Особенности живописи средневековья

Иллюминированные рукописи

Византийская живопись иконы с 6-го века

 

Самые ранние изображения христианской империи — это мозаики, украшающие стены и купола церквей. Но в монастырях Восточной Церкви возникает иная, в конечном счете, более прочная традиция. Традиция иконы, от греческого eikon означающая «образ» — святая картина, и в частности написанная на переносной деревянной панели.

Эта форма преданного служения хорошо подходит для нужд монахов в отдаленных пустынных общинах. Одна из самых больших коллекций ранних икон сохранилась в монастыре Святой Екатерины на Синае, основанном в 6 веке императором Юстинианом.

взантийские иконы 5-7ввВскоре сами иконы становятся объектами такого почитания, что складываются строгие правила относительно того, как их следует писать. При этом должное место и ранг отводится иерархии персонажей — Самому Христу, его Деве Матери, апостолам, пророкам и святым. С их позолоченными фонами, роскошными одеждами, коронами, ореолами и торжественными выражениями. Святые фигуры Византийской живописной иконы устанавливают доминирующий стиль и особенности живописи средневековья раннего периода христианского искусства.

Склонность поклоняться этим образам вызывает бурную реакцию иконоборчества. С 726 года огромное количество икон разбито, вместе с мозаиками в церквях. Но столетие спустя Императорское одобрение вновь дается производству святых образов.

С 843 года иконы восстанавливают свое особое положение в греческом православии, чтобы никогда больше не терять его. Экран между нефом и алтарным святилищем в православном храме посвящен показу святых образов — как конкретно гласит его название иконостас.

По мере того как другие регионы обращаются в Греческую религию, на Балканах и в России распространяется почитание образов. Действительно, для многих людей сегодня, после тысячелетия богатой традиции русского православного христианства, слово «икона» предполагает, прежде всего, русскую религиозную живопись. А русские иконы, которые до сих пор пишутся, во многом сохраняют древний византийский стиль.

 

Портативные картины

 

От первых наскальных рисунков до фресок Египта, Помпеи или буддийского Китая, живописное искусство почти исключительно встречается на стенах. Но в более поздние века переносные изображения, следуя раннему примеру икон, стали главным направлением в истории живописи.

Развиваются два отдельных вида портативного искусства, один из которых легче переносить, чем другой. Более тяжелый вид сначала использует древесину в качестве основы. Начиная с византийских икон, эта традиция развивается в панно раннего Возрождения. А затем развивается дальше, когда растянутый холст вводится в качестве основы для изображения. (Особенно в северной Италии, в конце 15-го века, такими художниками, как Мантенья).

Другая великая традиция живописных изображений стала возможной благодаря очень легким материалам подложки. Большинство из них были разработаны в основном как поверхности для письма. Каждый материал в свою очередь становится связанным со школой или стилем живописи. Во-первых, свиток папируса в Египте подсказывает тонкие иллюстрации, которые знакомы, в частности, из знаменитой «книги мертвых».

пергаментный кодексЗатем развитие пергамента делает возможным кодекс (с листьями, связанными вместе на корешке). Что позволяет христианским монахам украшать иллюминированные рукописи. Точно так же буддийские монахи производят самые ранние портативные картины из Индии (примеры которых сохранились с 11-го века нашей эры), каждый на одном пальмовом листе.

Открытие шелка в Китае дает художникам Дальнего Востока материал, который сохраняет свою популярность на протяжении веков.

Но есть другой китайский материал, бумага, которая занимает в истории искусства место даже более заметное, чем холст. Бумага делает возможными красоты персидских и индийских миниатюр. Шедевры Европейского искусства, начиная с эпохи Возрождения, достигаются на бумаге, а затем следуют тонкости акварели. Так же печатное дело на протяжении всей своей истории зависело от бумаги.

 

Иллюминированные рукописи 7-го — 11-го века

 

Ирландские монахи 7-го и 8-го веков создают иллюминированные рукописи, которые являются одними из величайших сокровищ кельтского и раннехристианского искусства. Красивая каллиграфия (переписчики иногда добавляют на полях жалобы на свои трудные условия труда) обычно дает текст четырех Евангелий. книга ДарроуСамая ранняя из них — книга Дарроу, датируемая примерно 650 годом. Другие включают в себя Линдисфарнские Евангелия (около 700) и Келлскую Книгу (около 800).

Слава этих рукописей (в дополнение к их удивительно изобретательным изображениям евангелистов) заключается в замысловатом украшении. Со знаменитыми «ковровыми страницами», образованными переплетающимися узорами,  напоминающими сложные линейные конструкции в кельтских металлических изделиях.

В конце 8-го века многие рукописи были заказаны Карлом Великим. Он ценит их как святыни и как свою личную художественную галерею. Когда императорский двор находится в движении (что происходит большую часть времени), его багажная часть императора, полна драгоценных манускриптов.

Легенда добавляет, что после смерти Карл Великий был похоронен в сидячем положении, одетый в богатые одежды и держащий скипетр. На коленях у него лежит иллюстрированная рукопись.

Писцы, пишущие тексты манускриптов, и просветители, добавляющие декоративные надписи и иллюстрации, делают это в мастерских европейских монастырей. Хотя, вероятно, не все нанятые люди являются монахами. Примеру покровительства Карла Великого следуют его ближайшие преемники и более поздние правители в Средневековой Европе, в частности императоры династии Оттонов.

Каролингские и Оттоновские рукописи обычно представляют собой Евангелия или другие священные тексты, но светский мир вторгается в них чаще, чем раньше. Фронтиспис часто теперь показывает императорского покровителя на его троне, в манере, ранее зарезервированной для Иисуса или одного из евангелистов.

Раннесредневековый интерес к иллюминированным рукописям означает, что портативное искусство того периода заключено в драгоценных томах. Один-единственный фрагмент текста, с орнаментом и иллюстрацией, иногда можно увидеть сегодня в музейных экспозициях. Но по большей части эти изображения заперты на полках редких книг библиотек.

Это уединение сохранило их в лучшем состоянии, чем другие виды искусства того же периода. Но оно также сделало эту главу несколько незаметной в истории европейской живописи. Художники начинают достигать более высокого профиля, начиная с 13-го века, с фресковой живописи в Италии.

Исторический Журнал
Добавить комментарий