История Византии Часть 1

Новый Рим 330 г. н.э.

 

Константин, теперь твердо командующий всей Римской империей (первый человек, долгое время находившийся на этом посту), планирует еще одну столь же важную инициативу, как принятие христианства. Сразу после поражения Лициния он приступает к восстановлению Византии как христианской столицы — города, в котором языческие жертвы, центральный ритуал имперского Рима до этого времени, строго запрещены.

Город готов к 330 году нашей эры для церемонии инаугурации. Византия приобретает два новых названия — Новый Рим и Константинополь, город Константина. Римская империя, в течение восемнадцати лет после первой победы Константина, имеет новую религию, новый центр притяжения и значительное изменение культуры.

Греция всегда была основным культурным влиянием на Рим, а греческий язык является языком жителей Византии. С основанием Константинополя, старая культура эффективно поглощает своего энергичного младшего соперника. Даже имя Константинополис греческое (полис означает город).

И все же Константинополь также является новым Римом, столицей Римской империи. Греки этого города еще долго будут называть себя римлянами. На протяжении нескольких веков Константинополь представляет собой конец Римской империи и начало Византийской империи. Тем временем Рим постепенно устанавливает новую идентичность — как место пребывания христианского папы.

Византия предлагает римскому императору явное стратегическое преимущество как центр действия, поскольку он намного ближе, чем Рим, к угрожаемым регионам империи.

Основными проблемами в прошлом столетии были защита Балкан от захватчиков за Дунаем и защита Ближнего Востока от персов. Византия, обновленная теперь как Константинополь, прочно стоит между этими неспокойными регионами.

 

Константин и его город от 330 г. н.э.

 

Император Константин 1Император не тратит времени на строительство памятников, чтобы провозгласить Византию христианским городом. Фокусной точкой является структура, от которой теперь нужно измерять все расстояния в империи. Он состоит из четырех триумфальных арок, поддерживающих купол.

Рядом находится первая церковь, построенная здесь Константином. В этом греческом городе он посвящен не мученику, а концепции святого мира — церкви Св. Ирины. Вероятно, до конца жизни Константина начинается работа над его знаменитым соседом — Святой Софией.

В 337 году нашей эры Константин, наконец, крестился — всего за несколько дней до своей смерти. Часто спрашивали, почему он оставил этот необходимый акт христианской верности так поздно. Ответ, вероятно, чтобы не тратить магию крещения, которая смывает грехи. Император вряд ли может прожить безупречную жизнь, и в записи Константина есть много пятен — таких как его необъяснимая казнь старшего сына и его второй жены в 326 году. Позднее крещение гарантирует прощение грехов в день суда.

 

Три сына Константина 337-361 гг.

 

После смерти Константина в 337 г. н.э. империя была разделена между его сыновьями Константином II, Констанцием II и Константом. Со времен его отца, Констанция, в семье был выбор постоянства в выборе имен.

Сыновья наследуют части империи, которыми они уже правили от имени своего отца, как Цезари. Констанций II, хотя и не самый старший, имеет львиную долю — Грецию, Константинополь и всю восточную империю. Его старший брат, Константин II, правит Испанией, Галлией и Великобританией. Самый молодой, Констант, контролирует Италию и Испанию.

Мир и мудрость, в честь которых в Константинополе сейчас возвышаются церкви, не делают братьев более любящими, чем другие императорские семьи. Большое количество их мужских отношений было убито в начале царствования, и Константин II встречает свою смерть в Италии в 340 году, когда идет против Константа. Десять лет спустя Констант был убит в Галлии командующим армией с прицелом на трон. С 350 г. н.э. Констанций II является единственным законным императором.

С трудом он восстанавливает контроль над всей империей. Но с точки зрения христианства, которым он так же увлечен, как и его отец, он совершает одну кардинальную ошибку. Он назначает Цезарем Запада своего двоюродного брата Юлиана.

 

Юлиан Отступник 337-361 гг.

 

Сын сводного брата Константина Великого, Юлиан избегает расправы над членами семьи, которая произошла после смерти Константина — вероятно, потому что ему всего шесть лет. В свои 20 лет он учится в Афинах, которые до сих пор сохраняют свой статус центра изучения греческого языка и языческой философии. Воспитанный строго как христианин, Юлиан теперь становится приверженцем греческой культуры. Он сам талантливый писатель, и несколько его работ сохранились.

Мало что из этого запомнилось бы сегодня, если бы не неожиданный случай его становления императором. Последующие события, произошедшие за два коротких года «отступничества» на престоле, загипнотизировали христианских историков.

В 356 году нашей эры, когда Юлиану двадцать пять лет, император Констанций II назначает его Цезарем, командующим римскими войсками в Галлии. Ко всеобщему удивлению молодой интеллектуал оказался блестящим генералом, одержав ряд побед над могущественными племенами вдоль границы с Рейном.

