Античная архитектура Древней Греции

Парфенон

От архаического до классического периода

 

Вклад Греции 7-5 вв. до н.э.

 

Ни одно место или период не был столь влиятельным в истории античной архитектуры, как Древняя Греция в 7-5 вв. до н.э. Здесь появляются различные элементы классического стиля, которые будут повторяться во многие периоды более поздней истории. Тонко рифленые колонны с фасонными вершинами или «капителями», поддерживающие горизонтальные перемычки (обычно состоящие из двух слоев, наличника внизу и фриза сверху), и в передней части здания треугольный фронтон, часто украшенный скульптурой, чтобы скрыть заостренную крышу позади.

типы колоннЕще в середине 7-го века колонны в греческих храмах по-прежнему делаются неизменно из дерева. Но их капители уже делятся на четкие паттерны, которые станут известны как дорические и ионические, центральная пара в классических орденах архитектуры. Стиль материковой Греции, следует за дизайном, изображенным на Львиных Воротах в Микенах. Ионическая культура, развивающаяся в греческих колониях Малой Азии, больше подвержена влиянию восточных традиций.

Постепенная замена деревянных колонн на каменные начинается примерно в 620 году до нашей эры. Это относится как к недавно построенным храмам, так и к замене разрушенных деревянных колонн в существующих зданиях. Храм Геры в Олимпии прославился долгим процессом перемен, одна из оригинальных дубовых колонн видна все еще на своем месте.

Архитекторы самых ранних каменных зданий страхуются от разрушения, используя массивные толстые колонны, установленные довольно близко друг к другу. Лишь в конце шестого века начинает проявляться определяющая элегантность греческого храма.

 

Греческая архитектура в колониях 6-5 вв. до н.э.

 

храмы пестумаМногие из самых впечатляющих зданий этого раннего периода находятся за пределами материковой Греции. Приблизительно между 530 и 460 годами жители Пестума, греческой колонии на юге Италии, строят три великих храма. Они сохранились до наших дней.

Знаменитые оптические приемы зодчества уже используются: постепенное набухание колонны сверху и снизу до ее центральной точки.

Последний из храмов Пестума, датируемый около 460 г. до н.э., совпадает с величайшим периодом греческой архитектуры. В середине 5-го века греки на Сицилии строят великолепные святилища в Сегесте, Селинусе (теперь Селинунте), Агридженте и Сиракузах. В Сиракузах храм Афины теперь является городским собором.

Но вершина греческого архитектурного достижения приходит в это время с восстановлением Афин.

 

Парфенон 447-438 гг. до н.э.

 

Разрушение Афин персами в 480 году до нашей эры превратило акрополь в груду мусора. Афиняне быстро строят новые подпорные стены и заполняют щели щебнем (позже он предоставил археологам богатый запас разбитого орнамента и скульптур). Но реконструкция зданий на высшем уровне, и, в частности, большой храм Афине Палладе (известный как Парфенон — богиня парфенос — дева), задерживается до короткого промежутка мира в середине века.

Парфенон, здание большого размера и достоинства (в нем поместили огромную новую статую Афины скульптора Фидия). Архитектор, выбранный для этой важной задачи, — Иктин. Строительство заняло всего девять лет (447-438).

Иктин объединяет различные направления, чтобы создать выдающееся достижение греческого стиля. Основной дизайн Парфенона — это дорический стиль Афин и остальной части греческого материка. Но дорические храмы суровые, с небольшим орнаментом.  Иктин заимствует из ионической традиции два элемента, которые соответствуют его цели.

Внутри здания он использует ионические колонны. Тоньше, чем дорический вариант, позже они становятся нормой для интерьеров дорических святилищ. Более драматично, он принимает ионическую тему внешнего оформления. Иктин оживляет свой фриз и фронтон скульптурами, которые сами по себе являются еще одной вершиной греческого достижения.

 

Греческий театр 4 век до н.э.

 

театр ДионисаИсключительно греческий вклад в историю архитектуры — это аудитория для просмотра театральных представлений (поскольку греки также являются изобретателями театра как литературной формы).

Шедевры драмы датируются 5 веком до нашей эры. В то время в Афинах зрители сидят на голом склоне холма и смотрят выступления на временной деревянной сцене. В 4-м веке на месте построена каменная аудитория, и там до сих пор есть театр — театр Диониса. Однако это римская реконструкция со времен Нерона. К тому времени форма сцены представляет собой полукруг.

В первых греческих театрах сцена представляет собой полный круг, в соответствии с круговым танцем – хора, из которого развилось театральное представление. Эта сцена называется оркестром (оркестр, танцор), потому что это место, где хор поет и танцует.

Эпидавр, построенный примерно в 340 г. до н.э., является лучшим примером классического греческого театра. В центре оркестра находилось каменное основание, на котором стоял алтарь, отражающий религиозный аспект театра. Восходящие ярусы сидений, разделенные проходами, служат образцом для ближайшей части зрительного зала на сцене почти во всех последующих театрах — где эти места до сих пор иногда называют оркестровыми киосками.