Людовик 14 король Франции

Людовик 14 король Франции

Государство это я 1661-1715 гг.

 

Когда Мазарини умирает в 1661 году, он оставляет королевство в мире как внешнем, так и внутреннем. Долгая война с Испанией, ведущаяся с 1635 года, закончилась в 1659 году Пиренейским договором. Франция делает полезные приобретения на обеих своих границах с Испанией, захватывая земли у Фландрии и Люксембурга в испанских Нидерландах и вдоль Пиренеев на юге.

По договору Людовик 14 также женится на испанской инфанте Марии Терезии (Мария Тереза ​​дляMaria_Theresia_of_Austria французов). Она приносит полезное приданое в размере 500 000 крон, но отказывается от своих прав на испанскую корону. (На отречение не обращают внимания два поколения спустя, когда неожиданным результатом этого брака становится принц Бурбонов на испанском троне.)

Мазарини также оставляет Людовику XIV своего очень талантливого заместителя Кольбера, подобно тому, как сам Мазарини был завещан Людовику XIII Ришелье. Кольберу поручена реформа французской экономики, которую он проводит с большой эффективностью в течение следующих двадцати двух лет. Но его отношения с королем отличаются от отношений его предшественников. Ришелье и Мазарини действовали с почти полной властью в качестве главного министра в форме правления, которая стала известна как министериат.

После смерти Мазарини у Людовика этого больше не будет. Он становится сам себе главным министром, напрямую контролируя каждый аспект государственной политики. Кольбер и другие коллеги в правительстве — всего лишь верные слуги короля.

Вероятно, Людовик никогда не говорил L’État c’est moi («Государство — это я»), что традиционно цитируется как часть обращения к парижскому парламенту в 1655 году (полномочия которого он впоследствии ограничивает). Но даже если это утверждение апокрифично, оно отражает концепцию Людовика о его королевской роли.

Более того, государство, которое он олицетворяет, — это то государство, которое он неустанно стремится сделать более могущественным и зрелищным. Его амбиции видны во дворце, который он создает в Версале с 1664 года, и в серии агрессивных военных кампаний, с помощью которых он пытается расширить границы Франции. Его великие проекты обанкротили королевство в конце долгого правления. Но по масштабу своих амбиций они великолепны.

 

Вечеринка в Во-ле Виконт 1661 г.

 

В августе 1661 года, через пять месяцев после смерти Мазарини, Людовик XIV является почетным гостем на празднестве, устроенном Николя Фуке — министром, которому Мазарини доверил управление финансами. Мероприятие проходит в великолепном дворце Во-ле-Виконт недалеко от Мелуна, построенном Фуке за последние пять лет как его личная резиденция.

С Ле Вау в качестве архитектора, Ле Брюном, занимающимся дизайном интерьеров, и Ле Нотром, отвечающим за впечатляющие сады, Во-ле-Виконт является одним из великих французских дворцов в стиле барокко. Королю не нравится то, что он видит. Или, вернее, ему это очень нравится — но не в руках одного из его подданных.

Так же, как Хэмптон-Корт причинил вред Вулси в глазах Генриха VIII, Во-ле-Виконт решил судьбу Фуке. Сам дворец с обилием развлечений убеждает короля, что такое богатство можно получить только нечестным путем. В сентябре Фуке арестовывают и судят за растрату. Кольбер играет вероломную роль в судебном разбирательстве, скрывая все документы, благоприятствующие делу Фуке, и тем самым сохраняя свою новую роль министра финансов.

Фуке приговаривают к пожизненному заключению, а Луи идет на одну ступень лучше, чем Во-ле-Виконт, за свой счет. В 1664 году архитектору Фуке Ле Вау поручают перестроить королевскую ложу в Версале. Ле Брюн займётся интерьерами, а Ленотр — садами.

 

Версаль 1664-1715 гг.

