Арабская мусульманская цивилизация в средние века

арабские города

Аббасидский халифат с 750 года

 

Персия — это регион, в котором разгорается сопротивление против халифата Омейядов. Восстание — это отчасти простая борьба между арабскими группировками, каждая из которых имеет безупречную родословную по отношению к пионерам ислама. Восстание в Персии в 747 году возглавляют потомки аль-Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Их новый халифат, основанный в 750 году, будет известен как Аббасиды.

Участие Персии также значительно. Халифат Омейядов в Дамаске происходит с первых дней ислама, когда все мусульмане были арабами. Но многие мусульмане на востоке в настоящее время являются персами, и персидская искушенность начинает отвлекать мусульманскую культуру от ее арабского происхождения.

Силы Аббасидов достигают и захватывают Дамаск в 750 году. Абул Аббас провозглашен первым халифом новой линии. Мужчин-членов семьи Омейядов выслеживают и убивают (хотя один выживает, чтобы основать новую династию Омейядов в Испании).

Центр тяжести арабской мусульманской цивилизации теперь перемещается на восток, из Сирии в Месопотамию. В 762 году на Тигре была основана новая столица Багдад. Это примерно в двадцати милях вверх по течению от Ктесифона, одного из ведущих городов предыдущей персидской династии, сасанианцев.

 

Арабы и китайцы 751-758 гг.

 

К середине 8-го века, когда арабы прочно контролируют Центральную Азию, а китайцы устремляются дальше на запад, столкновение рано или поздно неизбежно. Оно происходит в 751 году у реки Талас. Результатом является сокрушительное поражение для китайцев. Для арабов интересным дополнительным преимуществом победы является ценный секрет того, как делать бумагу.

Семь лет спустя арабы снова демонстрируют свою силу дерзким жестом на противоположном краю китайской империи. Прибыв в 758 году вдоль торгового пути южного побережья Китая, они грабят и сжигают Кантон.

 

Династия Омейядов в Испании 756-1031 гг.

 

После поражения арабов в 732 году от Карла Мартела в Галлии, последовали берберские восстания в Северной Африке и в Испании. В результате арабские территориальные амбиции в Европе ограничиваются Пиренейским полуостровом. Даже эту территорию трудно удержать из-за военных действий между конкурирующими арабскими группами.

Стабильность в Испании восстановлена ​​принцем Омейядов Абд-аль-Рахманом, который избежал резни Аббасидов в его семье в Сирии. Он обосновывается в 756 году в Кордове. Здесь он основывает первую великую мусульманскую цивилизацию Испании.

Абд-аль-Рахман начинает процесс превращения Кордовы в один из выдающихся городов средневекового мира. На месте римского храма и церкви вестготов он строит знаменитую мечеть с прикрепленными к ней школами и больницами, которая сохранилась до наших дней как место великой красоты – даже, несмотря на то, что ее колонны и полосатые арки претерпели изменения, сделанные в более поздний период. Впоследствии она использовать в качестве городского собора.

Кордова продолжает расти в размерах, богатстве и репутации, известной в равной степени своими умелыми мастерами и учеными. При Абд-аль-Рахмане III, в 10 веке, его население составляло, вероятно, полмиллиона человек. Он первый эмир Кордовы, получивший громкое звание халифа.

В течение трех столетий правления Омейядов в Испании арабы по большей части контролируют почти весь полуостров. Христиане периодически отвоевывают часть территории, но северные территории часто затем восстанавливаются арабскими правителями. Они в значительной степени полагаются на диких берберов наемников, которые составляют основную часть их армии.

Берберы, в конце концов, оказываются слишком сложными для контроля. Уступки их требованиям привели в 1031 году к краху Омейядского халифата и эффективному прекращению арабского правления в Испании. За этим следует период устойчивого христианского продвижения на юг. В 1086 году его остановил вождь племени из Северной Африки,  глава берберской династии Альморавидов.

 

Багдад 8-й век

 

В своем новом городе Багдаде халифы Аббасидов переняли административную систему старой персидской империи. Персидские мусульмане так же вовлечены в жизнь этого процветающего места, как арабские мусульмане. Здесь ислам теряет свои арабские корни и становится международной религией. Здесь арабский и ранний персидский языки объединяются, чтобы стать с 10-го века тем, что сейчас известно как персидский — объединяя слова из обоих источников и используя арабский алфавит. Месопотамия ненадолго восстанавливает свой древний статус в центре одной из крупнейших в мире империй.

харун ар-рашидНаиболее это очевидно, во времена правления самого известного халифа Аббасидов, Харуна аль-Рашида.

Роскошь и восхищение Багдада Харуна аль-Рашида в конце 8-го века поразили западное сознание одним из самых известных произведений арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Некоторые из историй относятся к более позднему времени, но в них есть детали, которые, безусловно, относятся к этому периоду, когда есть возможность насладиться традиционным восточным великолепием.

Международная известность самого Харуна может быть оценена акцентом биографов Карла Великого на взаимном уважении этих двух современных властителей, которые посылают друг другу богатые дары.

 

Арабская цивилизация с 8-го века

 

К концу 8-го века в широко разделенных регионах появляется особая арабская цивилизация. Это видно с восьмого века, в Багдаде на востоке и в Кордове на западе. К 10-му веку, между этими двумя, есть еще один центр в новом городе Каире.

Общими характеристиками этих великих городов являются ислам, арабский язык и толерантность, которая позволяет христианам и евреям играть полноценную роль в обществе. Результаты включают в себя расширение торговли (что делает эти места наиболее процветающими в свое время, кроме Китая). Уровень учености и интеллектуальной энергии, превосходящий современные христианские города.

