Дедалический стиль скульптуры Древней Греции

Статуя Артемиды с острова Делос

Характеристики

 

Начальный этап греческого искусства ваяния (около 650-600 гг.) обычно называется дедалическим (в честь Дедала, мифологического родоначальника этого направления искусства). Созданный им стиль основан на простой формуле, и доминировал, хотя и с некоторыми изменениями, предположительно в течение 2-х поколений, прежде чем эволюционировать в архаический стиль.

Главный вид — фронтальный, до такой степени, что в скульптурах профильная сторона способна находиться противоестественно сдавленном состоянии. Но в рельефах обширно распространены линии лица головы — в значительном контрасте с положением в вазовой живописи также в следующий период архаических изваяний. Лицо предполагает собою удлиненный треугольник со невысоким горизонтальным лбом, крупными глазами, носом и прямым ртом. Голова также небольшая, уши или спущены, или выступают прямоугольником, также волосы опускаются густыми массами спереди и позади, облегченный горизонтальными бороздами также в некоторых случаях вблизи завитков на лбу, либо, редко, они поделены на толстые отвесные пряди.

Дама из Оксерра ок 640-630 гг до н.э

Туловище еще наиболее неосновательно в моделировании и элементах, с весьма длинными ногами, также значительной узкой талией, которую как правило украшает пояс. Кроме талии, мужские формы обнажены, но девушки как правило носят наряд (именуемый «пеплос»), что вплотную прилегает к талии и делается прямоугольной составляющей, но в некоторых случаях это короткая накидка. Прочие отличия между представителем сильного пола и девушкой состоят в гендерных признаках, в некоторых случаях в бюсте, и возможно, в длине волос. Однако так как талия пеплос вплотную прилегает к туловищу, зачастую сложно либо нереально установить пол дедалической статуи.

Единая направленность культуры классической античности была ориентирована на природный реализм, также формирование дедалийской манеры проходило в хронологическом режиме. Со Временем поменялись вид, пропорции и моделирование тел. Существовали 3 вида скульптур — все без исключения симметрично фронтально сложенные — стоящий оголенный юноша, стоящая задрапированная девушка также сидячая задрапированная персона (по некоторым предположениям девушка).

 

Статуи Курои и Кораи

 

Стоящий обнаженный человек, как правило, без бороды, удерживает руки по бокам, но левая нога выдвинута вперед. Данный вид, существовавший в течении архаической эпохи, сейчас известен как тип «курос» (множественное число: курой). Стоящая драпированная девушка также именуется Кора(многочисленное количество кораи), со стопами вместе, а также одной либо двумя руками, скрещенными на туловище. Пока не найдено ни одной обнаженной женской скульптуры, несмотря на то в рельефах имеются обнаженные девушки.

Возможно допустить, то что оголенный женский образ, поставленная в публичном месте, оскорбила бы эллинское достоинство. Сидячая фигура непригодна для простых мелких конфигураций и поэтому возникает иногда неуклюже среди небольших терракот. Скульптурный тип также не намного лучше, с его неубедительным прямоугольным изгибом от тела к ногам и предплечьями, лежащими ровно вдоль бедер. Среди дедалических терракот фигуры женщин основательно превосходят мужские, и в скульптуре они, по-видимому, встречаются чаще, видимо, потому, что сопоставимые сирийские статуэтки в большинстве женские, а также потому, что драпировка удобно маскирует неискушенность в знании анатомии. Нет необходимости или оснований предполагать, что в 7 столетии греки проявляли больший интерес к женским божествам, чем в 6 веке.

 

Рельефная скульптура

 

В рельефах велико разнообразие. Некоторые сохраняют исключительно фронтальную голову, другие-единственную фронтальную фигуру, обыкновенную для изваяний, и еще простую группу. К примеру, на большом рельефе из известняка в Гортине на Крите представлен нагой юноша (с фронтальной головой и грудью, но с профилем бедер и ног), обнимающий двух нагих фронтальных девушек, что трудно интерпретируется согласно канонам. На другой части представлена девушка, чье тело прибывает в правильном профиле, к тому же она повернута лицом к зрителю, а не к действию, в котором она непосредственно участвует. На других панелях показаны два существа с  ногами кошек поднимающие неподвижное тело мужчины, и мужские фигуры, очевидно, сражающиеся.