 

В своем дворце в Версале, построенном между 1664 и 1710 годами, Людовик 14 создает архитектурный символ абсолютного правления. Огромное симметричное здание (достаточно законченное к 1682 году, чтобы стать постоянным домом для французского двора) имеет в своем центре превосходное театральное произведение — большую Galerie des Glaces (Зеркальный зал), спроектированную в 1678 году Жюлем Ардуэном-Мансаром (главным королевский архитектор после смерти Ле Вау в 1670 г.).

Здесь, где Луи принимает важных гостей, зеркальные стены отражают все великолепие этого события. На потолке, словно в небесах, картины Лебрена напоминают зрителю о славных моментах жизни короля.

Около 3000 придворных живут в Версале, борясь за внимание и благосклонность короля. Статус, всегда подверженный изменению, отчетливо проявляется в деталях придворного ритуала. Каждая часть дня короля представляет собой спектакль: вставание, еда, отход ко сну. Иметь возможность наблюдать за ним в любом таком случае — это привилегия, сидеть на табурете в его присутствии — высокая честь, быть повышенным до стула — почти невыносимо волнующе.

Правила для тех, кто не находится в его присутствии, постоянно подчеркивают его божественный статус. Обязательно преклонить колени перед столом, накрытым для царской трапезы, и даже перед царским ночным горшком, который должен быть опорожнен.

За пределами здания великолепные виды садов Ленотра развивают ту же тему. При взгляде из дворца каждая перспектива уходит в бесконечность, а сады становятся более естественными с увеличением расстояния; если смотреть снаружи, каждая дорога ведет обратно к королю в формальном центре.

Эти виды сверкают светом и водой, так как многие сотни фонтанов, спроектированных Ленотром, играют над скульптурными группами, восхваляющими короля различными аллегорическими средствами. И, наконец, одна из их самых важных целей: сады являются идеальным местом для захватывающих праздников Версаля, прославляющих величие Франции и Людовика в форме театрализованного представления.

 

Людовик XIV и театр 1651–1715 гг.

 

В то время как сам Луи является звездой самого грандиозного и самого продолжительного театра Франции, он также живо интересуется постановками более традиционного типа.

Ему повезло, что он может обратиться к трем величайшим драматургам Франции, работавшим во время его правления: Корнелю, Расину и Мольеру. Но больше всего ему нравится балет. В возрасте двенадцати лет, в 1651 году, он танцует пять комических ролей в придворном балете (Вакханка, Человек изо льда, Титан, Муза и божество). Два года спустя он появляется как Аполлон в великолепном солнечном костюме — ранний вклад в культ самого себя как Короля-Солнце, который он поддерживает на протяжении всего своего правления.

Танцоры в придворных балетах сами являются придворными, и большую часть удовольствия доставляет наблюдение за друзьями, скачущими в эффектных костюмах. Английский автор дневников Джон Эвелин видит, как Людовик XIV танцует в Париже в 1651 году; он восхищается не столько танцами, сколько множеством пышно одетых аристократов.

Но сам Людовик XIV искренне увлекается танцами и в 1661 году решает, что его коллеги не на высоте. Он объединяет лучших парижских мастеров танцев, чтобы создать Королевскую академию танца, где могут оттачиваться навыки его друзей. Он настолько успешен, что он следует за ним в 1669 году с аналогичной Королевской музыкальной академией.

Эти два учреждения объединены в Парижскую оперу (существующую до сих пор). С 1672 года ведется подготовка профессиональных танцоров. Учреждение превращается в узнаваемую балетную труппу.

Первый режиссер, Пьер Бошан, ставит хореографию многих балетных сцен на музыку Люлли и других, а также изобретает собственную систему записи шагов. (Ему часто приписывают изобретение пяти классических положений для ног, но более вероятно, что он просто первым их записал.)

 

Королевские фабрики и другие предприятия с 1662 г.

 

Столкнувшись с вызовом королевских планов строительства и решив, что каждая деталь должна провозглашать величие его хозяина, Кольбер основывает королевскую фабрику, чтобы производить мебель и мягкую мебель, которые потребуются.

Он делает это, покупая в 1662 году парижские мастерские семьи Гобеленов в предместье Сен-Марсель. Они переименованы в Manufacture Royale des Meubles de la Couronne (Королевская фабрика мебели Crown). В следующем году Шарль Лебрен, ныне официальный художник короля, становится директором нового заведения.

