История арабов с 9 века до н.э.

История арабов до ислама

 

Гиндибу и его верблюды 853 г. до н.э.

Салманасар, царь Ассирии, ведет крупную, но неокончательную битву в Каркаре против своего врага, правителя Дамаска. Ассирийский писец, записавший событие в клинописи, отмечает впечатляющий размер вражеских сил: 63 000 пехотинцев, 2000 кавалеристов, 4000 колесниц и 1000 воинов на верблюдах. Писец добавляет, что людей на верблюдах приводит в битву араб Гиндибу.

Это первое известное упоминание арабов как отдельной группы. Но кочевники из Аравии (вероятно, источник всей группы семитских языков) распространяются через пустынные края Плодородного Полумесяца, по крайней мере, с 3000 до н.э.

 

Кочевники Аравии до 7 века н.э.

 

Жизнь кочевника, без архитектуры или имущества (кроме того, что может быть загружено на верблюде), оставляет мало физических следов. Богатство кочевой культуры передается устно. Это воплощено в любимых историях, в героических воспоминаниях о сражениях с конкурирующими племенами, в мечтах о любви или оазисах рая.

Но случайность истории сохранила раннюю арабскую культуру в более отчетливой форме. Эти кочевники являются костяком первых мусульманских армий. Их образ жизни почитают ранние мусульманские ученые, которые собирают и записывают стихи и истории арабов до ислама, переданные в давней устной традиции.

 

Арабские завоевания 7 век

 

Арабские завоеванияОдним из самых драматичных и внезапных движений любого народа в истории является экспансия арабов в 7-м веке путем завоевания (ему может соответствовать только пример монголов в 13-м веке). Пустынные соплеменники Аравии составляют основную часть мусульманских армий. Их естественная свирепость и любовь к войне вместе с чувством моральной прямоты, обеспечиваемым их новой религией, образуют непреодолимую комбинацию.

Когда Мухаммед умирает в 632 году, западная половина Аравии является мусульманской. Два года спустя весь полуостров был приведен к вере, и мусульманские армии двинулись в пустыню между Сирией и Месопотамией.

Великие христианские города Сирии и Палестины быстро переходят к арабам с 635 года. Дамаск покоряется первым. Антиохия следует в 636 г. И 638 приносит величайшую награду из всех, с точки зрения мусульман, когда Иерусалим взят после годовой осады.

Этот момент имеет огромное значение для молодой религии, поскольку ислам видит себя преемником иудаизма и христианства. Город народа Моисея, в котором Иисус также проповедует и умирает, является святым местом и для мусульман. Моисей и Иисус — предшественники Мухаммеда как пророки. Связь с Мухаммедом также скоро появиться в Иерусалиме.

 

Мусульманская Персия 637-751 гг.

 

Персия попадает к арабам в результате битвы при Кадисии, близ Евфрата, в 637 году. После победы арабы разграбляют город Ктесифон. Последнему сасанидскому императору Яздегерду III в то время было пять лет. Он и его двор сбежали на восток, но в 651 году он был убит в Мерве. Его имя до сих пор используется в хронологии парсов. Они отсчитывают свои годы с начала его правления в 632 году.

Тем временем арабы одерживают очередную победу над персидскими войсками под Нахавандом в 641 году. Они захватывают Исфахан в 642 и Герат в 643 году. Персия на столетие становится частью Омейядского халифата.

Последний шаг на восток для ислама, плато в Центральной Азии, находится в более трудной местности и более затяжной. На протяжении второй половины 7-го века в Гиндукуше и вокруг него ведутся боевые действия, но к началу 8-го века арабы контролируют всю полосу территории от Аравийского моря на юге (они входят в Синд и движутся в Индию). К северу от Мултана (712 г.), через Кандагар и Балх (по обе стороны от Гиндукуша) до Бухары и Самарканда на севере, за Амударьей.

При этом северных областях они являются соседями танских китайцев. Столкновение между этими двумя силами, выигранное арабами, происходит в 751 году на реке Талас.

 

Мусульманская Северная Африка с 642 года

 

Арабское завоевание Египта и Северной Африки начинается с прибытия армии в 640 году перед византийским укрепленным городом Вавилоном (в районе, который сейчас называется Старый Каир). Арабы захватывают его после осады и основывают свой собственный гарнизонный город на востоке, называя его Аль-Фустат.

