Скульптура средневековья кратко

Готический стиль

В истории искусства скульптура средневековья занимает значительное место, наравне с архитектурой и живописью. В этой статье кратко описаны основные ее стили и некоторые примеры шедевров творчества того времени.

 

Романская скульптура средневековья 9-12 век

 

Романский стиль, слово, не используемое до 18-го века, впервые применяется для описания архитектуры Западной Европы примерно с 9-го по 12-й век. Она распространилась и на другие виды искусства, в частности на скульптуру. Но этот термин остается наиболее подходящим для архитектуры, где круглые арки романского стиля легко можно рассматривать как то, что подразумевает название — Продолжение римской традиции.

Круглая арка характерна для многих римских зданий — будь то большие акведуки и мосты, триумфальные арки императоров или классические колонны (как, например, в церквях Равенны).

Капители колонн, вырезанные из ничего более экзотического, чем листья аканта в классической традиции, представляют собой одну область, в которой романский скульптор дает волю своему воображению. В монастырях того периода (а аббаты являются одними из главных покровителей искусства в романские века) верхушки колонн часто оживлены яркими библейскими сценами или очаровательно гротескными монстрами, искусно вырезанными, чтобы максимально использовать доступные формы.

Эта традиция романской скульптуры средневековья, достигшая своего пика в 11-м и 12-м веках, вызывает восторг у любого, кроме самого сурового. Но очень строгий голос того времени, голос святого Бернара, выражает возмущение этим живым легкомыслием.

Романская скульптура средневековьяДругим пространством, регулярно предоставляемым в распоряжение романских скульпторов, предлагающим гораздо более богатое поле, чем капитель колонны, является тимпан — полукруглое пространство стены между западной дверью церкви и аркой над ней.

Любимым сюжетом для тимпана является Страшный суд, особенно в таких церквях, как Муассак или Конкес на паломническом пути в Сантьяго-де-Компостела. Эта тема живо напоминает паломникам о необходимости благочестивого поклонения, а многочисленные персонажи (особенно проклятые и их мучительные дьяволы) предоставляют прекрасные возможности для скульпторов.

 

Готическая скульптура средневековья 12-15 век

 

Готика, описывающая теперь некоторые из самых возвышенных творений Европейского воображения, начинается как термин злоупотребления. Он используется теоретиками Ренессанса, чтобы обвинить готов за 1000 лет неклассической архитектуры — с 410 года (когда Рим был разграблен вестготами) до 1419 года (когда Брунеллески использует классические мотивы на фасаде Воспитательного дома во Флоренции). Этот термин применяется также к скульптуре того же периода, большая часть которой встречается на зданиях.

Позднее искусствоведы признают, что в течение этого длительного периода существовало значительное стилистическое разделение. Ранняя часть становится известной как романская. Готика, теряя всякий уничижительный смысл, приберегается для стиля, возникшего в XII веке.

Готическая скульптура средневековья, хотя и используется в светских зданиях, больше всего ассоциируется с великими соборами Европы. В любом готическом соборе есть определенные, сразу узнаваемые черты.

Интерьер создает впечатление легкости и высоты, с тонкими колоннами, обрамляющими большие высокие окна и тянущимися вверх, чтобы поддержать изящно ребристую каменную крышу. Фасад инкрустирован филигранью изящного орнамента, опять же по существу тонкого и вертикального, состоящего из смеси элегантных статуй, качающихся башенок, скелетообразных узоров каменного ажура в окнах и открытой резьбы летающих контрфорсов.

Как и в архитектуре, чувство легкости и высоты отличает готическую скульптуру от предшествующего романского стиля. Романские фигуры имеют тенденцию быть приземистыми, коренастыми, угловатыми — особенно когда они ограничены ограничивающими пространствами на вершине колонны или в полукруге тимпана.

Готическая скульптура средневековьяГотические скульптуры, напротив, высокие и тонкие, отражающие парящие вертикальные линии нового стиля. Альковы по обе стороны высоких папертей собора — излюбленное место для этих фигур. Аббатская Церковь Сен-Дени снова является первопроходцем, но мудрые и неразумные девы по обе стороны крыльца там были сильно повреждены и восстановлены. Шартр предлагает самые ранние сохранившиеся образцы готического стиля.

 

Скульптуры Шартра 1150-1220

 

Самое раннее крыльцо Шартрского собора — тройной вход на западном фасаде — представляет готическую скульптуру в ее самой экстремальной форме. Каждый из библейских царей и цариц стоит на крошечной платформе, выступающей из высокой тонкой колонны. Чтобы соответствовать их обстоятельствам, их тела невероятно вытянуты в ниспадающих складках их длинных одежд. Но их лица, напротив, реалистичны и добродушны.

В результате возникает эффект эфирного спокойствия, полностью соответствующий готической архитектуре. Один из Шартрских скульпторов, как полагают, взялся за эти фигуры после завершения девственниц для паперти Сен-Дени. Таким образом, готический стиль, возможно, был введен почти полностью аббатом Сугерием.