Ремесленников собирают повсюду, привозят сырье. Намерение состоит в том, чтобы все, что требуется королю, и предметы роскоши, купленные другими во Франции, производились по очень высоким стандартам здесь или в подобных заведениях в королевстве — и что излишки таких предметов будут доступны для продажи за границей.

Это соответствует меркантилизму, экономической ортодоксии XVII и XVIII веков. Меркантильная теория утверждает, что страны богатеют, мало импортируя и много экспортируя, тем самым накапливая здоровый платежный баланс в виде золота, которое другие страны платят за экспортируемые товары.

С этой же целью Кольбер вводит стандарты для товаров, производимых во Франции (наказания включают позорный столб за некачественную работу); он улучшает внутренний транспорт с помощью крупных проектов, таких как Канал дю Миди; он строит торговый флот, чтобы драгоценные французские средства не тратились на перевозную торговлю; он основывает колониальные предприятия (Ост-Индская и Вест-Индская компании, обе основаны в 1664 г.) для обеспечения поставок сырья; и он возводит тарифные барьеры против импорта.

Многие из этих мер эффективны, хотя тарифы, как правило, вызывают то же самое в ответ. Но любая долгосрочная выгода от усилий Кольбера сводится на нет военными авантюрами Людовика XIV.

 

Расширение границ 1667-1684 гг.

 

С момента взятия власти в свои руки, в 1661 г., Людовик 14 основывает свою политику во всех областях на одной первостепенной цели — умножении могущества и славы Франции. Во внешней политике это прежде всего означает расширение границ королевства.

Людовик видит свой первый шанс, когда его тесть, Филипп III Испанский, умирает в 1665 году. Игнорируя тот факт, что его жена-испанка отказалась от своих притязаний на испанские Нидерланды, должны перейти к ней. Возникший в результате конфликт, вызванный маршем французских войск на территорию Испании в 1667 году, известен как Война за деволюцию.

Два великих воина Франции, Тюренн и Конде, вновь вышли на первый план. Тюренн захватывает часть испанских Нидерландов в 1667 году. В начале 1668 года Конде требуется всего две недели, чтобы оккупировать весь Франш-Конте. Мир Экс-ла-Шапель в 1668 году возвращает Испании большую часть утраченных территорий, но, тем не менее, оставляет Франции значительные приобретения во Фландрии. Великий военный инженер Людовика, Себастьен де Вобан, немедленно приступает к защите новых приобретений с помощью ультрасовременных укреплений.

Это закономерность, которая регулярно повторяется. В 1672 году Людовик начинает кампанию против Соединенных провинций Нидерландов, что приводит к череде войн, закончившихся только Неймегенскими договорами 1678-1679 годов.

Условия, согласованные в Неймегене, снова приносят Людовику территорию на его границах за счет Испании (на этот раз Франш-Конте окончательно уступается Франции, будучи возвращенной Испании в 1668 году).

В течение 1680-х годов Людовик использует более жесткую форму политики, в которой он утверждает, что осуществляет «воссоединение» между Францией и территориями, которые когда-то были феодально преданы французскому королю. На этом основании он постепенно укрепляет довольно расплывчатые права, предоставленные Франции в 1648 г. в Эльзасе и Лотарингии. Он захватывает Страсбург в 1681 году и Люксембург в 1684 году. По Регенсбургскому договору 1684 года оба переходят к Франции.

Агрессивный тон политики Франции проявляется и в других, менее драматичных формах. Людовик пытается настаивать на том, чтобы его послы имели преимущество перед всеми остальными в иностранных дворах; Французским кораблям приказано отказаться от обычного обычая салютовать британским кораблям в британских водах; на улицах Рима происходит бой после спора о приоритете между эскортом французского посла и папской гвардией.

Внутри то же самое настаивание на превосходстве короля приводит к подавлению любого, кто не согласен с предпочитаемой Людовиком версией христианства.

