История Византии. Часть 3

византийская империя

Арабские завоевания с 7 века

 

Одним из самых драматичных и внезапных движений любого народа в истории является экспансия арабов в 7-м веке путем завоевания (ему может соответствовать только пример монголов в 13-м веке). Пустынные соплеменники Аравии составляют основную часть мусульманских армий. Их естественная свирепость и любовь к войне вместе с чувством моральной прямоты, обеспечиваемым их новой религией, образуют непреодолимую комбинацию.

Когда Мухаммед умирает в 632 году, западная половина Аравии является мусульманской. Два года спустя весь полуостров был приведен к вере, и арабские кочевники становятся мусульманами в пустыне к востоку от Палестины и Сирии.

Великие христианские города Сирии и Палестины быстро переходят к арабам с 635 года. Первый пал Дамаск в этом году. Антиохия следующая в 636 году. И 638 год приносит величайшую награду из всех, с точки зрения мусульман, когда Иерусалим взят после годовой осады.

Этот момент имеет огромное значение для молодой религии, поскольку ислам видит себя преемником иудаизма и христианства. Город народа Моисея, в котором Иисус также проповедует и умирает, является святым местом и для мусульман. Моисей и Иисус — предшественники Мухаммеда как пророки. Связь с Мухаммадом также скоро появиться в Иерусалиме.

 

Мусульманская Северная Африка с 642 г.

 

Арабское завоевание Египта и Северной Африки начинается с прибытия армии в 640 году к византийскому укрепленному городу Вавилону (в районе, который сейчас называется Старый Каир). Арабы захватывают его после осады и основывают свой собственный гарнизонный город на востоке, называя его Аль-Фустат.

Затем армия переходит в Александрию, но здесь оборона достаточно хорошая, чтобы сдерживать их в течение 14 месяцев. В конце этого времени был подписан удивительный договор. Греки Александрии соглашаются уйти мирно; арабы дают им год, чтобы сделать это. Осенью 642 г. передача происходит должным образом. Одна из самых богатых византийских провинций была потеряна.

Арабы стремительно продолжают идти на запад вдоль побережья Северной Африки, захватив Киренаику в 642 г. и Триполи в 643 г. Но они остаются в значительной степени неэффективными форпостами. В течение почти трех десятилетий арабы почти не прогрессируют в подавлении местных берберских жителей этой прибрежной полосы.

Поворотный момент наступил в 670 году с основанием нового арабского гарнизонного города в Кайруане, примерно в шестидесяти милях к югу от византийского города Карфаген. С этой безопасной базы становится возможным военный контроль. Карфаген разрушен (еще раз) в 698 году. К началу 8-го века северо-западная Африка прочно оказалась в арабских руках. В 711 году арабский генерал делает следующий экспансионистский шаг. С берберской армией он пересекает Гибралтарский пролив и входит в Испанию.

 

Арабы и Константинополь 674-717 гг.

 

В подавляющем нападении на Византийскую империю арабами в течение 7-ого столетия, только одна кампания последовательно безуспешна. Это их часто повторяемая попытка захватить сам Константинополь.

Впервые город безуспешно атакован морем и сушей в 669 году. Последняя из нескольких экспедиций заканчивается катастрофой для арабов в 717 году, когда флот из примерно 2000 кораблей разрушен штормом и армия отступает домой через зимнюю Анатолию. С середины 670-х годов у византийцев есть одно сильное психологическое преимущество — таинственное новое устройство в их арсенале, которое становится известным как греческий огонь.

 

Использование греческого огня 674 г.

Греческий огонь

В 674 году мусульманский флот входит в Босфор, чтобы напасть на Константинополь. Его приветствует и сильно сдерживает новое оружие, которое можно рассматривать как предшественника современного огнемета. Не было открыто, как византийские химики достигают струи пламени для своего «греческого огня». Секрет такого смертельного преимущества ревностно охранялся.

