Особенности барокко в архитектуре

собор святого Петра

Барокко как стиль 17-18 век

 

Европа в 17 веке, и в частности Римско-католическая Европа, упивается новым художественным стилем, охватывающим архитектуру, а также живопись и скульптуру. Особенность барокко в архитектуре во многих контекстах, таких как церковные интерьеры, сочетает в себе все три искусства беспрецедентным образом, чтобы создать чувство эмоционального изобилия.

Это настроение очень отличается от достойных и часто суровых шедевров эпохи Возрождения. Термин «барокко» впервые используется для выражения неодобрения. Считается, что оно происходит от португальского слова, обозначающего деформированную жемчужину. Безусловно, неуравновешенность и избыток — это качества, которые используют художники барокко и которые превращаются в преимущество.

Римско-католический мир является естественным домом этого стиля, потому что его настроение так хорошо соответствует посланию Контрреформации. Протестантские реформаторы могут быть карикатурно изображены, не слишком необоснованно, как спорщики, суровые, не сентиментальные, враждебные образам и недоверчивые к любому авторитету, кроме Священного Писания.

Католическая церковь, напротив, пользуется аурой многовекового авторитета и престижа, давно использует искусство и музыку с большим мастерством, чтобы затронуть эмоции верующих, и гораздо больше предпочитает хорошее шоу хорошему аргументу.

Следуя примеру нового собора Святого Петра в Риме, многочисленные церкви, построенные и украшенные в 17 веке, поставили барокко на службу посланию церкви. Верующих приветствуют ряды святых, нетерпеливо жестикулирующих в камне из ниши или линии крыши.

Внутри барочной церкви свет падает на смешанные изгибы колонн, алтарей и скульптурных групп, разрушая монолитность боковых стен и часто поднимая глаза к иллюзорному потолку, в котором ангелы и люди славы или добродетели устремляются вверх в далекие облака небес. В барокко нет ничего половинчатого (во всяком случае, до тех пор, пока небольшая потеря нерва в 18 веке не приведет к развитию, известному как рококо).

 

Бернини и барокко Рим 17 век

 

Джованни Лоренцо БерниниВ превращении Рима в город в стиле барокко никто не играет такой роли, как скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини. С 1629 года он был назначен архитектором собора Святого Петра, создание которого придало новое волнение и достоинство древнему городу. В течение следующих сорока лет он предоставляет великолепные творения, чтобы произвести впечатление на прибывающих паломников.

Первое, завершенное в 1633 году, представляет собой огромный бронзовый балдахин, поддерживаемый четырьмя извилистыми колоннами (обильно украшенными пчелами Барберини, ибо папой в то время был Урбан VIII). Это сооружение, известное как Балдахин, находится в самом сердце церкви, над могилой святого Петра и под куполом.

Балдахин святого ПетраБалдахин возвышается над алтарем, у которого только папа проводит мессу. Между колоннами, с точки зрения прихожан, виден другой драматический вклад Бернини в интерьер собора Святого Петра — это золотая картина, произведение чистого театра, над алтарем в дальнем конце церкви. Его центральной особенностью является папский престол Святого Петра, удерживаемый высоко в облаках.

Скульптурные золотые лучи струятся от трона Святого Петра к небу. В дополнительном измерении к иллюзии они соединены реальными лучами золотого света, сияющего от послеполуденного солнца через янтарное окно, в котором святой голубь расправляет крылья. Это великолепное сочетание скульптуры и архитектуры достигается между 1657 и 1666 годами.

В эти же годы Бернини вносит большой вклад и во внешний вид собора Святого Петра. Открытое пространство перед церковью, где собираются паломники, чтобы услышать пасхальное обращение Папы Римского, должно быть каким-то образом огорожено, чтобы образовать гостеприимную площадь.

Бернини достигает идеального решения в виде открытой изогнутой колоннады. Четыре концентрических ряда колонн обеспечивают крытые проходы и форму для площади, но они делают это, не закрывая ее — потому что нет задней стены. Между тем балюстрада над колоннами идеальный постамент для жестикулирующих каменных святых, которые являются неотъемлемой частью монументального барокко.