 

Гугеноты и янсенисты 1661-1713 гг.

 

Решимость Людовика XIV идти своим путем делает его неспособным терпеть религиозные разногласия. Непосредственной целью являются гугеноты, над которыми он побеждает (к значительным потерям Франции). Более сложная проблема связана с янсенизмом, инакомыслящей сектой внутри католицизма; этот вопрос остается нерешенным после смерти короля.

Гугеноты процветали экономически с 1629 года, когда мир Алеса оставил им только свободу совести. Их успех заставляет католическое духовенство еще больше стремиться подавить их. В 1661 году Людовик охотно удовлетворяет просьбу церкви направить уполномоченных на территории гугенотов, чтобы сообщать о любых нарушениях указов, определяющих их свободы.

В течение двадцати лет против гугенотов ведется юридическая война под предлогом закрытия их школ и больниц. Когда это не приводит к их обращению, в 1680-х годах применяются более радикальные методы. В рамках политики, известной как «драгоннады», отряды драгун расквартированы в деревнях гугенотов с приказом причинять столько беспорядков, сколько им вздумается, в домах их еретиков.

Насилие приводит к массовому обращению, что позволяет Людовику утверждать, что во Франции сейчас так мало гугенотов, что Нантский эдикт больше не нужен. Он отменяет его в 1685 году указом Фонтенбло. Протестантизм, важная черта французской жизни со времен Реформации, теперь запрещен в королевстве.

События доказывают, что Луи резко ошибся в своей оценке. Около 400 000 французских граждан, в том числе многие из лучших ремесленников и торговцев страны, скорее эмигрируют, чем отказываются от своих гугенотских убеждений. Их прибытие имеет большое значение в тех местах, где они решили поселиться, в частности, в Англии, Голландии, Пруссии и американских колониях.

Разногласия Людовика с янсенистами более тонкие, но не менее навязчивые. Они являются последователями богослова из Нидерландов Корнелиуса Янсена, чьи исследования святого Августина привели его к доктринальным столкновениям с иезуитами. Различия в мнениях могли остаться чисто церковными. Но ситуация во Франции с ее абсолютистским монархом добавляет политическое измерение.

Янсенисты во Франции кажутся Людовику угрозой из-за их настойчивости на правах индивидуальной совести и отказа от запугивания. Их монастырская школа Порт-Рояль в Париже — модный центр интеллектуального мастерства (Паскаль тесно связан с ней, а Расин — ученик). Людовик XIV решает подавить его.

Меры короля против янсенистов Порт-Рояля охватывают большую часть его правления, заканчиваясь закрытием монастыря в 1709 году и разрушением его зданий в 1711 году. Несмотря на это, янсенизм остается сильной силой во Франции на протяжении большей части 18 века.

 

Вобан и укрепления 1654-1706 гг.

 

Экспансионистская политика Франции в конце 17 века во многом выиграла от военного гения Себастьяна де Вобана, который провел более полувека на активной службе в кампаниях Людовика XIV. Его особый интерес вызывает фортификация (хотя он также является изобретателем штык-ножа). В осадной войне он так же искусен в искусстве защиты, как и в нападении.

За свою долгую карьеру Вобан либо строит, либо реконструирует около 160 крепостей. Но его наиболее значительным вкладом является тактика, которую он разрабатывает для приближения и прорыва вражеской цитадели.

Метод Вобана, впервые примененный на практике во время голландских войн при осаде Маастрихта в 1673 году, стал известен как «подход по параллельной линии». Он состоит в основном из пехоты и артиллерии, перепрыгивающих к основанию крепостной стены.

Дальность действия осадной пушки в это время составляет около 600 ярдов. Вобан размещает свои орудия на этом расстоянии от самого слабого фланга крепости, а затем роет траншею позади орудий как базу для пехоты. Отсюда мушкетёры могут прикрывать артиллерию от атак вражеских вылазок и в то же время могут прикрывать сапёров, копающих окопы, ведущие к форту. Они копаются зигзагообразной линией, как защита от артиллерийского огня по всей длине траншеи.