Современные ученые предполагают, что легковоспламеняющееся вещество основано на нефти, находится на поверхности воды и его практически невозможно погасить. Но в своей самой разрушительной форме оно выступает в виде потока жидкого огня из трубы, установленной в носовой части корабля. Распыленный среди деревянного флота, его разрушительный потенциал очевиден.

 

Иконоборчество 726-843 гг.

 

В 726 году византийский император Лев III издает указ. Над бронзовыми воротами, ведущими в его императорский дворец, со времен Юстиниана было огромное золотое изображение Иисуса Христа — покровителя и источника власти византийских императоров. Лев отправляет группу войск, чтобы уничтожить эту великую икону (от eikon , греч. «Изображение»).

Местное возмущение настолько велико, что толпа убивает ответственного офицера. Событие начинает так называемую иконоборческую борьбу, которая разрушает империю и вносит значительный вклад в развивающийся раскол между Римом и Константинополем.

Лео пользуется поддержкой многих в восточных провинциях империи, и у него есть веские аргументы на его стороне. Иконы очень почитаются в византийской церкви, безошибочно игнорируя вторую заповедь Бога (запрещающую «гравированные изображения»). Ислам, принимая тот же самый запрет со всей серьезностью, на протяжении почти столетия был соседним источником упрека. Большинство христианских лидеров на востоке (регион, наиболее пострадавший от ислама) поддерживают политику Льва.

Он не остерегается массовых беспорядков, последовавших за первым иконоборческим актом 726 года, и идет дальше по выбранному пути. В 730 году он объявляет незаконным владение иконами и приказывает уничтожить их.

Битва между иконоборцами ( klastes , по-гречески «разрушитель») и иконодулистами ( doulos , «слуга» и, следовательно, «поклоняющийся») является политической и имеет насильственные последствия для раннего византийского искусства. Но у папы Григория III в Риме ничего этого нет, а католики всегда оставались страстными иконодулистами.

В восточной империи наступает перерыв в 787 г., когда иконодулисты завоевывают власть, но иконоборчество возрождается как имперская политика в 814 году. Спор длится до 843 года. В этом году Феодора, вдова императора Феофила, официально санкционирует почитание икон — событие до сих пор празднуется каждый год в восточной церкви как праздник православия.

С 843 г. иконы восстанавливают свое особое положение в греческом православном христианстве, никогда больше не теряя его. Экран между нефом и алтарным святилищем в православной церкви посвящен показу святых изображений — как конкретно указывает его название иконостас.

Поскольку другие регионы обращены в греческую религию, на Балканах и в России, почитание образов распространяется. Действительно, для многих сегодня, после тысячелетия богатой традиции русского православного христианства, слово «икона» предполагает прежде всего русскую религиозную живопись. А русские иконы, которые до сих пор пишутся сегодня, сохраняют большую часть древнего византийского стиля.

 

Византийское возрождение 10 век

 

В течение 10-го века византийские владения претерпевают заметное возрождение. Контроль над большей частью Балкан восстанавливается, когда славяне попадают в империю — сначала путем их обращения в греческое православное христианство, а затем посредством договоров и союзов. За Дунаем русские также обращаются в веру, и время от времени их поддерживают дружеские отношения с императорской семьей в Константинополе.

В тот же период византийские армии восстанавливают Анатолию, Сирию и северную Месопотамию, расширяя границы империи беспрецедентным образом с момента появления ислама в 7 веке.

Даже в Италии византийская территория расширяется на юге, где выселение арабов возвращает имперскому контролю всю южную береговую линию (Апулия и Калабрия). Сицилия в тот же период была потеряна для арабов в длительной борьбе с падением Палермо в 831 году до потери последнего византийского оплота в 965 году.

В следующем столетии их вновь омрачат новые враги на каждом фланге — норманны на западе, турки-сельджуки на востоке.

←История Византии. Часть 2                                             История Византии. Часть 3→

Исторический Журнал
Добавить комментарий