрандт идет на одну ступень дальше Хальса в оригинальности своего ответа на этот вызов. Он представляет гордых солдат, занятых неполный рабочий день, в их лучший момент — не наслаждаясь социальным событием, но маршируя под бой барабана.

Саския Ван Эйленбюрх РембрандтСаския, которую так часто и так драматично рисовал ее муж и которую теперь неуместно видеть среди военной суматохи «Ночного Дозора», умирает в возрасте тридцати лет, в самый год завершения картины, в 1642 году. Три года спустя в жизнь Рембрандта вступает другая его спутница, Хендрикье Стоффелс, которая, в свою очередь, становится его любимой моделью. Она и его сын Тит вместе управляют его делами некоторое время с 1656 года, чтобы помочь ему преодолеть финансовый кризис его последних лет.

Рембрандт — превосходный рисовальщик пером и чернилами (одинаково уверенный в пейзаже и человеческой фигуре), и он один из трех величайших граверов в истории искусства — наряду с Гойей и Пикассо.

Его гравюры сохранились во многих государствах, раскрывая процесс их создания, и они ценятся в свое время так же, как и сегодня. Название самой известной гравюры Рембрандта отражает то значение, которое им придается. Его гравюра «Христос исцеляющий больных», сделанная примерно в 1649 году, получила свое народное название спустя полвека из-за необычайной цены, заплаченной за одно впечатление – «Печать за Сотню гульденов».

 

Вермеер 1653-1675 гг.

 

Художник, который сейчас наиболее высоко ценится среди всех художников голландских интерьеров, поднимается из безвестности на вершину славы за несколько десятилетий в начале 20-го века.

На момент своей смерти в 1675 году Ян Вермеер был неизвестным мастером за пределами своего родного города Делфт. Он становится членом Гильдии художников в Делфте в 1653 году, но, по-видимому, продает очень мало своих собственных работ в течение своей жизни, живя вместо этого в качестве дилера. После смерти он становится банкротом, жена отдает два полотна, чтобы расплатиться с булочником. В течение следующих двух столетий картины Вермеера, если их вообще ценили, обычно приписывали другим. В начале 1880-х годов его изысканная «Девушка с жемчужной серёжкой» за эквивалент пяти шиллингов на аукционе в Гааге.

К этому времени ученые начинают признавать его гениальность (есть первый проблеск интереса, когда его великолепный «Вид  Делфта» выставляется на всеобщее обозрение в Маурицхейсе, когда галерея открывается в 1822 году). Постепенно его произведения стали приписываться именно ему. Их немного, всего не больше тридцати, небольшое количество даже для жизни, которая заканчивается сравнительно рано, в возрасте сорока трех лет.

Мерой уважения, которое эти работы приобретают в первые годы 20-го века, является то, что Вермеер, из всех других голландских художников, является тем, кого Хан ван Меегерен выбирает для подделки. Он надеется продать дорогие копии немцам во время Второй мировой войны.

Волшебство, которое Вермеер каким-то образом работает с пространством и светом, в пределах простых границ его сцен, легко оценить, стоя перед картиной, но очень трудно проанализировать или описать словами.

У «Вермеера» женщины читают письма, играют на клавесинах, или пьют вино в тихих уголках комнат, как и во многих других голландских картинах того периода. Но дополнительное измерение чудесным образом добавлено в способе, которым он захватывает эффекты света, просачиваясь через решетчатые окна, отбрасывая мягкие тени на стены или пол, вызывая теплые яркие пятна в тканях и мягко округляя плоть лица или рук.

Это превращение повседневного мира в искусство отмечается в одной из самых известных работ Вермеера — «Аллегория Живописи». Гобеленовая занавеска отодвигается, открывая, как всегда, тихий уголок комнаты. Свет льется из потайного окна и падает на женщину, выдающую себя за Клио, музу истории (она держит книгу и трубу, чтобы показать свою личность). На переднем плане за мольбертом сидит художник. Он только начинает рисовать ее на холсте.

Искусство создается на наших глазах. Но в более реальном смысле она уже существует, также на наших глазах, в соблазнительных тонах законченной картины Вермеера. Мы можем спокойно пребывать в пределах одного прекрасно достигнутого фокуса реальности, наблюдая за созданием другого.