Когда зигзаг продвинется примерно на 200 ярдов, параллельно крепостной стене выкапывается еще одна траншея. И пехота, и артиллерия выдвигаются на эту новую позицию, и процесс повторяется. Второй шаг вперед приводит саперов в зону досягаемости мушкетного огня с крепостных валов. Они расширяют свою траншею теперь под защитной крышей, выдвигаемой вперед на колесах (устройство, известное как габион, в древней римской традиции черепахи).

Когда третья параллельная позиция успешно установлена, осадная артиллерия оказывается достаточно близко для прямого обстрела стен. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы пробить брешь в обороне.

Маастрихт, подвергшийся такой тактике в 1673 г., пал перед французской армией за тринадцать дней. В последующих боях метод параллельных линий Вобана оказывается надежным и легко адаптируется к каждому конкретному укреплению и окружающей его местности. Во французской армии вошло в обычай классифицировать неприятельские крепости по количеству дней, в течение которых они, как ожидается, будут сопротивляться нападению такого рода.

Большинство осад в 18 веке проводились европейскими армиями по схеме, впервые предложенной Вобаном. Его пример также впервые придает инженерам важный статус в любой современной армии.

 

Союзы против Франции 1686–1697 гг.

 

Военные авантюры Людовика XIV побуждают другие европейские державы заключать союзы против экспансионистской Франции. Первая — это Аугсбургская лига, созданная в 1686 году австрийским императором Леопольдом I. Он вводит в нее своих двоюродных братьев Габсбургов в Испании и различных государствах Священной Римской империи. У этой лиги нет конкретной цели (кроме как дать Леопольду чувство безопасности во время его предполагаемой кампании против турок), и она не предпринимает никаких действий против Франции. Его преемник, Великий союз 1689 года, относится к другой категории.

Великий Альянс вызван оппортунистическими действиями со стороны Луи. Во второй половине 1688 г. он отправляет за Рейн две армии.

Одна французская армия направляется в Кельн, чтобы поддержать любимого кандидата Людовика на архиепископство, которое стало вакантным. Другие идут в Пфальц, где смерть курфюрста Палатина дала Людовику незначительные французские претензии (из-за женитьбы его брата на сестре курфюрста).

Это вызывает первый последовательный и широко распространенный европейский ответ на французскую агрессию. В 1689 году формируется союз, в который в конечном итоге входят Австрийская империя, Голландия, Англия, Бранденбург, Ганновер, Саксония, Бавария, Савойя и Испания. Возможным лидером союза является Вильгельм III, правитель Англии и Голландии. Но вначале его внимание сосредоточено на другом. Он занят борьбой с союзником Людовика, королем Стюартов Яковом II, в Ирландии.

После безрезультатной войны Людовику приходится идти на значительные уступки в Рейсвейкском мире 1697 года. Но пока он бережет силы для борьбы по гораздо более важному европейскому вопросу. Кто унаследует Испанскую империю после смерти бездетного и больного короля Испании Габсбургов?

Этот конфликт, когда на карту поставлено так много, разгорается в 1700 году. Король Испании оставляет все внуку Людовика XIV из рода Бурбонов. Людовик, нарушив предыдущие соглашения, теперь не пойдет на компромиссы в распределении этой неожиданной прибыли. Он настаивает на том, чтобы его внук оставался наследником французского престола, и предупреждает, что богатая торговля с испанской Америкой останется за Францией.

В 1701 году ведущие члены Великого союза снова объединяют свои силы для возобновления войны против Франции. Возникшая в результате война за испанское наследство затянулась до 1713 г. и закончилась компромиссом, который, возможно, мог бы вообще ее избежать. Бурбоны получают Испанию и Испанскую Америку, австрийские Габсбурги завоевывают испанские владения в Нидерландах и Италии.

Таким образом, Людовик XIV доживает до того, чтобы увидеть своего второго внука на троне Испании, Филиппа V. Но он также видит смерть своего старшего сына в 1711 году и своего старшего внука в следующем году. В 1715 году ему наследовал его 5-летний правнук, Людовик XV.

Исторический Журнал