История Аравийского полуострова

карта Аравийского полуострова

Аравийский полуостров

 

Аравия — это огромный полуостров, расположенный между северо-восточной Африкой и континентальной Азией. Его длинное южное побережье обращено через Индийский океан к Индии, что хорошо для торговли.

Но до 20-го века регион не имел других естественных преимуществ. Центр — пустыня, столь же негостеприимная, как следует из его названия («Пустая четверть»). Здесь могут жить только кочевники, перемещаясь со своими верблюдами из оазиса в оазис. Жесткая простота их существования становится характеристикой людей этого полуострова, арабов и религии, которую они распространяют здесь по миру — ислама.

 

Шеба легенды с 8-го века до нашей эры

 

Только юго-западная прибрежная зона Аравии достаточно плодородна, чтобы способствовать оседлому существованию — на самом деле это единственная часть полуострова с достаточным количеством осадков.

К 8 веку до н.э. в этой области существуют конкурирующие королевства. Самым успешным из них является Саба (Сава), фигурирующая в Библии как Шеба.

Согласно Библии, царица Савская посещает Соломона, т.к. слышала о его мудрости. Чтобы угодить великому царю, она приводит верблюдов, нагруженных специями, золотом и драгоценными камнями.

Исторического основания для этой истории нет, но примерно к 715 г. до н.э. правители Сабы упоминаются в отчетах о дани, отправленных в Ассирию. И богатый караван королевы верблюдов — справедливое отражение торговли, которая приносит богатство в этот уголок Аравии. Специи из Индии и с востока выходят на берег в Адене и переносятся на западное побережье полуострова в Египет и Месопотамию.

 

Мекка до Ислама

 

Древняя МеккаГород Мекка, в скалистой долине без сельскохозяйственных ресурсов, развивается в течение столетий, предшествующих исламу. Есть две веские причины. Это торговый пост на караванном пути из Индийского океана в Средиземное море. И Мекка стала важным местом для паломничества в Аравии.

По крайней мере, с 4-го века большое количество паломников прибывают в Мекку, чтобы совершить ритуальный акт обхода семи раз вокруг небольшого квадратного здания, известного как Кааба («куб»). Здание полно идолов, которые являются объектами поклонения. Он также включает в себя священный черный камень, возможно, по происхождению метеорит.

 

Ислам в Аравии

 

В 7 веке Аравия становится колыбелью третьей великой монотеистической религии в мире. Все три начались в небольшом районе юго-западной Азии. Первый иудаизм, где-то в регионе, простирающемся от Красного моря до Палестины; затем христианство в северной части этой области, и, наконец, ислам на юге, в Мекке, недалеко от Красного моря.

Каждый из более поздних проповедников в этой близкой семье религий утверждает, что основывался на послании своих предшественников, и предлагает лучшую и более актуальную версию истины об одном Боге. В данном случае, как это было открыто Посланнику Бога Мухаммеду. Ислам означает «предание» (Богу), и тот же человек, который следует исламу, является мусульманином.

 

Правители Аравии 8-20 века

 

В течение столетий после появления ислама в истории Аравийского полуострова, хотя и происходили сильные локальные беспорядки, в целом он находился под контролем последовательных правителей окружающего мусульманского мира — династии Омейядов, затем Аббасидов, мамлюков и, наконец, Османской империи.

Только вокруг побережья развиваются стабильные независимые королевства.

Территории вокруг побережья Аравии превращаются в королевства и эмираты, в результате чего появятся современные государства Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Йемен.

Но засушливый центр полуострова остается анархическим заповедником кочевых племен или бедуинов (обитающие в пустыне).

 

Аравия и Саудиты с 1744 г.

 

Центральная Аравия начинает объединяться под влиянием пуританского реформатора Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, который проповедует самые строгие принципы ислама. В 1744 году он вступает в общее дело с местным правителем Мухаммедом ибн Саудом, и вместе они расширяют свою совместную власть с малых начал в Дарье.

На момент смерти Ибн Сауда в 1765 году вся Центральная и Восточная Аравия является его королевством. Это начало претензии Саудиов на территории, которые будут расширяться в течение следующих двух поколений. К 1804 году вся Аравия, за исключением Йемена и Омана на юге, фактически находилась под контролем Саудитов и под строгим влиянием ваххабитов в духовных вопросах.

 

Аравия и Палестина во время Первой мировой войны

 

Когда турки вступают в войну, в 1914 году наследный эмир Мекки (Хусейн ибн Али) видит шанс вывести свою территорию из-под власти Османской империи. Он тайно начинает переговоры с англичанами. К июню 1916 года он готов начать арабское восстание вдоль побережья Красного моря.

ЛоуренсНаиболее эффективная часть этого восстания проводится Фейсалом, одним из сыновей Хусейна, совместно с Лоуренсом, молодым британским офицером, откомандированным для этой цели. Вместе они нападают на наиболее стратегически важный объект в регионе — железную дорогу, которая проходит на юг от Дамаска через Амман и Маан до Медины. Это единственный маршрут, по которому турки могут легко отправить подкрепление в Аравию.

Политика проходит успешно, и к лету 1917 года арабы продвинулись достаточно далеко на север, чтобы захватить Акабу. Это достигнуто 6 июля в драматическом набеге Лоуренса и некоторых арабских вождей с несколькими сотнями их соплеменников. Вместе они убивают и захватывают около 1200 турок, при своей потере в два человека.

Порт Акаба занимает важное место во главе одноименного залива. Он предлагает относительно легкий доступ к Мертвому морю. Армия Фейсала теперь имеет хорошие возможности для поддержки британского вторжения в Палестину, действуя из пустынного региона Негев, чтобы оказать давление на восточный фланг турок.

Зимой 1916 года британцы прокладывали железную дорогу вдоль северного побережья Синайского полуострова. Это делает возможным нападение на Газу, ворота в Палестину. Но в двух отдельных случаях, в марте и апреле 1917 года, кампания серьезно провалилась. В результате этого появляется новый командир, Эдмунд Алленби.

Алленби успешно захватывает сектор Газа 7 ноября. Он следит за этим, захватив Иерусалим месяцем позже, 9 декабря. Тем временем состояние Британии в Месопотамии также изменилось. Новый командир Стэнли Мод. Мод захватывает Кута 24 февраля 1917 года и Багдад 11 марта.

Таким образом, к концу 1917 союзники, оккупировавшие Иерусалим и Багдад, выполнили половину необходимой задачи на Ближнем Востоке. Но они все еще далеки от границы самой Турции. На средиземноморском фронте впереди Дамаск и Алеппо, в Месопотамии еще есть Мосул, который нужно взять. И даже тогда есть почти непроходимая местность Анатолии, прежде чем можно будет добраться до Стамбула.

С массивными армиями, противостоящими друг другу на западном фронте, все это, кажется, далеко от центра действия. Но 1917 год принес два главных события в США и России, которые по-разному изменяют баланс войны.

Исторический Журнал
Добавить комментарий