Для тел в действии дедалические статуи соблюдали удобный принципа геометрической вазописи (и большинства ранних произведений искусства), т.е. фронтальной груди и профильных бедер и ног с резким поворотом на девяносто градусов в талии, только, в отличие от их предшественников и преемников, голова имеет склонность быть фронтальной. Эта фронтальность, которая ненормальна в египетских и сирийских, а также в более ранних греческих рельефах, наводит на мысль о происхождении дедалической скульптуры.

Дедалический стиль скульптуры Древней Греции

До наших дней дедалические скульптуры в камне (но не бронзовые работы) были найдены в нескольких местах на минойском Крите, в Спарте, Тегее, Микенах и Сиционе, в восточном Локрисе, на Делосе (тогда важном святилище для Эгейского моря), на Самосе и в Этрурии. Эти находки в основном изолированы, так что общая сумма очень мала. Дедалические терракоты, однако, многочисленны, но не вездесущи. В Аргасе и Афинах местные терракоты были в другом и несформированном стиле; для Наксоса, Параса и других Кикладских островов еще недостаточно материала. На Самосе была слабая дедалическая школа, а на Крите, Спарте, Коринфе и Родосе были сильные школы, из которых коринфская является самой качественной. Дедалический стиль также использовался для тонкой миниатюрной работы из металла и слоновой кости, возможно, более широко.

 

Происхождение, мифология и история

 

В каком греческом регионе или городе зародилась дедалическая скульптура, возможно, никогда не будет известно. Гораздо более поздние предания предполагали, что Дедал, работавший на Крите, был первым греческим скульптором, а Дипойнос и Скайллис, родившиеся на Крите, но мигрировавшие на Сицион, были первыми, кто прославился. Но греческие традиции были противоречивы и часто создавались или манипулировались, так что им нельзя доверять.

Тем не менее Крит всегда привлекателен, и некоторые студенты-искусствоведы утверждают, что этот остров является родиной скульптуры дедалического стиля, отчасти из-за этих традиций, а отчасти потому, что Крит был очень рано открыт для восточного искусства. Кроме того, на Крите появилось больше дедалических скульптур, чем в любом другом регионе (хотя их все еще слишком мало для полезной статистики), в то время как на острове также процветали дедалические школы для терракоты и более тонкой мелкомасштабной работы. Другие предпочитают северо-восточный Пелопоннес или, более конкретно, Коринф, который в то время был доминирующим центром ориентации вазописи и, возможно, дорического стиля архитектуры. Тем не менее, другие историки древнего искусства утверждают, что Наксос, поскольку статуи Дедала, найденные на Делосе, и, вероятно, статуя Самоса тоже сделаны из наксийского мрамора, и одна из них, во всяком случае, была посвящена наксийцам. Где бы ни была изобретена скульптура дедалического стиля, кажется, что выбор мрамора для ее материала можно приписать Наксосу.

Датировка дедалической скульптуры немного безопаснее. Он связан с дедалическими терракотами, которые достаточно многочисленны, чтобы показать детальное стилистическое развитие, а они, в свою очередь, связаны с росписью коринфских ваз. Хотя условности двух искусств не допускают большого прямого сравнения, поскольку одно настаивает на фронтальных, а другое — на профильных головах, есть несколько расписных ваз, которые также несут украшение в виде дедалических или немного более поздних голов. Таким образом, дедалическая скульптура может быть довольно удобно вписана в относительную хронологию греческого искусства седьмого века, хотя, конечно, абсолютные даты не столь надежны.

 

Можно восхищаться строгими принципами скульптуры дедалического стиля, но они не оставляли много места для развития. Немного позже формула исчезла, и, возможно, из-за того, что образцы были редки, она никогда не привлекала внимания скульпторов-архаистов или знатоков. Остались только типы куроса и коре, привычка работать в соответствии с интеллектуально задуманным идеалом без прямого подражания природе и некоторая способность резать мрамор.