Затем армия переходит в Александрию, но здесь обороны достаточно, чтобы сдержать их в течение четырнадцати месяцев. В конце этого времени был подписан удивительный договор. Греки Александрии соглашаются уйти мирно; арабы дают им год, чтобы сделать это. Осенью 642 г. передача происходит должным образом. Одна из самых богатых византийских провинций была приобретена арабами без боя.

Арабы стремительно продолжают идти на запад вдоль побережья Северной Африки, захватив Киренаику в 642 году и Триполи в 643. Но они остаются в значительной степени неэффективными форпостами. В течение почти трех десятилетий арабы не достигли значительного прогресса в покорении местных берберских жителей этой прибрежной полосы.

Поворотный момент наступил в 670 году с основанием нового арабского гарнизонного города в Кайруане, примерно в шестидесяти милях к югу от византийского города Карфаген. С этой безопасной базы становится возможным военный контроль. Карфаген разрушен (еще раз) в 698 году. К началу 8-го века северо-западная Африка прочно оказалась в арабских руках. В 711 году арабский генерал делает следующий экспансионистский шаг. С берберской армией он пересекает Гибралтарский пролив и входит в Испанию.

 

Арабы в Испании и Франции 711-732 гг.

 

Короткое путешествие по воде из Африки, переправка армии в Испанию в 711 году, начинает заключительный удар арабского экспансионизма на западе. В часто повторяющейся истории захватчики, приглашенные помогать одной стороне в ссоре, быстро захватывают контроль и подавляют обе конфликтующие стороны. В течение нескольких месяцев арабы изгоняют вестготов из своей столицы в Толедо.

Вскоре губернаторы, назначенные халифом в Дамаске, правят большей частью Испании. Арабы стремятся на север. Их армии движутся в Галлию, и вот, наконец, они останавливаются — около Пуатье в 732 году.

 

Арабы и Константинополь 674-717 гг.

 

В нападении на Византийскую империю в течение 7-ого столетия, кампания последовательно безуспешна.

Впервые город безуспешно атакован морем и сушей в 669 году. Последняя из нескольких экспедиций заканчивается катастрофой для арабов в 717 году, когда флот из примерно 2000 кораблей разрушен штормом и армия отступает домой через зимнюю Анатолию. С середины 670-х годов у византийцев есть одно сильное психологическое преимущество — таинственное новое устройство в их арсенале, которое становится известным как греческий огонь.

 

Греческий огонь 674 год

 

В 674 году мусульманский флот входит в Босфор, чтобы напасть на Константинополь. Его приветствует и сильно сдерживает новое оружие, которое можно рассматривать как предшественника современного огнемета. До сих пор не открыто, как византийские химики достигают струи пламени для своего «греческого огня». Секрет такого смертельного преимущества ревностно охранялся.

Легковоспламеняющееся вещество основано на нефти, плавает на воде и его практически невозможно погасить. В своей самой разрушительной форме он выступает в виде потока жидкого огня из трубы, установленной в носовой части корабля. Распыленный среди деревянного флота, его потенциал очевиден.

 

Арабы и мусульмане 8-й век

 

В течение взрывного первого столетия арабской экспансии отношения тонко меняются между двумя понятиями — арабским и мусульманским. Сначала они неразделимы. Мусульманские армии полностью состоят из арабских соплеменников, и считается само собой разумеющимся, что только арабы могут быть мусульманами. Между походами арабские армии остаются вместе в зимних лагерях или гарнизонных городах. Они являются оккупирующей силой, мало связанной с жителями завоеванных территорий.

Но к началу 8-го века, когда мусульманская экспансия достигла приближающегося пика, арабов попросту не хватает, в частности для воинской службы.

По необходимости люди других групп начинают приниматься в ислам, сражаясь вместе с арабами. Берберы делают это на западе, а персы — на востоке. Неизбежно возникают обиды. Неарабы часто чувствуют, что к ним относятся как к мусульманам второго сорта, особенно когда речь идет о том, чтобы делиться добычей после кампании. И обращение посторонних в ислам несет финансовое бремя. Не мусульмане облагаются налогом, который не платят верующие. Распространение веры истощает сокровищницу.

Эти различные напряженные отношения и неизбежная сложность управления огромной новой империей приводят к восстанию в 747 году против Омейядского халифа.