Наряду с распространением ислама прочным результатом событий 7-го века является триумф арабского языка на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Палестине и Сирии он постепенно заменяет арамейский как популярный язык. В Египте то же самое происходит с коптами, дальше на запад вдоль североафриканского побережья он превращает язык берберов в статус меньшинства.

Чувство идентичности арабов в последующие века не обязательно предполагает выход из племен Аравии. Вместо этого это зависит от совместного использования арабского языка как средства общения и культуры. (Что также подразумевает в большинстве случаев приверженность исламу). Именно это обеспечивает сильный арабский элемент в цивилизации средневековья, от Месопотамии до Испании.

 

Греческая и арабская наука с 8-го века

 

Восточное побережье Средиземного моря, которое так быстро оккупировали арабы в 7 веке, было частью греческого мира со времен Александра Македонского в 4 веке до нашей эры. Завоевание римлянами не вытесняет греческую цивилизацию в этом регионе, и поначалу этого не делают арабские халифы. Они правят общинами, которые понимают греческий и владеют рукописями классических произведений греческой литературы. Многие из них уже переведены в Антиохии на сирийский язык — местную версию арамейского языка.

В 8 веке, когда халифат переехал в Багдад, ученые начинают переводить эти доступные греческие и сирийские тексты на арабский язык.

Наука и философия представляют интерес для арабов, и они переводят работы Аристотеля. Из многих ученых комментаторов стоит выделить трех выдающихся ученых. Каждый пишет о медицине, а также философии, сочетая практическое и теоретическое. Первый родился в восточной части арабского мира, в Туркестане. Два других родом из Испании, и один из них — еврей, а не мусульманин.

ibn-sinaАвиценна, родившийся недалеко от Бухары, персидский язык для него родной, но  пишет в основном на арабском. Он известен, в частности, двумя великими энциклопедическими сборниками, одним из которых является философия (Аш-Шифа, «Восстановление»), а другим — медицина (Аль-Канун фил-тибб, «Канон медицины»).

Аверроэс и Маймонид родились в Кордове в течение нескольких лет друг от друга, в 1116 и 1135 годах соответственно. Они оба становятся ведущими врачами, а также философами. Но их религия влияет на их карьеру по разному.

Аверроэс, мусульманин, какое-то время является главным врачом правителя Альмохадов, который захватил Кордову в 1148 году. Он живет всю свою жизнь в Кордове и зарабатывает свою репутацию благодаря своим обширным комментариям к Аристотелю. Он также пишет полный справочник по медицине (Аль-Куллийят, «Компендиум»).

Маймонид, напротив, оставляет Кордову в детстве вместе со своей семьей. Когда новые правители Альмохадов не в состоянии соответствовать традиции предыдущих мусульманских династий в Испании. Они вводят ограничения для местных евреев. В конце концов, он поселился в Каире, где стал главным раввином города и некоторое время придворным врачом Саладина.

Самая известная философская работа Маймонида с очаровательным названием «Путеводитель недоумения». Она представляет собой трактат на арабском языке, в котором делается попытка примирить аристотелевскую философию с еврейским раввинским богословием.

 

С греческого на латинский через арабский 8-13 вв.

 

Хотя Греция географически близка к Италии, а греческая литература высоко ценится в древнем Риме, Западная Европа теряет связь со своими греческими интеллектуальными корнями в течение столетий после распада Римской империи. Новые варварские приверженцы папского Рима, будь то франки или англосаксы, не интересуются греческой культурой. А у византийского Константинополя нет стимула их просвещать.

Именно арабский интерес к греческой философии и науке в конечном итоге передает эту традицию в Западную Европу. Вдоль непрерывного пояса мусульманской цивилизации, простирающегося от греческой Антиохии на северо-востоке Средиземноморья до латинского Толедо на западе.

Цепочка коммуникаций простирается от школы переводчиков, созданной в Багдаде в 8-м веке (с греческого на арабский). До школы переводчиков, созданной в Толедо в 13-м веке (с арабского на латынь).

В начале средневековья Толедо был многокультурным мусульманским городом, где христиане и евреи процветают под властью арабских правителей. С 11-го века он на некоторое время поддерживает ту же прекрасную традицию, как христианский город. Из этого симбиоза между арабским и христианским миром латинские переводы греческой философии (в частности, Аристотеля) входят в политику средневекового христианства. И в схоластику, связанную, прежде всего с Фомой Аквинским.

 

Скрытые века 12 — 19 века

 

Долгое время, начиная с позднего средневековья, арабы играют на Ближнем Востоке менее заметную роль, чем это было в первые века халифата. В 12 веке защиту ислама от крестоносцев возглавлял не араб, а курд Саладин. Халифат в Багдаде, долгое время находившийся под эффективным контролем турок-сельджуков. Он был завоеван в конце в 13 века монголами. Весь регион Ближнего Востока захвачен турками-османами в начале 16 века.

Арабский язык остается центральным в исламе, потому что Коран всегда должен изучаться в своем первоначальном божественно вдохновленном виде. Но арабы как группа исключены из их ранее центральной роли в мусульманских делах.

Меру этого изменения можно увидеть в современных словах для мусульман на языках посторонних. Они известны как сарацины (термин, используемый крестоносцами, первоначальное значение которого неопределенно) или как мавры — выходцы из Марокко, что отражает важность в средневековой Европе берберских династий в Испании.

Только после 20-го века, с распадом Османской империи, арабы восстановят доминирующее положение на Ближнем Востоке, которое им принадлежало в первые века ислама.

Исторический Журнал
Добавить комментарий