История Персии с 7 по 9 век

Персия Багдад дворец Султана

Завоевания арабов 7 век

 

Одним из самых драматических и внезапных перемещений любого народа в истории является завоевание арабов в 7 веке (с ним может сравниться только пример монголов в 13 веке). Племена пустыни Аравии составляют основную часть мусульманских армий. Их природная свирепость и любовь к войне вместе с чувством нравственной прямоты, обеспечиваемым их новой религией, образуют непреодолимую комбинацию.

Когда Мухаммед умирает в 632 году, западная половина Аравии становится мусульманской. Через два года весь полуостров был приведен к вере, а арабские кочевники стали мусульманами в пустыне к востоку от Палестины и Сирии.

 

Мусульманская Персия  637-751 гг

 

Персия пала перед арабами в результате битвы при Кадисии, недалеко от Евфрата, в 637 году. После победы арабы грабят город Ктесифон (осторожно делят знаменитый Весенний ковер). Последнему сасанидскому императору Йездигерду III в то время исполнилось пять лет. Он и его двор сбегают на восток, но в конце концов он убит в 651 году в Мерве. Его имя и сегодня используется в хронологии парсов. Они отсчитывают свои годы от начала его правления в 632 году. Тем временем арабы одерживают еще одну победу над персидскими войсками при Нахавенде в 641 году. Они захватывают Исфахан в 642 году и Герат в 643 году. Персия на столетие становится частью халифата Омейядов.

 

Аббасидский халифат с 750 года

 

Персия — это регион, в котором сопротивление халифату Омейядов в Дамаске достигает апогея. Восстание отчасти является простой борьбой между арабскими группировками, каждая из которых имеет безупречную родословную по отношению к первопроходцам ислама. Восстание в Персии в 747 году возглавляют потомки аль-Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Их новый халифат, основанный в 750 г., будет известен как Аббасидский.

Участие Персии также имеет большое значение. Халифат Омейядов в Дамаске восходит к ранним временам ислама, когда все мусульмане были арабами. Но многие мусульмане на востоке теперь персы, и персидская утонченность начинает отвлекать мусульманскую культуру от ее простого арабского происхождения.

Силы Аббасидов достигают и захватывают Дамаск в 750 году. Абул Аббас провозглашается первым халифом новой линии. Членов семьи Омейядов мужского пола выслеживают и убивают (хотя один из них выживает, чтобы основать новую династию Омейядов в Испании).

Центр притяжения мусульманского мира теперь перемещается на восток, из Сирии в Месопотамию. В 762 году на Тигре основывается новая столица Багдад. Он находится примерно в двадцати милях вверх по течению от Ктесифона, одного из ведущих городов предшествующей персидской династии Сасанидов.

 

Город Багдад 8 век

 

В своем новом городе Багдаде аббасидские халифы перенимают административную систему давно существующей Персидской империи. Персидские мусульмане так же вовлечены в жизнь этого процветающего места, как и арабские мусульмане. Здесь ислам перерастает свои арабские корни и становится международной религией. Здесь арабский и ранний персидский языки объединяются, чтобы с 10 века стать тем, что сейчас известно как персидский, — сочетая слова из обоих источников и используя арабское письмо. И здесь Месопотамия ненадолго восстанавливает свой древний статус в центре одной из крупнейших мировых империй.

Никогда это не было так очевидно, как в период правления самого известного из аббасидских халифов Харуна ар-Рашида.

Роскошь и прелесть Багдада Харуна ар-Рашида в конце 8 века запечатлела в западном сознании одно из самых известных произведений арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Некоторые из историй относятся к более позднему времени, но в них есть детали, безусловно относящиеся к тому периоду, когда впервые у мусульманского двора появилось свободное время и процветание, чтобы предаться традиционной теперь восточной роскоши.

Халифат в настоящее время находится в самом разгаре, и на большинстве границ наблюдается относительное спокойствие. О международной известности самого Харуна можно судить по подчеркиванию биографами Карла Великого взаимного уважения этих двух современных властелинов, посылающих друг другу богатые дары.

 

Зороастрийцы и Персы с 7 века

 

В течение трех столетий после мусульманского завоевания Персии зороастризм сохраняет свое значение в регионе. Но постепенно большинство персов обращаются в религию новой правящей касты, то ли из соображений убеждений, то ли из соображений удобства. Меньшинство зороастрийцев ищут большей свободы в другом месте. Они переезжают в Индию, где обосновываются в Гуджарате как парсы (персидское слово, означающее «персы»).

Несколько зороастрийцев остались в Иране, их можно найти даже сегодня в отдаленных пустынных городах Йезд и Керман. До недавнего времени они были известны мусульманам как габар, вероятно, версия арабского кафир («неверный»).

 

Все более формальный халифат с 9 в.

 

С IX века правление аббасидских халифов в Багдаде часто во многих частях мусульманского мира носит скорее формальный, чем реальный характер. В Палестине и Сирии происходят восстания сторонников предыдущей династии Омейядов, базой которой был Дамаск. В богатой провинции Египет губернаторы становятся все более непослушными (в течение 23-летнего халифата Харуна аль-Рашида их назначают и увольняют целых двадцать четыре человека).

На дальних рубежах империи независимость от Аббасидов еще более заметна. Испанией правят Омейяды. В Северной Африке берберские династии с 790 г. А восточная Персия примерно к 870 г. находится в руках враждебных Багдаду персов.

 

Персидская независимость от Багдада 9 век

 

Примерно с 866 г. вся восточная Персия, вплоть до Кабула на севере и Синда на юге, постепенно захвачена персом из семьи рабочих-металлистов, он известен как ас-Саффар («медник»), что дало его недолговечной династии имя Саффаридов. В 876 году он достаточно силен, чтобы двинуться на Багдад, хотя армия халифа не позволяет ему добраться до него.

В 900 году Саффариды терпят поражение от другой персидской династии, Саманидов. Новые правители — аристократы, происходящие от дворянина по имени Саман Худат. Они руководят первым сознательным возрождением персидской культуры со времен арабского завоевания.

Саманиды делают свою столицу в Бухаре, принося этому городу его первый период величия. Их двор прославился прославлением персидской (в отличие от арабской) истории и традиций. Покровительство саминидских султанов открывает классический период персидской литературы, который вскоре найдет свое высшее национальное выражение в Шах-наме Фирдоуси.

Но Саманиды совершают ту же ошибку, что и багдадские халифы. Они доверяют провинциальную власть турецким наместникам. В 999 г. правящая семья изгнана из Бухары тюрками, а в 1005 г. убит последний в линии Саманидов. По иронии судьбы, Шах-нама не была завершена до 1010 года. Фирдоуси представляет ее не персу-Саманиду, а турку Махмуду, правителю Газни.

Исторический Журнал
Добавить комментарий