Фигуры на Северном крыльце Шартра появились полвека спустя, примерно с 1195 по 1220 год. Узнаваемо в том же стиле, они все еще необычайно высокие и худые. Но вместо того, чтобы быть эфирными фигурами, они начинают шевелиться как человеческие существа. Их предшественники на западном крыльце выстроились в ряд со своими колоннами, словно приколотые к ним, как редкие бабочки. Новые фигуры стоят между колоннами более естественно. И они оглядываются по сторонам. Они делают жесты.

Их создатели начинают открывать для себя естественный способ обращения с человеческой фигурой. Более поздние готические скульпторы развивают это достижение.

 

От готики до Ренессанса 13-14 век

 

Важным элементом Ренессанса является повторное открытие реалистической свободно стоящей человеческой фигуры, как она была вылеплена в Греции и Риме. Но появление скульптуры эпохи Возрождения — это далеко не такой внезапный процесс, как изменения, связанные с архитектурой эпохи Возрождения.

Со времен Северного крыльца Шартра, в начале 13 — го века, скульпторы создают вполне правдоподобных людей из камня — хотя и прикрепленных, неизменно, к стенам зданий. Постепенно эти фигуры начинают отделяться друг от друга, как бы двигаясь к более независимому существованию. Статуи, освобожденные таким образом, относятся к числу шедевров готической скульптуры. Но они также являются предвестниками Возрождения.

Обычно приводимые примеры относятся в основном к Северной Европе. Четыре фигуры на западном крыльце Реймсского собора, вырезанные между 1225 и 1245 годами, вырываются из своей изоляции, чтобы связать себя с партнером. В правой паре Богородица обращается к святой Елизавете во время посещения, в левой паре она обращается к Архангелу во время Благовещения.

Светская скульптура того же периода стоит высоко на платформе у одной из стен Бамбергского собора. На ней в натуральную величину изображен неизвестный император или король на коне. Этот гордый всадник является связующим звеном (или полузвеном, прикрепленным с одной стороны) между свободно стоящими конными статуями Рима и Эпохи Возрождения.

Эккехарт и УтаПозже, в 13 веке, примерно с 1260 года, каменные фигуры в Наумберге достигают новой степени человечности. Стоя у стены хора, они якобы изображают основателей собора — смутные фигуры из далекого прошлого. Но Эккехарт и Ута смотрят на зрителя так смело и правдоподобно, как будто только что были запечатлены в камне.

Эта прогрессия достигает своего великолепного завершения более чем столетие спустя в группе ветхозаветных пророков, вырезанных для украшения колодца во Франции.

В 1395 году герцог Бургундский заказывает работу у Клауса Слутера. Он должен создать сцену Голгофы, установленную на резном основании, чтобы преодолеть колодец чартерного дома близ Дижона. Голгофа была разрушена, но основание сохранилось — окруженное шестью крепкими ветхозаветными пророками. Эти фигуры, вырезанные в 1400-1405 годах, стоят настолько свободно и убедительно, насколько это возможно для любого, чья вечная задача -стоять на страже вокруг колодца (колодца Моисея). Благодаря этим пророкам натуралистическая сторона Ренессанса проявляется на севере, на несколько лет опережая Донателло во Флоренции.

Классическая тема Ренессанса более конкретно итальянская. Но и это предвидится за добрых полтора века до Донателло.

 

Никола и его кафедра в Пизе 1259 год

 

В середине XIII века власти собора в Пизе заказали кафедру для своего баптистерия. Скульптор Никола, из Южной Италии, но сейчас живет в Пизе и поэтому известен как Пизано. В юности он, возможно, находился под влиянием классицистических идей императора Фридриха II, который поощрял архитекторов и художников в своих владениях обращаться к античным моделям.

Несомненно, именно это делает Никола, когда проектирует рельефы для своей кафедры в Пизе, завершенной в 1259 году. Есть много древних саркофагов вокруг, чтобы вдохновить его. Его Дева Мария в таких сценах, как Рождество Христово или Поклонение волхвов, представляет собой мощную скульптурную фигуру. Но она выглядит для всего мира как римская матрона.

Никола следует за своим успехом в Пизе с другой кафедрой в аналогичном стиле для собора в Сиене, завершенного в 1268 году. А его сын, Джованни Пизано, позже создает великолепную кафедру для собора в Пизе, более чем соперничающую с кафедрой его отца в баптистерии.

Эти позднейшие кафедры отца и сына обладают более выразительным качеством. Они избегают прямого, даже грубого заимствования античных форм, которые можно увидеть на кафедре баптистерия в Пизе. Столь явный интерес к классическому прошлому не проявится до появления Брунеллески. Но Никола показывает, что в этом вопросе ранние мастера Возрождения не могут претендовать на абсолютный приоритет.