В 359 году, требуя подкрепления против Персии, Констанций приказывает многим лучшим легионам Юлиана идти на восток. Вместо этого войска дислоцирующиеся под Парижем провозглашают императором Юлиана. Он медленно движется на восток вместе с ними. Но в 361 году Констанций, двигаясь на запад, чтобы встретить противника, умирает в Малой Азии. Юлиан становится императором.

 

Возрождение языческого культа 361-363 гг.

 

Точно неизвестно, когда новый император Юлиан решит восстановить древних богов Рима и Греции. Сначала он ведет себя с религиозной терпимостью, но к 362 году Юлиан делает видную демонстрацию ритуальных жертвоприношений, которые он совершает лично в возрожденных языческих храмах.

Когда христиане протестуют, он убирает их реликвии из древних святынь, налагает особые налоги на христианских священников и отдает предпочтение язычникам на государственной службе.

Юлиан повторяет, наоборот, действия своего дяди Константина в пользу христианства. Он намеревается создать сеть языческих священников и чиновников по всей империи, созданной христианами. Такой взгляд на завтрашний день не привлекает вчерашнюю элиту.

В какой степени молодой император мог достичь своей цели — одно из интересных исторических предположений. В христианских глазах Бог дает быстрый и решительный ответ, когда Юлиан был убит в 363 году в стычке с персами. Говорят, что в своих умирающих словах отступник уступает победу Христу.

 

Границы империи 364-378 гг.

 

Смерть Юлиана в войне с Персией косвенно приводит к заключению мира на этой границе. Армия выбирает в качестве императора члена королевской семьи по имени Йовиан, который извлекает римские легионы из опасной ситуации, делая крупные уступки. Большие участки территории в Месопотамии и Армении, давно оспариваемые, отданы Персии.

Йовиан умирает от естественных причин менее чем через год после того, как стал императором. Его уступки считаются позорными в Константинополе, но пройдет сорок лет, прежде чем возобновится война с Персией.

На других потенциально опасных границах империи, Дуная и Рейна, ситуация совершенно иная. Давление варварских племен, внезапно оказавшихся под угрозой со стороны гуннов, наконец должно разрушить барьеры и затопить западную империю.

Катастрофа начинается, когда император Валент побежден и убит вестготами в Адрианополе в 378 г. Его преемник Феодосий — впоследствии император получил титул «Великий» — решает проблему в краткосрочной перспективе, поселяя вестготов как союзников, в составе империи. Но вторжение готов, вандалов и гуннов в течении следующего столетия потревожит и окончательно разрушит Римскую империю на западе.

 

Христианский император и христианский епископ 379-390 гг.

 

Феодосий становится восточным императором в 379 г. н.э. и быстро решает религиозные расколы в империи, объявляя языческое поклонение и христианские ереси (такие как арианство) незаконными. Закон 380 г. предписывает всем гражданам принять католические доктрины, согласованные под председательством Константина Великого на Никейском соборе в 325 году.

Тесная связь между церковью и государством, когда государство руководит, становится характерной чертой восточной части страны. Но Феодосий в известном столкновении обнаруживает, что западные епископы имеют собственные авторитарные идеи.

Священник, который устанавливает высокий стандарт для западной церкви в ее отношениях со светскими властями, — это Амвросий, епископ Миланский. В 390 году нашей эры, когда Феодосий находится в Милане, в Греции произошли беспорядки. Губернатор города убит, а Феодосий посылает приказы на жестокую расправу.

Поклонники бунта приглашаются в цирк для особого представления. Ворота заперты. Более 5000 убито войсками в результате резни, продолжавшейся три часа.

Когда известие о злодеянии достигает Милана, Амвросий отказывается давать причастие императору, если он не делает публичное покаяние за преступление. Феодосий сначала держится подальше от церкви. Но в конце концов, он появляется с непокрытой головой и вретище на месте своих роскошных имперских одежд. Он повторяет представление несколько раз перед тем, как Амвросий смягчается, наконец давая своему императору причастие на Рождество.

В угрозе отлучения от церкви западная церковь обнаруживает мощное оружие для борьбы с своенравными правителями.

 

Рим и Константинополь 4-5 век

 

Баланс между Римом и Константинополем и потенциальная возможность расстроиться становится все более четко определенным. Два императорских двора, восток и запад, были знакомой частью истории империи. По сути, они больше похожи на два армейских лагеря, постоянно в движении. Если они подходят слишком близко друг к другу, результатом часто становится война.

С двумя конкурирующими городами, заинтересованными в политическом и религиозном приоритете, ситуация более сложная. В середине 4-го века, при Констанции II, сенат в Константинополе получил равные полномочия с Римским. Несколько лет спустя на Константинопольском соборе в 381 году утверждается, что епископ Константинополя имеет равный статус с епископом Рима.

На религиозном фронте нелегкое перемирие сохраняется в течение нескольких веков. Окончательный раскол между Римом и Константинополем, признавая существование отдельных римско- католических и греко-православных церквей, становится очевидным только в средние века.

В военной сфере этот шаг обусловлен событиями, которые в значительной степени находятся вне контроля императоров. До 395 года Феодосий управляет всей империей со значительным мастерством, и его потомки по крайней мере номинально сохраняют контроль над Востоком и Западом до 455 г. Но любая мера мира на западе была куплена компромиссом с германскими племенами.

 

Одоакр, король Италии 476-493 гг.

 

Немецкие наемники к настоящему времени составляют важную часть любой римской армии, а римские армии играют важную роль в создании и разрушении императоров. Это имеет место в довольно нормальном путче в 476 г., но за ним следует необычный спрос со стороны наемников. Они хотят поселиться в Италии. Они предполагают, что треть имущества каждого землевладельца должна быть передана им.

Предложение не так необоснованно, как кажется. Римские солдаты в прошлом были вознаграждены землей, а варварские племена поселились в провинциях империи в качестве федератов. Но у римлян шокирующая мысль, что эта провинциальная система может относиться к самой Италии. Требование наемников отклонено.

Реакцией становится немедленный мятеж. Члены племени выбирают одного из своего числа, Одоакра, своим королем. Он приводит их к быстрой победе, но сразу дает понять, что его намерение не состоит в том, чтобы уничтожить западную империю. Его желание быть частью этого. Он посылает послов к императору Зенону в Константинополе, признавая правление императора, но прося, чтобы ему было позволено управлять Италией как королем своего народа. Зенон неохотно соглашается, при условии соблюдения определенных пунктов протокола.

Сенат в Риме принимает свершившийся факт с большей благодатью, поскольку Одоакр доказывает, что эффективный правитель в рамках традиционной римской системы. Он даже находит землю для своих немецких соплеменников, не вызывая чрезмерных потрясений.

 

Конец Римской империи? 476 г.

 

Принятие Одоакра в качестве короля Италии в 476 году приводит к тому, что этот год считается концом Римской империи. И в реальном смысле это так. Короли и папы, ни один из них не является частью римской имперской традиции, отныне будут обладать властью на итальянском полуострове.

Но это точка зрения задним числом. Для историков Константинополь является к этому времени столицей молодой Византийской империи. Для европейцев в 5 веке это все еще центр очень древней Римской империи. В имперских терминах нет ничего нового о хаосе и потрясениях на западе, и римские императоры в Константинополе продолжат предпринимать активные шаги для восстановления своей власти. В 488 году это делается с помощью остготов.

 

Теодорих 487-526 гг.

 

Остготы меньше вестготов вторглась на имперские территории Рима и Константинополя. В последнее время в своем регионе к северу от Черного моря их покорили гунны. Но после краха гуннов в середине 5-го века остготы устремляются через Дунай на Балканы.

В 487 году под руководством Теодориха им почти удалось захватить Константинополь. Византийский император Зенон находит блестящее краткосрочное решение этой неотложной проблемы. Недавно ему пришлось уступить Италию одному варвару, Одоакру , теперь он приглашает Теодориха вторгнуться в Италию и занять место Одоакра.

Теодорих прибывает в Италию в 489 году нашей эры. За двенадцать месяцев с августа 489 года его остготы противостоят Одоакру в трех отдельных битвах. В каждом они одерживают победу, но им не удается выбить Одоакра из его крепости в Равенне . Это в конечном итоге достигается путем переговоров с епископом Равенны в качестве посредника. Достигнута договоренность о том, что Теодорих и Одоакр будут править Италией совместно. 5 марта 493 года ворота города открыты для Теодориха.

Десять дней спустя Теодорик приглашает Одоакра на банкет. Во время его он убивает своего гостя.

Долгое правление Теодориха в Италии начинается с этого предательства, но убийство Одоакра оказывается нетипичным для остготского короля. Его тридцать три года правления приносят период спокойствия в Италию. Он является первым варварским королем из германских племен Северной Европы, который установил устойчивое и цивилизованное правление, о котором до сих пор свидетельствуют здания в Равенне. Его достижения завоевывают ему прочное место в легенде, как Дитриха фон Берна.

Теодорих никогда не отклоняется от своего соглашения с Константинополем. Он правит в Италии как назначенный императором военный губернатор, становясь тем самым принятой частью Римской империи, а не ее врагом.

Теодорих имеет смысл оставить администрацию Италии практически без изменений и в руках римлян. Им запрещено служить в качестве солдат, но готы не могут присоединиться к бюрократии. Расположение устраивает даже папство. Хотя он правитель, Теодорих не пытается вмешиваться в дела римско-католической церкви. Действительно, ему так сильно доверяют, что, когда в папском престоле в 498 году появляются два соперничающих претендента, ему предлагается выбирать между ними.

Тем не менее, правление варварского короля в Италии недопустимо в долгосрочной перспективе. Неадекватность непосредственных преемников Теодориха побуждает Юстиниана провести кампанию 535 года, чтобы вернуть Равенну.